ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 473

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вмолочной промышленности наблюдается устойчивый рост производства маслодельной отрасли на фоне спада производства сырной продукции. Это объясняется изменениями в потребительском спросе в Пермском крае. Подъем после спада кондитерской промышленности обеспечили крупные предприятия. Они были созданы на базе действующих предприятий после оснащения новейшим импортным оборудованием и заняли монопольное положение на краевом рынке агропродовольственной продукции.

В2009 году существенно увеличились показатели использования производственных мощностей по производству мяса и мясопродуктов (с 48,1 % в 2007 году до 54,6 в 2009 году), цельномолочной продукции (с 56,9 % в 2007 году до 85,9 в 2009 году), кондитерских изделий (с 80,0 % в 2007 году до 86,9 в 2009 году) практически на всех предприятиях Пермского края, за исключением инвестици- онно-привлекательных, расположенных в краевом центре и Кунгурском районе – молкомбинатов и мясокомбинатов. Причины кроются в трудностях с обеспечением перерабатывающих предприятий сырьем вследствие снижения объемов агропродовольственного производства: в изношенности оборудования, что препятствует выпуску конкурентоспособной продукции, в низкой инвестиционной привлекательности удаленных от крупного промышленного центра перерабатывающих предприятий с устаревшей техникой и отсталыми технологиями. Кроме того, низкий платежеспособный спрос населения районных центров Пермского края, где расположены эти предприятия, высокий уровень самообеспечения основными продуктами питания за счет личных подсобных хозяйств населения также являются сдерживающими факторами. Все перечисленные факторы усиливают значимость сторонних (по отношению к Пермскому краю) источников формирования ресурсов агропродовольственного рынка Пермского края.

Особое место, в перечне групп резервов и факторов повышения эффективности работы современных аграрных фирм и объединений, занимает группа факторов, связанных с совершенствованием структур и механизмов стратегического управления агропродовольственного рынка региона через набор таких поддающихся контролю «инструментов» маркетинга, как товар, цена, методы распространения и методы стимулирования, включая профессионально поставленную рекламу.

Управление агропродовольственным рынком на уровне региона относится

ксложнейшим системам. Их успешное формирование, функционирование и развитие не могут осуществляться без соблюдения, как общих правил системного подхода, так и принципов, обеспечивающих наиболее рациональное и быстрое достижение поставленных стратегических, тактических и оперативных целей в системе управления региональным агропродовольственным рынком.

Органы управления региональных агропродовольственных рынков обязаны в стратегической перспективе реализовать главные задачи:

1) активизация научно-технической и инновационной деятельности;

2) агропромышленное освоение экономически эффективной наукоемкой техники и технологий;

3) укрепление конкурентных позиций отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.

285


Для преодоления негативных факторов и повышения конкурентоспособности агропродовольственной продукции в условиях либерализации внешнеэкономических отношений необходима модернизация системы оптовой торговли с целью снижения издержек в этой сфере.

Направлениями роста производства агропродовольственной продукции являются всемерное и целенаправленное использование внутренних резервов повышения эффективности вложений в агропромышленный комплекс, рациональное сочетание крупного, среднего и мелкого производства, увеличение мотивации сельчан к труду путем поощрения развития наиболее целесообразных форм хозяйствования и интеграции, защиты интересов производителей и потребителей агропродовольственной продукции.

Важнейшим фактором, сдерживающим конкурентоспособность отечественной агропродовольственной продукции на мировом рынке, остается низкий уровень развития инфраструктуры агропродовольственного рынка, защита и развитие отечественной системы оптовой торговли агропродовольственной продукцией (таблица 3).

 

Таблица 3

Меры по развитию агропродовольственного рынка региона

 

 

Возможные преимущества

Меры по развитию возможных преимуществ

Возможность развития межрегиональных

Поддержка отраслей агропродовольственного ком-

продовольственных связей

плекса, ориентированных на внешний рынок, и созда-

 

ние условий для повышения их конкурентоспособно-

 

сти

Участие Пермского края в разделении и

Организация эффективного взаимодействия органов

преодоление дискриминации на россий-

государственной власти и саморегулируемых органи-

ском агропродовольственном рынке

заций на основе анализа развития российского агро-

 

продовольственного рынка

Причины, сдерживающие развитие рын-

Меры по снижению негативных последствий

ка агропродовольственной продукции

 

Низкий уровень жизни значительной

Поддержка слабозащищенных и низкооплачиваемых

части населения

категорий населения, расширение «среднего класса»

 

на основе повышения деловой активности этой кате-

 

гории

Неразвитая инфраструктура

Разработка и реализация государственной целевой

 

программы развития инфраструктуры агропродоволь-

 

ственного рынка с учетом интеграции региональных

 

агропродовольственных рынков

Отсутствие эффективной системы опто-

Формирование эффективной системы оптовой торгов-

вой торговли и товародвижения в целом

ли агропродовольственной продукции с учетом логи-

 

стики товародвижения и возможностей информацион-

 

ных технологий

Проблемы диспаритета цен на промыш-

Эффективное государственное вмешательство в про-

ленные и агропродовольственные товары

цессы формирования тарифов на энергоносители и

 

издержки на производство промышленных и агропро-

 

довольственных товаров

Низкий уровень технической оснащенно-

Модернизация и развитие отечественного сельхозма-

сти агропродовольственного производст-

шиностроения с целью повышения его конкуренто-

ва и рыночных структур

способности на внутреннем рынке

Развитие взаимодополняющих форм организованного агропродовольственного рынка может быть связано со следующей тенденцией: на внутрирайонном уровне будут развиваться в основном те рынки, которые связаны с розничной торговлей и мелкооптовыми продажами (оптово-розничная торговля, фирменные магазины, сезонные и периодические ярмарки). Для обеспечения более крупных

286


контингентов населения агропродовольственной продукцией возрастает значение оптовой торговли как промежуточного звена между товаропроизводителями и розничной торговлей. Сочетание механизма рыночного саморазвития с государственным регулированием агропродовольственного рынка требует в настоящее время создания современного агропродовольственного рынка, обеспечивающего развитие сырьевой базы агропродовольственного комплекса и инфраструктуры агропродовольственного рынка.

Обеспечение стабилизации и развития агропродовольственного рынка Пермского края собственной агропродовольственной продукцией – одно из наиболее зависимых от экономических факторов направлений, связанных с интенсификацией производства продовольствия. По мере повышения уровня развития агропродовольственного комплекса, он приобретает все большое значение. Так, стабилизация и развитие агропродовольственного рынка в Пермском крае в системе регионального агропродовольственного комплекса должна способствовать расширению ресурсного обеспечения собственного производства, улучшению конкурентных позиций производимого продовольствия, повышению снабжения населения продовольствия по оптимальным ценам, увеличению товарооборота и собираемости налогов.

УДК 338.24 : 338.43

Н.В. Югова, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»

О МЕТОДАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ПЕРМСКОМ КРАЕ

Государственное регулирование экономики направлено на достижение соответствия целевой ориентации деятельности хозяйствующих субъектов генеральным целям социально-экономического развития страны, регионов, отраслей, задачам эффективного использования экономического потенциала, природных ресурсов, охраны окружающей среды.

Государственное регулирование национальной экономики представляет со-

бой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям[3].

Механизм регулирования экономики целесообразно рассматривать как сочетание субъектов, объектов, инструментов (средств) и этапов развития.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Носителями хозяйственных интересов являются группы людей, отличающиеся по ряду признаков - имущественному, по доходам, по видам деятельности, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Выразителями хозяйственных интересов являются носители экономических интересов, которые объединены в различные союзы, ассоциации – профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров и т.п. Исполнителями хозяйственных интересов являются органы трех ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной), построенных по иерархическому принципу.

287


В качестве объектов государственного регулирования национальной экономики выступают регионы, отрасли, различные ситуации, явления, условия со- циально-экономической жизни страны, которые требуют решения определенных проблем.

Выделяют следующие формы вмешательства государства в экономику:

1)прямое вмешательство через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные на предписаниях государства.

2)косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Косвенные методы предусматривают использование инструментов и форм воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. При их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки для того, чтобы субъекты выбирали те варианты, которые соответствуют целям государственной экономической политики [3].

Следует отметить, что все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

Говоря о государственном регулировании агропромышленного комплекса

(далее также – АПК), следует заметить, что АПК является одной из немногих отраслей экономики как в развитых, так и в развивающихся странах, которые подвержены усиленному государственному регулированию. Государственное регулирование АПК и его структурных звеньев требует совершенствования, создания гибких механизмов функционирования в рыночных условиях.

Аграрная сфера традиционно занимает особое положение в экономике России, являясь одним из основных секторов национального хозяйства, определяющих жизнедеятельность и продовольственную безопасность общества. Ее значимость определяется не только удовлетворением фундаментальных потребностей людей в продуктах питания, но и обеспечением продовольственной независимости страны, созданием стимулов для развития других отраслей национальной экономики за счет расширения межотраслевых связей [2].

Для государств с развитой рыночной экономикой преобладающими являются методы косвенного регулирования. Для государственного регулирования АПК переходного периода характерно сочетание методов прямого воздействия государства на экономику с применением методов косвенного регулирования.

Отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства, на федеральном уровне регулирует Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Для реализации государ-

288


ственной аграрной политики, в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», могут применяться следующие меры:

1)предоставление бюджетных средств сельхозтоваропроизводителям в соответствии с законодательством РФ;

2)применение особых налоговых режимов в отношении сельхозтоваропроизводителей;

3)осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;

4)регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

5)информационное обеспечение сельхозтоваропроизводителей и других участников рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;

6)антимонопольное регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия;

7)участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;

8)проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций;

9)другие меры, предусмотренные законодательством РФ.

Основное воздействие государства на региональное развитие АПК осуществляется в рамках финансовых инструментов, а также метода целевого программирования.

В настоящее время аграрная политика Пермского края реализуется по направлениям Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы» в рамках краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы» (далее – Программа).

Цель Программы - рост доходов аграрного бизнеса и сельского населения, основанный на устойчивом развитии приоритетных отраслей и эффективном использовании ресурсного потенциала.

Программа содержит пять направлений:

-ускоренное развитие приоритетных отраслей агропромышленного ком-

плекса;

-устойчивое сельскохозяйственное производство;

-формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса;

-развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;

-кадры, консалтинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе.

Основой Программы является стимулирование не процесса производства, а

конечного результата.

Говоря об эффективности применения метода целевого программирования в Пермском крае, следует дать оценку ситуации в сельском хозяйстве Пермского края.

289