Файл: Трудовое право_Миронов В.И_Учебник_Спб, Питер, 2009 -864с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 1624
Скачиваний: 1
18 |
Глава 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права |
|
расширялась, хотя по-прежнему главенствующими оставались договорные начала определения условий труда. Имея в виду очевидное превосходство нанимателя над нанимающимся работником, нетрудно сделать вывод о том, что волеизъявление хозяина являлось решающим при определении условий трудовой деятельности. Власть хозяина над работниками ограничивалась лишь требованиями перечисленных законов, которые в незначительной степени могли повлиять на усмотрение хозяина при определении условий труда работников.
Временное правительство разработало три законопроекта в сфере труда: 1) проект Закона «О трудовом договоре»; 2) Правила о расчетных книжках; 3) проект Закона «О стачках рабочих». Хотя ни одному из перечисленных законопроектов не суждено было вступить в действие, как минимум два из них представляют интерес и в наше время. Например, в проекте Закона «О трудовом договоре» дано следующее понятие трудового договора: «По трудовому договору одно лицо — нанимающийся — предоставляет на определенный или неопределенный срок или до окончания установленной работы свою рабочую силу (свой труд) другому лицу — нанимателю, обязуясь исполнять, согласно с его указаниями, определенного рода работу за вознаграждение, исчисляемое во времени, сдельно или другим способом». В ст. 1 проекта Закона «О стачках рабочих» указано на то, что стачки рабочих в частных общественных и казенных заведениях, имеющие целью защиту экономических, правовых и политических интересов рабочих, правомерны и ненаказуемы. Данный законопроект имеет в своем содержании всего восемь статей, он гораздо меньше ограничивает право на забастовку, нежели действующее законодательство.
С приходом Советской власти начинается третий период регулирования отношений в сфере труда. На смену договорному определению условий труда приходит централизованное регулирование трудовых отношений путем издания декретов и законов.
Одним из первых нормативных правовых актов Советской власти в сфере труда стал Декрет СНК РСФСР от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне», которым установлен восьмичасовой рабочий день и 48-часовая рабочая неделя. Следующим актом по регулированию отношений в сфере труда становится Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая в январе 1918 г. III Всероссийским съездом Советов. В п. 4 Декларации предусмотрено с целью уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйств введение всеобщей трудовой повинности. Советская власть и в данном случае использовала православные ценности. В Новом Завете сказано: «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь». Именно этот принцип взяла на вооружение новая власть, законодательно закрепив обязанность каждого гражданина трудиться, сохранив данное положение вплоть до 1991 г. Столь быстрые успехи Советской власти связаны прежде всего с тем, что она использовала христианские ценности равенства, братства, отказа от частной собственности, трудолюбия, закрепив эти принципы в законодательстве. Советские граждане строили новое государство и выполняли указания новой власти, надеясь воплотить в земной жизни христианские ценности. Православие готовит человека, соблюдающего принципы Нового Завета, к вечной райской жизни после смерти. Советская власть обещала рай на земле, закрепляя те же принципы в законодательстве. И люди в очередной раз предпочли земные
§ 2. Регулирование труда на различных этапах общественного развития |
19 |
|
радости внеземным, забыв высказывания Ш. Монтескье о том, что не следует рассматривать законы независимо от цели, ради которой они изданы. Цель выяснилась намного позднее — захват и сохранение власти. Плоды печальных заблуждений мы продолжаем пожинать и ныне.
Первым кодифицированным актом в сфере труда стал Кодекс законов о труде 1918 г. В п. 2 постановления о его введении в действие говорится о том, что он распространяется на всех лиц, работающих за вознаграждение на всех предприятиях, учреждениях и хозяйствах (советских, общественных, частных и домашних), а также на всех частных лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение. Из данной формулировки можно выделить два юридически значимых обстоятельства, доказанность которых позволяет применять нормы Кодекса: 1) выполнение личным трудом работы за вознаграждение; 2) выполнение работы в интересах других лиц (юридических и физических). Первый и второй разделы Кодекса посвящены трудовой повинности и праву применения труда. Третий раздел регулировал порядок предоставления работы. Для этой цели создавались Отделы распределения рабочей силы, наделенные обширными полномочиями. Благодаря деятельности этих органов государство полностью контролировало процесс распределения рабочей силы. Четвертый и пятый разделы регламентировали предварительное испытание, перевод и увольнение трудящихся. В Кодексе дан исчерпывающий перечень возможных случаев увольнения работника. В шестом разделе регламентировалась продолжительность рабочего времени, которое устанавливалось продолжительностью не более восьми дневных или семи ночных часов. Разделы восьмой и девятый посвящены обеспечению надлежащей производительности труда и охране труда. Надзор за соблюдением трудового законодательства в соответствии со ст. 128 осуществляла инспекция труда, состоявшая в ведении Народного комиссариата труда и его местных органов (отделов труда). Инспекторы труда избирались соответствующими советами профессиональных союзов. При этом ст. 130 наделяла правовых инспекторов труда правом привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства. В качестве приложения к Кодексу действовали следующие нормативные акты: 1) Правила о порядке установления нетрудоспособности; 2) Правила о выдаче пособий трудящимся во время болезни; 3) Правила о безработных и о выдаче им пособий; 4) Правила о трудовых книжках; 5) Правила об еженедельном отдыхе и праздничных днях. Кодекс закрепил переход от договорного к централизованному регулированию отношений в сфере труда.
Еще одним нормативным актом рассматриваемого периода является Декрет «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условий труда», который в дальнейшем был включен в Кодекс.
Таким образом, вторым кодифицированным актом в сфере труда стал Кодекс законов о труде 1922 г., из ст. 1 которого следовало, что он распространяется на всех лиц, работающих по найму, в том числе и на дому (квартирников), и его правила обязательны для всех предприятий, учреждений и хозяйств (государственных, не исключая и военных, общественных и частных, в том числе раздающих работу на дом), а также для всех лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение. Следовательно, данный Кодекс также исходил из того, что его нормы распространяются на всех лиц, использующих чужой труд за вознаграждение. Две главы
20 |
Глава 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права |
|
Кодекса 1922 г. посвящены договорному регулированию трудовых отношений, чего не наблюдается в Кодексе 1918 г. Кодекс 1922 г. исходил из того, что в договорах о труде, которые могли заключаться на самом различном уровне, нельзя ухудшать положение работников. Однако улучшение положения работников на уровне договора о труде данный Кодекс допускал. Поэтому можно сделать вывод о том, что он предполагал не только централизованное, но и договорное регулирование отношений в сфере труда.
В дальнейшем в законодательство о труде вносились изменения, которые ознаменовали обратный переход к централизованному регулированию отношений в сфере труда без элементов договорной регламентации. В этот период вносились изменения, ограничивающие трудовые права работников. В частности, была установлена уголовная ответственность за нарушение работниками своих трудовых обязанностей, а также введен запрет на увольнение по собственному желанию. Эти ограничения трудовых прав действовали начиная с 1940 по 1956 г.
Период централизованного регулирования трудовых отношений достиг расцвета с принятием 15 июля 1970 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и 15 июля 1971 г. Кодекса законов о труде РСФСР. Названные кодифицированные акты и множество других нормативов, принятых в централизованном порядке, единообразно определяли условия трудовой деятельности работников. Роль договорного регулирования сводилась к фиксации принятых в централизованном порядке стандартов.
С внесением 5 февраля 1988 г. изменений в ст. 5 Кодекса законов о труде РСФСР начинается другой этап в регулировании трудовых отношений. Данный этап характеризуется переходом от в основном централизованного к в основном договорному способу определения условий трудовой деятельности работников. Решающим на этом этапе стало принятие Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), который существенно расширил договорную свободу при регламентации отношений в сфере труда. Из чего следует, что постепенно осуществлен обратный переход от централизованного к договорному регулированию трудовых отношений.
Нельзя не заметить, что четвертый период по своему содержанию напоминает второй период регламентации трудовых отношений. И на втором этапе правовой регламентации труда свобода волеизъявления работодателей при определении условий труда лишь в незначительной степени была ограничена рамками закона. Сейчас происходит то же самое. Видимо, не зря говорят, что новое — это хорошо забытое старое.
§ 3. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА
Трудовое право, как самостоятельная отрасль, имеет свой предмет и метод. Поэтому определение отрасли трудового права должно указывать на особенности предмета и метода данной отрасли.
Следует помнить, что предметом любой отрасли права являются отношения, на регулирование которых направлены правовые нормы. Далеко не все отношения, возникающие в обществе, требуют и имеют правовую регламентацию. Сказанное относится и к отношениям, складывающимся в сфере труда. Человек может тру-
§ 3. Понятие трудового права |
21 |
диться исключительно для себя, например, написать роман, который не публикуется, выращивать картофель на своем дачном участке. Однако указанные отношения не требуют государственного вмешательства. В связи с чем они не урегулированы нормами права.
Но как только человек выходит из сферы личного и семейного труда и становится на путь получения материального вознаграждения за выполненную работу, государство предписывает определенные правила поведения, их соблюдение является общественной необходимостью. Ведь именно государство призвано обеспечить получение каждым работающим достойного и справедливого вознаграждения. С другой стороны, из заработка работника должны быть сделаны отчисления, необходимые для социальной поддержки нетрудоспособных лиц.
Человеку предоставлено право свободно распоряжаться своими способностями к труду, он, в частности, может заниматься предпринимательской деятельностью, иным способом обеспечить себя работой. Указанные отношения не входят в предмет трудового права. Отношения, для регулирования которых предназначены нормы трудового права, имеют свои особенности, позволяющие говорить о самостоятельном предмете правового регулирования.
Прежде всего особенности отношений, составляющих предмет трудового права, заключаются в их возникновении при выполнении человеком работы в интересах другого лица. В связи с чем одним из юридически значимых обстоятельств, позволяющих включить возникающие в процессе труда отношения в предмет трудового права, является участие в них двух или более субъектов.
Участвующие в трудовых отношениях субъекты не могут быть признаны равноправными партнерами. Работодатели, их представители всегда имеют материальное и правовое превосходство перед работниками и их представителями. Реализация норм трудового права зависит именно от волеизъявления работодателей и их представителей. В свою очередь работники и их представители поставлены в положение субъектов, которые самостоятельно нормы трудового права не применяют, они могут лишь обращаться за их исполнением к работодателям и полномочным органам.
Следовательно, еще одной отличительной особенностью трудовых отношений является отсутствие равноправия между вступающими в эти отношения субъектами.
Заметим, что термин «трудовые отношения» может обозначать всю совокупность отношений, входящих в предмет трудового права. В этом случае применяется широкое значение данного термина. Термин может также обозначать отношения, возникающие между работником и работодателем на основании трудового договора. Тогда он употребляется в узком смысле. Нами рассматриваемый термин употреблен в широком понимании. Хотя более правильно отношения между работником и работодателем называть трудовым отношением.
Следующей особенностью, характеризующей отношения, включаемые в предмет трудового права, является их возникновение в процессе и в связи с трудовой деятельностью работников с определенными функциональными обязанностями.
Таким образом, можно назвать следующие юридически значимые обстоятельства, отличающие трудовые отношения от других отношений в сфере труда: 1) участие в этих отношениях двух и более субъектов; 2) отсутствие равноправия между