Файл: История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 380

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хозяйство восточных славян. Нестор заметил, что наиболее цивилизованными были жители Среднего Поднепровья — поляне, а вот древляне живут звери ным образом, едят все нечистое. И действительно, на черноземах Среднего Поднепровья, в условиях благоприятного климата, на торговой днепровской дороге, при постоянных контактах с более развитыми южными соседями — греческими городами в Причерноморье и Византией — сосредоточилось население, развилось пашенное земледелие, совершенствовались животноводство и коневодство, зарождалось огородничество. Здесь раньше, чем в других славянских землях, научились добывать руду и выплавлять железо. Развивались кузнечное, гончарное, ткацкое, деревообделочное и другие ремесла.

В земледелии стали применять рало с полозом —

деревянный плуг с железным лемехом и железные серпы. Для перемалывания зерна вместо каменных зернотерок использовались большие жернова. Получили распространение двухпольные и трехпольные севообороты, при которых часть земли периодически «отдыхала», а другая часть засевалась озимыми и яровыми культурами. В практику вошло унавоживание почвы. Все это повышало урожайность и делало жизнь людей более обеспеченной.

Поляне прекрасно знали наиболее удачное время для тех или иных полевых работ и сделали эти знания достижением всех здешних земледельцев. У них появился хорошо разработанный земледельческий календарь.

Рядом с селениями поднепровских славян лежали прекрасные заливные луга, на которых паслись крупный рогатый скот, овцы, козы. Жители разводили свиней, гусей и кур. Тягловой силой были волы, но все шире в хозяйстве применялись лошади. Коне водство, в том числе поставка лошадей для дружин, превратилось в одно из важных хозяйственных занятий. Вследствие обилия рек и озер, богатых рыбой, рыболовство являлось для славян существенным подсобным промыслом.

Славяне были не только прилежными земледельцамйТГживотноводами, но и опытными охотниками.

28

Они охотились на лосей, кабанов, оленей, серн, лесную и озерную птицу, добывали пушного зверя. Леса изобиловали медведями, волками, лисами, куницами, бобрами, соболями, белками. Ценный мех (скора) шел на обмен и на продажу в близлежащие страны, в том числе в Византию, являлся мерой обложения данью славянских, балтских и угро-финских племен, до появления металлических денег был платежным средством. Не случайно в государстве Русь монеты назывались кунами (куницами).

С ранней весны и до глубокой осени восточные славяне, как и их соседи балты и угро-финны, занимались бортничеством. Оно давало предприимчивым промысловикам много меда и воска, который высоко ценился при обмене. Из меда делали хмельные напитки, его использовали при изготовлении пищи.

Разные восточнославянские племена имели свои особенности в хозяйственном развитии. Новгородские словене в своем лесном, речном и озерном крае не знали такого развития земледелия, как поляне. Зато разветвленная водная транспортная сеть связывала их,

содной стороны, с Балтийским побережьем, Скандинавией и странами Северной Европы, а с другой —

сднепровской дорогой, ведущей в Византию и на Бал-

каны, и с волжской, через хазарские кордоны, — к Каспийскому морю, в Закавказье и Среднюю Азию. Поэтому здесь бурно развивались мореходство, торговля и ремесло, процветали пушной промысел и рыболовство.

Древляне, вятичи и дряговичи жили среди лесных чащ, вдоль берегов рек, на лесных опушках. Ритм хозяйственной жизни здесь был замедленным. Для пашни и лугов у природы приходилось отвоевывать каждую пядь земли. Здесь не было вражеских нашествий, но не было и постоянных контактов с более цивилизованными народами. В IX в. жизнь в этих краях текла так же неторопливо, как и сотни лет назад.

Предпосылки к образованию государства. Хозяйственные особенности во многом повлияли на развитие общества у восточных славян, на появление у них стремлений к созданию государства. Русское слово

29


«государство» происходит от слова «господарь», «государь» («хозяин», «владыка»). Это понятие изначально было связано с властью вождя. Таким властителем у восточнославянских племен стал племенной князь. Государство же означало появление центральной власти, объединяющей уже всю территорию, на которой живет тот или иной народ, все родственные племена, где силой, где по доброй воле.

Государство — это власть князя и его соратников, это войско, охраняющее власть, это и законы, регулирующие деятельность жителей, и налоги. Частью государственной системы являлась религия, которая духовно объединяла людей, цементировала общество.

В восточнославянских землях первые признаки государственного устройства (вожди, военные дружины, дальние походы) проявились еще во времена антов и Кия, но они были подорваны аварским нашествием. Бурные общественные процессы происходили у полян и новгородских словен. Распадалась родовая община. Семья во главе с мужчиной стала в центр жизни общества. Благодаря прогрессу хозяйства она могла теперь обеспечить себя самостоятельно — накормить, обуть, одеть, построить жилище. Родовая собственность (общая пахотная земля) разделялась на отдельные семейные владения. Зарождалось право частного владения, частной собственности. Исполь-

зуя плуг,

железные топор, лопату и мотыгу, лук

и стрелы,

дротики с железными наконечниками

и обоюдоострые стальные мечи, люди расширяли власть над природой, усиливали свою военную мощь. Однако наряду с личными владениями продолжали существовать общие владения — озера, лесные угодья, выгоны для скота. В общине стали жить не кровные родичи, а соседи. Для отдельных семей, где было больше мужчин, появилась возможность освоить большие участки земли, получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности, создать определенные излишки и часть их обменять на нужные предметы, продать.

В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей и старейшин,

30


племенной знати, воинов из окружения вождей. Вожди и дружины предпринимали дальние и ближние походы, захватывали добычу и пленников, облагали завоеванные племена данью, богатели и усиливали свою власть. И одновременно обеспечивали безопасность своих границ.

Отдельным семьям в сельской местности и в городах, оставшихся без поддержки родовой общины, на помощь приходила власть нарождавшегося государства. Так, поляне при помощи своих князей и их дружин в кровопролитных боях сбросили иго хазар и перестали платить им дань, что облегчило жизнь каждой семьи.

В лесных районах, где жили охотники и рыболовы, где земледелие, ремесло и торговые контакты зарождались медленно, с трудом, по-прежнему были сильны родовые взаимоотношения, общая собственность, родовая помощь в хозяйстве и военных делах, отсутствовало заметное разделение на богатых и бедных. И все же постепенно и в этих глухих углах происходили те же процессы, что и в Среднем Поднепровье, и в районе Приильменья.

Общественный строй восточных славян. К концу IX в. сложилась довольно четкая иерархия (многоступенчатость) общества. На его вершине возвышался князь, в чьих руках было сосредоточено все управление племенем или союзом племен. Он опирался на преданных ему воинов-дружинников. Рядом с князем выделялся воевода — предводитель племенного войска, которое вместе с княжеской дружиной участвовало в войнах, особенно в обороне своей территории. У князя появилась личная охрана — отроки (младшие дружинники). Эти люди не связаны ни с земледелием, ни со скотоводством. Их профессия — война. В случае удачных походов их добыча намного превышала результаты труда хлебопашцев, охотников и ремесленников. Но за добычу нередко приходилось платить увечьем, а то и жизнью. Эти люди стали привилегированной частью общества.

Обособилась и племенная знать — главы родов, больших и сильных патриархальных семей,

31

 

собиравшие в своих руках значительные богатства.

 

Они оказались помощниками и советниками князя,

 

выполняли его поручения. Из их числа форми-

 

ровались будущие бояре.

 

Военный дух пронизывал весь строй жизни обще-

 

ства, стремившегося к образованию государства.

 

В нем все меньше оставалось свободы, прежних об-

 

щинных порядков, когда люди сообща решали дела

 

племени. Грубая сила легла в основу возвышения од-

 

них и принижения других. Еще действовало собрание

 

всего племени — вече, князья и воеводы еще выби-

 

рались народом. Однако выборы со временем превра-

 

тились в хорошо организованные спектакли, где глав-

 

ные роли играли соратники князей и воевод — бояре

 

и дружинники. Появилось стремление сделать власть

 

наследственной, передать ее от отца к сыну.

 

Основную часть племени составляли свободные его

 

члены — люди, или смерды, но среди них шло рассло-

 

ение. Наиболее зажиточные назывались мужами,

 

появились вой — те, кто имел право и обязанность

Византийская серьга.

участвовать в войнах и мог себя снарядить для воен-

X в.

ных предприятий. Челядь (женщины, дети, другие

 

члены семьи) подчинялась мужам. (В дальнейшем это

 

понятие перенеслось на всех зависимых людей.) В се-

 

мьях появились слуги. На нижних ступенях общества

 

оказались бедные, неполноправные, попавшие в зави-

 

симость от богатых людей. Это сироты, холопы, убо-

 

гие, скудные, нищие. На самой низшей ступени обще-

 

ства стояли рабы, занимавшиеся принудительным

 

трудом. В их число попадали, как правило, пленники.

 

Путь «из варяг в греки». Созданию экономической

 

основы появления государства в славянских землях

 

способствовали развитие ремесел, рост городов, торго-

 

вые связи. В этих сферах хозяйства происходило

 

накопление богатств, что вело к возрастанию общего

 

благосостояния общества и одновременно к разделению

 

людей на богатых и бедных.

 

В Среднем Поднепровье, на северо-западе ремесла

 

уже в VIII — IX вв. достигли большого разнообразия

 

и совершенства. Из железа изготовляли около 20 ви-

 

дов орудий труда и оружия. Ремесленники селились

32


в местах, где шла торговля, где жили племенные вожди и старейшины, где находились религиозные святыни, к которым приходили на поклонение все члены племени. Так зарождались восточнославянские города. Они становились местом расположения власти, центром ремесла и торговли, местом отправления религиозных культов, а также крепостью, где можно было найти защиту от врагов.

Торговые пути связывали между собой города, способствовали установлению международных отношений, приобщали восточнославянские земли к мировым центрам цивилизации. Следом за купцами шли мировая культура, обмен опытом, информация. Часто купцы выполняли посольские поручения.

В VIII — IX вв. зародился знаменитый путь «из ряг в греки». Он шел из «варяг», т. е. от берегов Балтики, вдоль европейского побережья к Средиземному морю до Рима, а оттуда — в Константинополь. Из Константинополя путь вел на север — по Черному морю и Днепру, волоком суда перетаскивали в реку Ловать, впадающую в озеро Ильмень. Из него путь продолжался по реке Волхов, соединяющей озера Ильмень и Ладожское. Оттуда путники попадали в реку Неву, соединяющую Ладожское озеро с Финским заливом, а далее снова было Балтийское море. Там,

Торг у |н

слшош.

X у НО жи СЛ 11Л

1453

33

 

где путь пролегал по русским землям, возникли крупные восточнославянские города. На Днепре — Киев, Смоленск, Любеч, на берегу Волхова, рядом с озером Ильмень, — Новгород. Впоследствии им было суждено сыграть важную роль в истории государства Русь.

Были и другие торговые пути. Осью восточного пути стали реки Волга и Дон. Торговые караваны шли из Полянских земель либо сушей до Дона, либо спускались вниз по Днепру. Затем по Черному морю суда плыли мимо Крыма на восток и далее по Азовскому морю в Дон. В том месте, где Волга и Дон сближаются (ныне там располагается Волго-Дон- ской канал), суда волоком перетаскивали в Волгу. И направлялись вниз по Волге, через хазарские владения, в Каспийское море, на Кавказ и в страны Востока —Хорезм и Бухару.

Еще один торговый путь пролегал из Среднего Поднепровья через леса и Среднюю Волгу — в Булгарию.

Земли новгородских словен были связаны с остальным миром не только через путь «из варяг в греки», но и дорогами к верховьям Волги, а далее на юг.

В Центральную и Южную Европу вел путь по Днепру, Черному морю и Дунаю. Другой путь пролегал от Киева на запад, в направлении теперешней Польши и далее в германские земли.

Таким образом, торговые пути связывали восточных славян с зарождавшимися государствами Восточной, Центральной и Западной Европы, с Балканским полуостровом, Северным Причерноморьем, Поволжьем, Кавказом, арабским миром, Византией. Но это были и военные пути. По ним славянские дружины шли в разные концы света, а другие народы использовали их для нападения на восточнославянские земли.

Религия восточных славян. Природа, великая и непознаваемая, ласковая и непредсказуемая, была главным божеством славян.1 Все в ней было священным для них — молнии, гром, дождь, затмение солнца, землетрясения и засухи. IРелигиозный мир славян, фантастический и поэтичный, отражал все стороны окружающего мира. Религия с множеством божеств, главных и второстепенных, называется многобожием,

34


или политеизмом (от греческих слов «поли» — «много» и «теос» — «бог»). Позже на Руси ее назвали язычеством (от старославянского слова «языци» — «народы, еще не принявшие христианства»). В отличие от язычества более поздние религии — христианство и мусульманство — основывались на вере в единого Вога, Они называются монотеистическими (от греческого слова «монос» — «один»). Но, по существу, и в язычестве, и в монотеистических религиях челонек все равно наделяет сверхъестественной силой природу, великий непознаваемый дух, который рождает нее живое и погружает его в смерть.

Во главе славянских божеств стоял великий Сва рог — бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Сын Сварога Даждъбог (бог солнца) весьма почитался славянами, которые называли себя даждъОпжъими внуками. Культ Рода и рожениц, бога и богинь плодородия, связанный с земледельческими занятиями, был особенно популярен. Скотий бог Белее почитался в качестве покровителя скотоводства. ( трибог, по понятиям славян, повелевал ветрами.

По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги становились и славянскими. Так,1в славянских землях почитались популярные у иранских племен бог солнца Хоре и бог плодородия Симаргл. Единственное женское божестио — Макошъ — было заимствовано славянами у угрофинских народов и олицетворяло собой рождение всего живого. Макошь была покровительницей женской части хозяйства.1

Споявлением у славян князей, воевод и дружин,

нусловиях военных походов на первый план вышел бог молнии и грома непобедимый Перун. Со временем он стал главным божеством нарождавшегося государства и слился с более ранними богами.

Славянский мир был наполнен целым сонмом сверхъестественных существ — упырей (злых духов) и берегинь (добрых духов). Славяне населили лес лешими, а воду — русалками. Они верили, что это души умерших выходят весной на берега водоемов насладиться расцветающей природой.

Бронзовая статуэтка Перуна.

Новгород. XII е.

Языческий идол славян

35