Файл: Трудовое право_Миронов В.И_Учебник_Спб, Питер, 2009 -864с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 1631

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38Глава 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права

5.Головина С. Ю. Загадки и парадоксы Трудового кодекса РФ // Российский ежегодник трудового права, 2005. — № 1. — С. 179.

6.Горохов Б. А., Маврин С. П. Современный механизм правового регулирования социально-трудовых отношений // Российский ежегодник трудового права, 2006. — № 1. — С. 74.

7.Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учебник. — М.: Про-

спект, 2004.

8.Зыкина Т. А. Обеспечение права работника на справедливые условия труда // Российский ежегодник трудового права, 2005. — № 1. — С. 171.

9.Иванов С. А., Лившиц Р. З., Орловский Ю. П. Советское трудовое право: Во-

просы теории. — М.: Наука, 1978.

10.Каннунников А. Б., Пастухов А. А. Особенности современного понимания трудового права и основных начал трудового законодательства // Трудовое право, 2004. — № 7. — С. 16.

11.Киселев И. Я. Трудовое право России и зарубежных стран: Учебник. — М.:

Эксмо, 2005.

12.Кривой Я. Эволюция регулирования заемного труда на примере Нидерландов

// Трудовое право, 2006. — № 1. — С. 4.

13.Молодцов М. В. Система советского трудового права и система законодательства о труде. — М.: Юрид. лит., 1985.

14.Никитинский В. И. Эффективность норм трудового права. — М.: Юрид. лит., 1971.

15.Лебедев В. М. Теоретические основы Трудового кодекса РФ // Трудовое право, 2003. — № 11. — С. 13.

16.Лебедев В. М. Роль технологического процесса в развитии науки трудового права // Трудовое право, 2005. — № 5. — С. 9.

17.Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс трудового права: Учебник: в 2 т. — М.: Проспект, 2003.

18.Мазманова Б. Г. Право на труд, концептуальные и методологические подходы к его оплате // Трудовое право, 2003. — № 5. — С. 39.

19.Миронов В. И. Понятие, предмет, метод и система трудового права. Трудовое право: Учебник. — М.: Управление персоналом, 2005.

20.Молодцов М. В., Головина С. Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов.

— М.: Норма, 2003.

21.Никитинский В. И., Орловский Ю. П. Предмет и метод трудового права: изменения в условиях перестройки // Советское государство и право, 1989. — № 4.

22.Нуртдинова А. Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса РФ // Трудовое право, 2004. — № 3. — С. 25.

23.Орловский Ю. П. Трудовой кодекс РФ — важный этап реформы трудового законодательства // Журнал российского права, 2005. — № 9. — С. 40.

24.Соболев С. А. Метод трудового права и методология права: вопросы теории,


истории // Российский ежегодник трудового права, 2005. — № 1. — С. 85.

Рекомендованная литература

39

 

25.Сойфер В. Г. Трудовое и гражданское законодательство в регулировании трудовых отношений // Законодательство и экономика, 2005. — № 5. — С. 84.

26.Сошникова Т. А. Право на труд и свобода труда: соотношение понятий // Юрист, 2002. — № 9. — С. 48.

27.Сыроватская Л. А. Трудовые отношения и трудовое право // Государство и право, 1996. — № 7.

28.Толкунова В. Н. Трудовое право: Курс лекций. — М.: Проспект, 2002.

29.Трудовое право: Учебник / Под ред. О. В. Смирнова. — М.: Проспект, 2003.

30.Трудовое право России: Учебник / Под ред. Ю. П. Орловского и А. Ф. Нуртдиновой. — М.: МЦФЭР, 2004.

31.Трудовое право России / Под ред. С. П. Маврина и Е. Б. Хохлова. — М.: Юрист, 2002.


Глава 2 ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

§1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

ИИХ ОСОБЕННОСТИ

Источники трудового права — это нормативные правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет трудового права.

Источники трудового права необходимо рассматривать в двух аспектах. Первый из них означает формальное проявление источников трудового права. В данном случае под источниками трудового права следует понимать весь массив нормативных правовых актов и норм, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Действительно, вначале правовым нормам придается определенная форма. Но придание данной формы вовсе не означает, что источнику права гарантирована реализация в отношения, для регулирования которых он создавался. Источники трудового права материализуются при реализации в конкретные отношения, превращая их в категорию правоотношений, то есть отношений, урегулированных нормами права. Сказанное позволяет говорить о материальном аспекте источников трудового права. Изучение источников права в материальном аспекте предполагает рассмотрение процесса их реализации в отношения, входящие в предмет трудового права. Только после перехода указанных отношений в категорию правоотношений можно сделать вывод о материальном проявлении источников трудового права.

Таким образом, между формальным и материальным проявлением источников трудового права находится процесс их реализации.

Всвязи с изложенным источники трудового права необходимо изучать не только

сточки зрения содержащихся в них правил поведения. Изучение процесса реализации источников трудового права позволяет выявить как способы, которые не привели нормы права в соответствующие отношения, так и способы, обеспечивающие реализацию норм трудового права. Рассмотрение материального аспекта источников трудового права позволяет выделить нормы, применение которых не вызывает затруднений, а также нормы, не преодолевшие путь от формального к материальному выражению. Выявление таких норм позволяет совершенствовать либо их содержание, либо процесс их реализации.

Источники трудового права имеют особенности: 1) они издаются на различных уровнях правового регулирования труда: федеральном, региональном, местном и локальном; 2) могут быть приняты не только государственными органами, но и по их поручению органами местного самоуправления, а также субъектами трудового права; 3) отражают как общие, так и специальные формы регулирова-


§ 2. Классификация источников трудового права

41

 

ния труда; 4) могут применяться не только исходя из приданной им юридической силы, но и по принципу отражения в них интересов работников. Нормативный акт, содержащий дополнительные льготы для работников, применяется и в том случае, когда такие льготы отсутствуют в вышестоящем по юридической силе нормативном правовом акте; 5) многие источники трудового права не могут преодолеть путь от формального к материальному выражению. Причем в правоприменительной деятельности нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, заменяется актом, изданным работодателем, который не желает предоставлять работникам предусмотренные в нем льготы. Имеющиеся способы реализации норм трудового права связаны с подачей жалобы работника на работодателя. Далеко не каждый работник способен жаловаться на своего работодателя, в силу чего нормы трудового права остаются без исполнения. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что нормы трудового права должны иметь дополнительные способы реализации, обеспечивающие их переход от формального к материальному выражению.

§ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

Классификацию источников трудового права можно проводить по юридической силе. По этому критерию источники трудового права могут быть распределены следующим образом: 1) Конституция РФ; 2) международно-правовые акты о труде; 3) федеральные конституционные законы, федеральные законы; 4) законы субъектов РФ на соответствующей территории; 5) подзаконные акты федеральных органов государственной власти; 6) постановления КС РФ и ВС РФ; 7) подзаконные акты субъектов РФ; 8) нормативные правовые акты органов местного самоуправления; 9) соглашения и коллективные договоры; 10) локальные акты организации, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

Данная классификация имеет решающее значение в других отраслях права. Однако при применении норм трудового права может быть использован акт, имеющий меньшую юридическую силу, но создающий для работников более благоприятные условия труда по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством.

В ст. 5 ТК РФ определено соотношение нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения. В частности, нормы трудового права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применению подлежит ТК РФ. Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то он может быть применен лишь после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Однако при применении данного правила следует помнить об особенностях источников трудового права. Противоречащими ТК РФ могут быть признаны лишь федеральные законы, ограничивающие гарантированные в нем права и свободы человека и гражданина, являющиеся в силу ст. 2, 7, 17, 18 Конституции РФ высшей ценностью. При возникновении подобных противоречий применению подлежит ТК РФ. Причем федеральный закон, имеющий в своем содержании рассматриваемые ограничения, может быть применен только после


42

Глава 2. Источники трудового права

 

внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Тогда как федеральные законы, создающие дополнительные в сравнении с ТК РФ льготы для работников, подлежат применению на основании ст. 2, 7, 17, 18 Конституции РФ, обязывающих применить нормы, более полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Поэтому федеральные законы, улучшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, не могут быть признаны противоречащими ТК РФ.

Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и федеральным законам.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и другим федеральным законам и указам Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам.

Подзаконные акты субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, другим федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Однако при выявлении противоречий между перечисленными актами следует помнить, что противоречащим имеющему большую юридическую силу акту может быть признан нормативный правовой акт меньшей юридической силы, если в нем ограничены права и свободы человека и гражданина в сфере труда, гарантированные в вышесто ящем по юридической силе нормативном правовом акте. В случае, когда нормативный правовой акт меньшей юридической силы имеет в своем содержании дополнительные в сравнении с вышестоящим по юридической силе законодательством льготы, его нельзя признать противоречащим нормативному правовому акту большей юридической силы. Исходя из требований ст. 2, 7, 17, 18 Конституции РФ, при возникновении подобных коллизий применению подлежит нормативный правовой акт, создающий более благоприятные условия труда для работников.

Источники трудового права могут быть классифицированы по форме акта. По этому критерию они подразделяются на законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации. Данная классификация имеет непосредственное отношение к формальному выражению источников трудового права. Для материализации в отношения форма акта едва ли может иметь существенное значение. Хотя исследование процесса реализации и материализации норм трудового права, содержащихся в различных по форме нормативных правовых актах, может позволить и данный критерий классификации перевести из формальной в материальную плоскость понятия источников трудового права.