ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.04.2024

Просмотров: 799

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

150 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность

иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом, дает толкование Конституции РФ.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным

èиным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров

èиных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Все судебные органы имеют общие признаки, отличающие органы судебной власти от других органов государства. Правосудие осуществляется:

1)только судом;

2)только при помощи способов, указанных в Законе;

3)основано на точном соблюдении Закона;:

4)осуществляется только в процессуальной форме;



Глава 7. Становление системы органов государственной власти РФ

151

 

 

5)суду предоставлено право применять государственное принуждение.

Âнастоящее время остро стоит задача укрепления судебной власти, которая пока еще является довольно слабой, а порой и беспомощной. А между тем только сильное и авторитетное правосудие может обеспечить эффективность усилий других ветвей власти, а главное – действенную защиту прав граждан.

На укрепление государственной власти направлена начавшаяся в конце 90-х гг. и медленно реализуемая судебная реформа. Ее основные направления: окончательное формирование законодательной базы судебной власти; кадровое укомплектование судов всех уровней; укрепление материальной базы судебной власти; создание системы безотказного исполнения судебных решений; развитие практики прямого применения Конституции, в первую очередь в сфере защиты прав и свобод граждан.

О постепенном становлении судебной системы в России убедительно свидетельствуют принятие и реализация ряда важнейших законодательных актов, касающихся общих принципов построения судебной власти и конкретных ее звеньев. В их числе федеральные конституционные законы о судебной системе, о военных судах, о судебных приставах, об исполнительном производстве, о финансировании судов, о мировых судьях, ряд кодексов РФ.

Судебная власть в РФ утвердилась как самостоятельная ветвь государственной власти, которая обладает необходимыми для этого полномочиями, реализуемыми только судами. Об этом свидетельствуют выработанный механизм обязательного исполнения судебных актов, право законодательной инициативы, закрепленные в Конституции РФ гарантии независимости, несменяемости и неприкосновенности судей.

Однако немало исключительно важных законодательных актов, касающихся непосредственного осуществления судопроизводства в РФ, еще не приняты. Для укрепления и развития судебной власти предстоит еще немало сделать.

К системе государственной власти и управления относится и

осуществление законодательной или представительной и исполнительной власти на уровне субъектов Федерации.

Законодательная власть на уровне субъектов Федерации осуществляется выборными представительными органами, которые именуются законодательными собраниями, думами, верховными советами и т.п. Исполнительная власть – президентами (где они


152 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность

есть) республик, правительствами и администрациями, их отделами, департаментами и различными службами.

Порядок прихода во власть глав регионов в постсоветский период был различным. С 1993 по 1996 г. Президент России, действуя в рамках Конституции, назначал губернаторов, согласовывая их с законодательными собраниями регионов. В последующие годы президенты республик, главы администраций, губернаторы краев и областей избирались населением прямым тайным голосованием. Это усиливало их роль и влияние в субъекте Федерации и в то же время в значительной мере ослабляло их зависимость, а в известной мере и значительной части административнополитических элит субъектов Федерации от Федерального центра.

Âсоответствии с Конституцией РФ и федеральными законами субъекты Федерации самостоятельно определяют состав, структуру и порядок формирования своих органов исполнительной и законодательной (представительной) власти. Тем не менее в последние годы все активнее и настойчивее учеными и практическими работниками ставятся вопросы о необходимости в интересах усиления вертикали власти, управляемости и повышения ответственности руководителей исполнительной власти субъектов Федерации не избирать их, тем более всенародно, а назначать Федеральным центром. Реализация таких предложений потребовала принятия специальных федеральных законов.

Âсоответствии с принятыми в декабре 2004 г. поправками в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с 2005 г. главы исполнительной власти регионов избираются их законодательными органами по представлению Президента России (см. приложение 2).

?Вопросы для самоконтроля

1.Кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации?

2.Какова роль Президента России в осуществлении государственной власти?

3.Что собой представляет, как формируется представительный и законодательный орган Российской Федерации? Какие у него полномочия?

Глава 7. Становление системы органов государственной власти РФ

153

 

 

4.Кем непосредственно осуществляетсяисполнительная власть

âРоссийской Федерации?

5.В чем содержание, основные задачи и направления осуществляемой в стране административной реформы?

6.Как осуществляется в России правосудие?

7.Какие органы государственной власти функционируют на уровне субъекта РФ?

Рекомендуемая литература

Конституция Российской Федерации. М., 1993. Федеральный закон «Об общих принципах организации зако-

нодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции федеральных законов от 29.07.2000 г. ¹ 3-ФЗ; от 7.05.2002 г. ¹ 47-ФЗ и от 4.06.2003 г. ¹ 95-ФЗ).

Указ Президента РФ «О системе и структуре органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. ¹ 314.

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: Изд-во «Омега-Л», 2004.

Государство, власть, управление и право: Учебно-метод. пособие / Под ред. Н.И. Глазуновой. М.: Изд-во ГУУ, 2000.

Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник. М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. 2-е изд. М.–Ростов н/Д.: Изд-во «МарТ», 2005.

Кнорринг В.М. Основы государственного и муниципального управления: Учебник. М.: Изд-во «Экзамен», 2004.

Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. 2-е изд. Ростов н/Д.: Ростиздат, 2001.

Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебник. СПб.: Изд-во «Питер», 2003.

Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. М.: Изд-во «Юристъ», 2004.

Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления: Учебник. М.: «Экономика», 2003.


154 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность

Только квалифицированная и ответственная, обеспеченная ресурсами и прозрачная местная власть сможет достойно решать проблемы граждан.

В.В. Путин

… Земство, самоорганизация населения – это единственная возможность реализовать потенциал народной энергии, сознания и силы народа.

А.И. Солженицын

Глава 8

Современная система местного самоуправления: генезис, достижения и проблемы

8.1.От местного управления к местному самоуправлению

Сфера действия системы управления в государстве не ограни- чивается федеральным и региональным уровнями. Она завершается местным уровнем, где управление преобразуется в самоуправление локальных территориальных сообществ. Единичное (местное самоуправление), особенное (органы регионального уровня), общее (центральные государственные органы) составляют целостность – общегосударственную систему управления.

Действенность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, в целом государственной власти и управления не может быть обеспечена в полной мере без совершенствования системы управления и самоуправления на местном уровне, поскольку российское общество слагается из сотен тысяч местных сообществ. Ключевая проблема заключается в том, каков механизм взаимодействия государственного управления с местным самоуправлением и обеспе- чивает ли он единство системы управления государственной и общественной жизнью страны. Рассмотрению ее посвящается эта глава данного учебного пособия.

Глава 8. Современная система местного самоуправления: генезис...

155

Российский и зарубежный опыт убедительно показывает, что структура государственной власти может быть эффективной и устойчивой лишь тогда, когда ее подкрепляет жизнеспособная система местного управления и самоуправления. Ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы. Люди оценивают государственную политику прежде всего через призму удовлетворения своих жизненных нужд, через состояние продовольственного рынка, жилищных условий, тепла, электроэнергии в домах, общественного порядка на улицах, благоустройства и т.д. Именно на местном уровне население чувствует прямую ответственность за решение насущных вопросов жизни, здесь формируются основы понимания собственной ответственности граждан за свою судьбу и судьбу своих близких.

Это учитывалось в опыте российского государственного управления прошлого (создание земства), а также в деятельности местных Советов СССР82. Однако жесткая политическая регламентация деятельности местных Советов не позволяла им в полной мере выполнять декларируемые конституционные установки. Понятие «местное самоуправление» в советской Конституции 1976 г. отсутствовало. Оно поглощалось понятием «Местные органы государственной власти и управления», включавшим «Советы народных депутатов» в краях, областях, автономных областях и округах, городах, районах, поселках, сельских населенных пунктах.

Однако местные Советы народных депутатов, несмотря на все громкие слова об их народном характере, самостоятельности, демократичности, на деле во многом являлись лишь «агентами», нижним звеном центральной власти на местах, не имели никакой самостоятельности. Дело не только в том, что местные Советы в условиях «демократического» централизма вынуждены были строго исполнять все предписания вышестоящих Советов, которые к тому же могли отменить любое не угодное им решение местных органов, аргументируя это его нецелесообразностью или незаконностью. Было не обязательно даже что-то запрещать им – они все равно полностью зависели от материальных

82 Исторический опыт развития местного самоуправления в России подробно освещается нами в учебном пособии: Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. М.: ИКЦ «МарТ», 2004; Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление в России и его реформирование: история и современность. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004.