ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 746
Скачиваний: 2
18 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
заменационному комитету, который состоял из ректора университета и трех профессоров. Дворяне, окончившие гимназию, сдавали экзамен только по тем предметам, которые там не преподавались, т.е. по правоведению11.
Хотя исполнение Указа 1809 г., как и в целом реформирование государственной службы, в начале XIX в. встретилось с огромными трудностями объективного и субъективного характера, однако его реализация все более приоткрывала возможности поступления на государственную службу лицам из непривилегированных сословий, недворянского происхождения. Образовательный ценз все прочнее приобретает статус гаранта гражданских прав поступления на службу, а университетский диплом стал конкурировать с сословной привилегией.
Факультеты нравственных и политических наук университетов в начале XIX в. занимают ведущее место в системе подготовки чиновников для государственной службы. Все более видную роль в этом отношении стали играть и утвержденное в 1805 г. Ярославское училище высших наук («Демидовское»), Царскосельский лицей (1811), в 1844 г. после перемещения в Петербург получивший название Императорского Александровского (в честь его основателя императора Александра I), пансионы при Петербургском и Московском университетах, лицей в г. Нежине, Высшее училище для подготовки чиновников гражданской службы, которое выделилось как самостоятельное учебное заведение в структуре Петербургского университета, и ряд других учебных заведений – университетов, училищ, гимназий высших наук12.
Важнейшее значение для повышения роли профессионального образования при отборе лиц на чиновничьи должности и прохождении ими государственной службы имели создание свода Устава о службе по определению Правительства (1832 г.), обычно называемого Уставом о службе гражданской, подписанное Николаем I (1796–1855) Положение от 25 июня 1834 г. о порядке производства в чины по гражданской службе и утвержденные 28 декабря 1844 г. дополнительные правила к уставу о гражданской службе. Согласно этим документам на государственную службу принимались законнорожденные лица неподатных состояний, прежде всего дворяне, а также лица, имеющие ученые степени (кандидата, магистра и доктора), получившие их в русских
11См.: Вестник государственной службы. 1994. ¹ 1. С. 32–34.
12Ñì.: Òàì æå. Ñ. 38–39.
Глава 1. Из истории подготовки к профессиональной... службе в России... 19
учебных заведениях. Поступающие впервые на государственную службу, за исключением лиц, окончивших высшие учебные заведения, принимались на службу канцеляристами.
Лица, окончившие вузы, определялись на службу, получая одновременно классный чин (XIV–XII кл.), окончившие гимназии зачислялись канцелярскими служителями высшего по жалованью разряда, а окончившие их со знанием греческого языка получали чин XIV класса, т.е. коллежского регистратора. Присвоение чина VIII класса (коллежского асессора), обеспечивающего служащему потомственное дворянство, утверждалось царем и наряду с обязательным сроком выслуги предполагало наличие высшего образования (при этом указывалось, что аттестаты иностранных учебных заведений «ни в какое уважение не принимаются»). Важно также, что устанавливались существенные льготы в присвоении чинов и продвижении по службе в зависимости от уровня имеющегося у служащего образования (образовательного разряда)13.
Несмотря на известные подвижки, государственная служба в России во второй половине XIX в. по-прежнему оставалась привилегией правящих классов и сословий. Демократизация университета, возможность для лиц податных сословий получения образования и вместе с ним права поступления на гражданскую службу – эта новая тенденция в образовательной политике не получи- ла законодательного оформления. В жизни уделом молодежи из низших слоев российского общества по-прежнему было низшее образование. Это предопределяло низкий образовательный потенциал гражданской службы. К 1860-м гг. (начало «великих реформ»), когда число чиновников империи достигло 80 тыс., из всех университетов, лицеев и училищ правоведения выпускалось ежегодно только 400 человек. А если принять во внимание, что не все выпускники поступали на государственную службу, то можно догадаться, как ничтожен был процент чиновников государственного аппарата с высшим образованием14. Ситуация не претерпела больших изменений и к началу XX в.
Конечно, государственными и муниципальными служащими становились и становятся не только те, кто обучался в специализирующихся на их подготовке учебных заведениях. Корпус хороших управленцев во многом пополнялся и пополняется из выпус-
13См.: Вестник государственной службы. 1994. ¹ 2. С. 9–10.
14См.: Вестник статистики. 1994. ¹ 1. С. 40.
20 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
кников гуманитарных (в том числе педагогических, юридических, экономических и др.), технических, сельскохозяйственных, медицинских и других учебных заведений высшего и среднего профессионального образования. Наличие соответствующего специального образования и сейчас необходимо для многих должностей государственной и муниципальной службы.
Трудно себе представить, чтобы успешно руководил тем или иным отраслевым министерством, ведомством, отделом непрофессионал. Вряд ли районным (городским, областным, республиканским) органом, ведающим, скажем, вопросами медицины, сможет эффективно, со знанием дела руководить работник, не имеющий практического медицинского опыта работы, или народным образованием – лицо, не имеющее педагогического образования и стажа. Наличия только управленческой подготовки для этого весьма недостаточно. Но в то же время далеко не каждый хороший врач, учитель или агроном сможет, не имея управленческих знаний, навыков, способностей, стать успешным управленцем.
На управленцев надо учиться. Это понимали и немало делали в этом направлении в России, как и во всем Советском Союзе и в советские времена. Многие вузы выпускали управленцев-от- раслевиков – специалистов в области экономики, организации и управления производством в той или иной отрасли (в сельском, лесном хозяйстве, строительстве, промышленности и т.п.). Овладевать новыми знаниями в области организации и управления помогала специалистам сеть послевузовского образования – институты и факультеты повышения их квалификации (врачей, учителей, медицинских, сельскохозяйственных, инженерно-тех- нических и других работников).
В то же время в стране имелся значительный пробел в организации обучения специалистов управлению большими сообществами людей – не отраслевыми, а территориально-административ- ными образованиями, населенными пунктами, республиканскими, областными, районными, городскими, местными Советами и исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся, позднее переименованных в Советы народных депутатов, отвеча- ющими за развитие народного хозяйства и социальной сферы на данной территории, а также управлению партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями. Этот пробел в определенной мере восполняли Академия народного хозяйства при Правительстве страны, Академия общественных наук при ЦК
Глава 1. Из истории подготовки к профессиональной... службе в России... 21
КПСС, Высшая школа профсоюзного движения, Высшая комсомольская школа и, особенно, развернутая по стране сеть совпартшкол, преобразованная затем в сеть региональных высших партийных школ. Они давали своим выпускникам хорошую управлен- ческую, экономическую и правовую подготовку, однако обучение в них было чрезмерно заиделогизировано.
Следует отметить и то, что в советские и тем более в досоветские годы в стране не было и такой специальности высшего и среднего профессионального образования, как «Государственное
èмуниципальное управление» (как, кстати, не было в советское время и муниципальных образований, муниципального управления как такового).
Âконце 1991 – начале 1992 гг. на материально-технической базе учебных учреждений ЦК Компартии РСФСР, переданной распоряжением Президента РСФСР Б.Н. Ельцина от 5 ноября 1991 г. ¹ 73-рп в ведение Правительства РСФСР, по инициативе Главного управления по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве РФ (Роскадры) и лично начальника Роскадров Х.А. Бекова была создана сеть из семи региональных кадровых центров со статусом образовательных уч- реждений высшего профессионального образования и ряда институтов повышения квалификации руководящих работников
èспециалистов. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1992 г. ¹ 145 они были определены как подведомственные Роскадрам.
Распоряжением Президента РФ Б.Н. Ельцина ¹ 197-рп от 26 апреля 1995 г. региональные кадровые центры при Правительстве РФ и ряд других учебных заведений, подведомственных Роскадрам, были переименованы в региональные академии государственной службы, а функции учредителя этих академий и ранее подведомственных Роскадрам институтов повышения квалификации государственных служащих были возложены на созданную в июне 1994 г. Российскую академию государственной службы при Президенте РФ, в которую была преобразована существовавшая ранее Российская академия управления.
Так в стране в постсоветский период возникла и стала развиваться сеть образовательных учреждений высшего профессионального образования, специализирующихся на подготовке, профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных и муниципальных служащих в области государственного и муниципального управления.