ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 469

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

« Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова»

ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ АПК – НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Сборник научных статей Международной научно-практической конференции,

посвященной 80-летию Пермской государственной сельскохозяйственной академии

имени академика Д.Н. Прянишникова

(Пермь 18 ноября 2010 года)

Часть 4

Пермь ФГОУ ВПО « Пермская ГСХА»

2010

1

УДК 633/635

ББК 41

И 665

Научная редколлегия: А.С. Семенов, Э.Д. Акманаев, Ф.З. Мичурина.

Инновационному развитию АПК – научное обеспечение, Международная

И665 науч.-практическая конф. (2010 ; Пермь). Международная научно-практическая конференция «Инновационному развитию АПК – научное обеспечение», 18 ноября 2010 г. Ч. 4 [Текст]: [посвящ. 80-летию Пермской гос. с.-х. акад. им. акад. Д.Н. Прянишникова: сб. науч. статей] в 5 ч. / науч. ред. А.С. Семенов [и др.] – : Пермь : Издво ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2010. – 296 с. – В надзаг. : М-во с.-х. РФ, Феде-

ральное гос. образов. учреждение высшего проф. образов «Пермская гос. с.-х. акад. им. акад. Д. Н. Прянишникова».

ISBN 978-5-94279-097-4

В сборнике представлены статьи, отражающие современное состояние АПК и результаты научных исследований российских и зарубежных ученых. В них затронуты проблемы сельского хозяйства по актуальным вопросам экономики, совершенствования организации и управления агропромышленным комплексом.

Сборник предназначен для ученых, преподавателей, аспирантов, студентов сельскохозяйственных вузов и специалистов АПК.

УДК 633/635

ББК 41

Сборник издан в пяти частях:

часть 1. Агрохимия, агропочвоведение, агроэкология; лесоведение, садово-парковое, ландшафтное строительство; технология переработки сельскохозяйственной продукции, товароведение и экспертиза товаров; механизация сельского хозяйства и безопасность жизнедеятельности; технический сервис в АПК;

часть 2. Агрономия; часть 3. Ветеринарная медицина; зооинженерия; землеустройство, кадастры, геодезия

и мелиорация; архитектура и строительство; часть 4. Экономика;

часть 5. Гуманитарные и физико-математические науки; прикладная информатика.

Печатается по решению ученого совета Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова.

ISBN 978-5-94279-097-4

© ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2010

2


Экономика

УДК 331.108.26:330.47

О.И. Агеева, Т.И.Васенина, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»

РОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И МОДЕЛИ ЕЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Потребность в управлении возникает при необходимости координации действий членов трудового коллектива, объединенных для достижения локальных и глобальных целей. Первоначально любая цель носит обобщенный характер. В процессе уточнения она формируется управленческим аппаратом в виде целевых функций.

Одной из локальных целей является организация поддержки принятия решений на всех уровнях управления на основе своевременности предоставления информации всем заинтересованным службам и лицам с требуемой степенью детализации.

Реализация цели выражается в построении управленческой информации (рис. 1).

Предприятие формирует (структура управления)

Управленческая

информация

Деятельность, связанная с исследованиями

Финансово-экономическая деятельность

 

 

 

 

 

 

Финансово-

 

Внутренний

 

учетная

 

аудит

деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовоаналитическая Информация деятельность

экономического

характера

Информация бухгалтерского учета

Глобальная цель: выживаемость и рентабельность в течение длительного интервала времени

Локальные цели

Декомпозиция организационной структуры управления

(в соответствии с предметной областью)

Основная деятельность (производственная)

Вспомогательная

деятельность

Деятельность, связанная с обеспечением эффективного управления

Деятельность, связанная с обеспечением безопасности

Рис. 1. Взаимное влияние системы управления и информации

3


Без информации нет процесса управления, без нее невозможно сформулировать цель управления, оценить ситуацию, определить проблемы, спрогнозировать развитие событий, подготовить управленческие решения, проконтролировать их выполнение. Управление органически связано с информацией, течением информационных процессов. Непрерывная циркуляция информации между подразделениями организации, между организацией в целом и окружающей ее средой является неотъемлемым атрибутом управления. Именно благодаря информационным процессам организация способна осуществлять целесообразное взаимодействие с окружающей средой, строить свою деятельность с учетом изменения внешних условий, координировать отношения собственных подразделений, направлять их деятельность на достижение запланированной цели. Вследствие этого организация как самоуправляемая система способна сохранять свою целостность и качественную специфику, а также совершенствоваться и развиваться.

Управленческим задачам может отвечать не только собственно создаваемая для этих целей информация, но и та, которая предназначается для других целей, но в необходимых ситуациях будет использована и для управления. К такой информации относится научная, справочная, производственно-практическая, библиографическая и даже художественная информация. Управленческая документированная информация мотивирует принятие решений на самых разных уровнях социальной коммуникации по отношению к таким объектам управления, как человек, группа людей, организационные структуры, общество в целом. Эти объекты управления выступают и потребителями информации.

Потребителем управленческой информации является тот, кому адресуется управленческая информация, кто ее интерпретирует, декодирует. Если семантически управленческая информация для потребителя имеет такое же значение, как для создателя, то он будет точнее знать, что же главное содержится в этой информации. Но в любом случае потребители всегда вкладывают в информацию и свой смысл. Касается это и управленческой информации.

Проблема потребления управленческой информации по существу является неразработанной. Во многом это обусловлено тем, что в социальной коммуникации, хотя и выделяется потребитель как главный компонент, но в реальности недооценивается.

Что может интересовать потребителя в управленческой информации? Обычного индивида интересует, как правило, возможность решить с ее

помощью какую-то личную для себя проблему или проблему, важную для его окружения. В этой связи он может стать потребителем управленческой информации как самого высокого уровня, называемой официальной, так и документов ведомственного, прикладного назначения.

Людей, включенных в профессиональную деятельность, управленческая информация мотивирует к более эффективному выполнению профессиональных обязанностей.

Создатели управленческих документов тоже являются их потребителями, постоянно обращаясь к ним как для принятия решений, так и для поддержки содержательной преемственности при создании новых управленческих документов. Управленческая информация необходима им для ее же корректировки в ситуации, когда она подвергается старению.

4


Управленческая информация помогает в удовлетворении как базисных потребностей человека, так и потребностей, связанных с высокодуховными ценностными ориентациями. Можно предполагать, что наиболее мотивационной для потребителей будет управленческая информация, адекватная их потребностям, и недостаточно эффективно будет использоваться управленческая информация, слабо соответствующая потребностной сфере.

В самом общем виде можно говорить о следующих моделях потребностных ожиданий от использования управленческой информации.

Одна модель связана с практической реализацией намерений потребителя, желающего решить какие-то конкретные для себя проблемы. Она предполагает использование разных видов управленческой информации как законодательной, так и исполнительной, но в реальности допускает отклонения от этого в зависимости от уровня подготовленности потребителя.

Другая модель потребностных ожиданий связана с необходимостью поиска в управленческой информации высоких ценностных смыслов как для их понимания, так и соотнесения со своими личными смыслами. Эта модель присуща ана- литико-критическому типу потребления управленческой информации. В реальности это люди, которые профессионально занимаются созданием и использованием управленческой информации, и те, кто занимает активную социальную позицию, включены в общественные движения, партии или просто проявляют интерес к общественно-политической информации.

Следующая модель характеризует тип потребления управленческой информации в связи с сугубо управленческими задачами. Она отражает высший уровень развития социальной коммуникации, предполагая создание и потребление управленческой информации с целью воздействия на ценностные ориентации объекта управления. Подобный тип потребления управленческой информации встречается на разных уровнях управления. На государственном уровне, на уровне активности различных общественно-политических образований ставятся задачи воздействия на ценностные ориентации всего или значительной части населения. На ведомственно-профессиональном, корпоративном уровне - это обеспечение профессиональной адаптации, роста профессионального сознания, повышение статуса и рейтинга профессии, лоббирование в высших структурах власти и т.д.

Модель потребления управленческой информации на нижних уровнях субъект-объектных отношениях управления формируется на основе сохранения более непосредственных субъект-субъектных отношений. Поэтому управленческая информация перерабатывается объектом как в более произвольной вербальной форме, так и в документированной, организационно-распорядительной. Субъект воздействия (руководители различного ранга) потребляет управленческую информацию для принятия как стратегических решений для развития организации и его членов, так и более частных. При этом он пользуется официальной информацией как вышестоящих организаций, так и являющейся результатом собственной управленческой деятельности. Объекты воздействия потребляют всякого рода управленческую информацию с конкретными целями (образовательными, научными, профессиональными, деловыми) и формируют свои установки на управленческую информацию в зависимости от конкретной мотивации. Обращение к официальной информации высшего уровня (законодательной и исполни-

5


тельной) мотивируется в связи с необходимостью увязывания частных (учебных, научных, профессиональных и т.д.) смыслов с более общими.

Более специфические модели потребления управленческой информации связаны со спецификой деятельности, например, необходимостью использования конфиденциальной информации. Сам вид этой информации может формировать особые типы отношений между субъектом и объектом воздействия. Данному виду информации может придаваться неоправданное значение для возвышения самого субъекта в глазах объекта или, наоборот, несохранность данной информации вызывает социальные, психологические, педагогические издержки в социальной коммуникации. Конкретизация моделей потребления управленческой информации возможна по результатам прикладных исследований.

Библиографический список

1.Бухтиярова Т.И., Агеева О.И. Основы документационного обеспечения управления – Пермь.: Пермская ГСХА, 2010. – 44 с.

2.Сафиуллина З.А. Потребители управленческих документов // Делопроизводство, 2009 ,

№1 – С. 13-20.

УДК 338.1

А.Т. Айдарбекова, ФГОУ ВПО «Тюменская ГСХА»

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Сохранение сельских территорий, их устойчивое развитие являются гарантией обеспечения продовольственной безопасности, социального благополучия страны, ее экономической безопасности и политической независимости. Не случайно за последние годы решению этой проблемы посвятили свои работы многие авторы: И.И. Лоор, Д.Торопов, А.А. Барлыбаев, Ф.Ф. Айдарбаков, И.М. Рахматуллин, Н. Межонова и другие.

На правительственном уровне сейчас рассматривается проект «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до

2020 года».

В проекте Концепции изложены важнейшие общенациональные задачи, которые объективно присущи сельским российским поселениям.

«Село как социально-территориальная подсистема общества выполняет ряд важнейших общенациональных функций:

производственную – удовлетворение потребностей общества в продовольствии и сырье для промышленности, продукции лесного, охотничьепромыслового и рыбного хозяйства, другой несельскохозяйственной продукции;

демографическую – пополнение демографического потенциала страны; трудоресурсную – обеспечение города рабочей силой, мигрировавшей из

села и, прежде всего, на рабочих местах, не востребованных горожанами; использование на городских предприятиях трудоспособного сельского населения, проживающего в пригородах; привлечение трудоспособного сельского населения для работы на размещаемых в сельской местности городскими хозяйствующими субъектами предприятиях (филиалах);

6