ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 739
Скачиваний: 2
Глава 1. Из истории подготовки к профессиональной... службе в России... 13
Как отмечает известный ученый профессор Н.И. Глазунова, понимание того, что государственное управление – это профессиональный труд, требующий особых знаний и квалификации, к правителям России пришло еще в XVII в.
Конечно, идея рационального государства и связанные с нею представления о профессионализме, знаниях в управлении были известны в России и в предыдущие века.
Но первый проект создания в России высшего учебного заведения для подготовки государственных управленцев был подготовлен в последние дни царствования российского царя Федора Алексеевича (1661–1682). При этом проект предусматривал создание «храмов чином академии», в которых «семена мудрости, т.е. науки гражданские и духовные постановить». Лица, окон- чившие в них курс свободных наук, могут быть затем «милостиво пожалованы в приличные чины их разуму» и получить за мудрость свою особенное царское милосердие. Людей же, не учившихся «свободным наукам», важно было не допускать к государственным чинам. Характерно, что в академию предполагалось принимать людей всех сословий и чинов. Однако проект не был реализован и потребовались многие десятилетия, чтобы светское образование отделилось от религиозно-нравственного просвещения и определилось как самостоятельная ветвь, изучающая в качестве объекта государственное управление7.
В начале XVIII в. были разработаны и другие нереализованные проекты создания образовательных учреждений для профессиональной подготовки государственных служащих. Лишь при Петре I (1672–1725) и по его инициативе была не только осознана необходимость обучения руководящих деятелей и специалистов посредством чтения ими имеющихся трудов или выучки их у знающих и опытных управленцев, но и поставлена соответствующая государственная задача, а ее решению был придан массовый характер.
Профессиональная подготовка государственных служащих первоначально имела узкотехнический характер. Устроенная в 1721 г. школа подъячих обучала арифметике, формам книг, табели, стилю письма, делопроизводству и проч. Несколько шире определяла подготовку молодых дворян к службе Герольдмейстерская инструкция 1722 г. об учреждении «Краткой школы
7См.: Глазунова Н.И. Из истории профессиональной подготовки к государственной службе // Вестник государственной службы. 1993. ¹ 11. С. 4.
14 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
для изучения гражданских и экономических дел» при Герольдмейстерской конторе. Инструкция представляла эту школу как временную меру, «пока академии исправятся». В будущем предполагалось развитие высшего профессионального образования для подготовки к гражданской службе. Согласно утвержденному Петром I Генеральному регламенту от 28 февраля 1720 г., доступ к самым высшим должностям открывался только тем, кто обучался в Коллегии юнкеров: «Кроме сего пути никто в высший градус и до министерского чина произведен быть не может». Институт коллежских юнкеров оказался единственной, привившейся на практике «кузницей» гражданских чиновников. Чтобы не было недостатка в подготовленных к занятию должности лицах, в каждой коллегии предписывалось иметь по 6–7 молодых людей из Коллегии юнкеров, получивших специальное научное и профессиональное образование в учрежденной при сенате школе. Для непосредственных потребностей новых административных учреждений (коллегий) была приспособлена сама служебная практика, учреждения государственной службы превратились в подобие профессиональной школы. Именно в Петровскую эпоху в России появился первый опыт целенаправленной подготовки государственных служащих, хотя она и носила узкопрофессиональный характер8.
Â1730-å гг. в России по образцу западноевропейских «рыцарских академий» появился опыт подготовки из дворян гражданских чиновников в военных училищах. Так, в созданном в 1731 г.
âПетербурге Сухопутном шляхетском корпусе кадеты в течение 4 лет обучались воинским наукам и проходили политическое и гражданское обучение. Специализация предусматривалась на последнем году обучения, а выпускники кадетского корпуса, «кои более к статским делам по науке склонны явятся», обучались юриспруденции и наукам, нужным в гражданской службе, и освобождались от воинских упражнений и караулов. По окончании обучения они могли быть зачислены на «аудиторские, секретарские, подсекретарские, нотариусские и прочие тому равные чины».
Âсередине XVIII в. во время правления императрицы Елизаветы Петровны (1709–1761/62) немало было сделано для повышения престижа гражданской службы и дворянских семей и совершенствования профессиональной подготовки государственных служащих. В 1737 г. срок профессиональной подготовки был
8 Ñì.: Òàì æå. Ñ. 7, 11–12.
Глава 1. Из истории подготовки к профессиональной... службе в России... 15
увеличен до 5 лет и устанавливалось жалованье: «год копиистское, два года подканцелярское, два года канцеляристское». По завершении профессиональной подготовки предполагалось «достойных производить в секретари» – должность, соответствующую 14-му рангу и дающую право на чин.
В 1755 г. круг общего образования, установленный для коллежских юнкеров, был признан недостаточным, предлагалось обу- чать их коммерции, французскому и немецкому языкам, истории, географии и прочим наукам, для чего они должны были в обязательном порядке посещать 4 раза в неделю классы Академии наук. В качестве базового предусматривалось широкое юридическое образование.
Подводя итоги рассмотрению российской истории развития профессиональной подготовки к государственной службе, проф. Н.И. Глазунова делает заслуживающий внимания вывод: «К середине XVIII столетия в подготовке гражданских чиновников сложилось два направления. Обучение юнкеров в коллегиях, начавшись с чисто ремесленной практики в порядках канцелярского делопроизводства, постепенно дополнялось теоретическим образованием и в 50-х годах приблизилось к тому, что можно назвать юридическим образованием. Иное наблюдается в кадетском корпусе. Здесь с самого начала подготовка к гражданской службе получает преимущественно теоретический характер и лишь на последнем году обучения принимает более практическое направление... Оба эти направления подготовки гражданских чиновников просуществовали параллельно до начала екатерининских преобразований»9.
При императрице Екатерине II (1729–1796) реформированию подверглись оба направления подготовки молодежи к государственной службе и была создана новая форма обучения. В 1763 г. юнкерская школа при сенате как не достигающая своего назначения была закрыта. При этом были учреждены классы юриспруденции в университете и кадетских корпусах, а для подготовки к низшим гражданским должностям (копиистов, писцов
èдругих служителей) иметь при Академии наук, Московском университете и при Казанской гимназии соответственно до 40, 80
è60 малолетних разночинцев и детей приказного чина, которых обучать правописанию и хорошему слогу, отчасти арифметике,
9Глазунова Н.И. Из истории профессиональной подготовки к государственной службе // Вестник государственной службы. 1993. ¹ 12. С. 19–22.
16 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
геометрии и географии, а особенно – положению Российского государства.
Одновременно пересматривались учебные планы «рыцарских академий», ориентированных на соединение задач профессиональной подготовки дворян к государственной службе (военной и гражданской) с задачами широкого общего образования в духе эпохи Просвещения XVIII века. Среди изучаемых наук предпочтение отдавалось нравоучению, праву естественному, всенародному и государственному, «экономии государства». В особую группу выделялись разнообразные «художества»: рисование, живопись, гравирование, скульптура, архитектура, музыка, танцы, фехтование. Энциклопедизм первых трех классов обучения затем сменялся набором «полезных», т.е. специальных наук.
Â1764 г. на одинаковом с гимназиями общеобразовательном фундаменте был создан совершенно новый тип профессиональной школы, готовящий дворян к государственной службе, – Гражданское училище. Учебный план предусматривал овладение в совершенстве латинским, немецким и французским языками и обширный круг общеобразовательных предметов: математику, логику, философию, космологию, архитектуру, экспериментальную физику, географию и историю, особенно России, и др. Курс собственно профессионального образования в гражданских училищах вклю- чал натуральное и гражданское право, систематическое познание российских законов, камералистики (совокупности административных и хозяйственных знаний по ведению государственного хозяйства), знание политики, коммерции и других наук10.
Обращает на себя внимание то, что обучение в различных учебных заведениях, профессионально готовящих к государственной службе, – сословная привилегия дворянства. Лишь в 1779 г. разрешено было допускать на канцелярские должности также людей некоторых других «состояний» (из купечества, помещичь- их людей, учеников духовных семинарий, воспитанников академии художеств, Московского университета, свободных и неположенных в подушный оклад людей).
Âначале XIX в. правящая династия предприняла новую попытку модернизации политического строя России, реформы государственной администрации и народного просвещения. При этом декларировались «нравственные образования граждан» и профессиональная подготовка просвещенных государственных слу-
10 Ñì.: Òàì æå. Ñ. 23–24.
Глава 1. Из истории подготовки к профессиональной... службе в России... 17
жащих. Образование признавалось необходимым условием приобретения прав государственной службы, никого впредь нельзя было определять к гражданской должности, требующей юриди- ческих и других профессиональных познаний, без окончания обу- чения в соответствующем общественном или частном училище. Наряду со старым принципом сословно-профессионального образования стал существовать и конкурировать новый принцип образования, подготовки к государственной службе – всеобщего внесословного обучения. Активным проводником и защитником новой традиции в образовательной политике был в то время видный российский государственный деятель М.М. Сперанский (1772– 1839) – ближайший советник с 1808 г. императора Александра I (1777–1825).
Подготовленный под влиянием идей М.М. Сперанского Указ Александра I от 6 августа 1809 г. «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники» был направлен на то, чтобы служебное продвижение чиновников было тесно связано с наличием у них высокого образовательного ценза. Чтобы стать коллежским асессором (чин VIII класса), стало необходимым иметь свидетельство одного из университетов, что данное лицо в нем «обучалось с успехом наукам, государственной службе необходимым», при производстве в статские советники (V класс) наряду с рядом других заслуг необходимо было иметь аттестат университета. Все чиновники, желавшие выдержать «экзамен на чин», получали возможность без отрыва от службы посещать летние курсы (май – октябрь) при университете по специальной программе, состоявшей из 4 разделов:
=грамматические знания русского языка (экзамен – сочинение) и иностранный язык (способность переводить с него на русский язык);
=правоведение (право естественное, римское, частное, гражданское с приложением сего к российскому законодательству); =науки исторические (основательное познание отечественной истории, истории древней и новой с географией и хронологией, первоначальные основы статистики, особенно Российско-
го государства); =науки математические, начальные и общие сведения в глав-
ных частях физики, в основном в объеме знаний уездных училищ.
Чиновники должны были «свидетельствовать» свои знания эк-