ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 810
Скачиваний: 2
250 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
ненно важными отраслями и эффективностью расходования бюджетных средств. Это... возвращение государства к продуманной экономической стратегии. Теперь именно оно начинает определять основные направления экономической деятельности»111. Отметим, однако, что после скандальной приватизации за бесценок многих важнейших предприятий и целых стратегических отраслей возможности государственного регулирования экономики существенно ослаблены.
Âэтом отношении исключительно отрицательно сказывается
èто, что не было принято большинство из 30 обязательных конституционных законов. Не приняты многие ключевые законы, в том числе ряд кодексов.
С таким положением руководство страны не могло мириться. И дело не только в нашей национальной гордости. Вопрос стоит гораздо острее и гораздо драматичнее. Вряд ли Россия сможет сохраниться как самостоятельная страна, как цивилизация, если ее благополучие вновь и вновь будет зависеть от выдачи международных кредитов и от благосклонности лидеров мировой экономики.
Как отмечал Президент РФ В.В. Путин в 2002 г. в своем Послании Федеральному Собранию, «наши цели неизменны – демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства. И самое главное – повышение уровня жизни нашего народа.
Здесь есть достижения, хотя и небольшие… Следует признать
èдругое: политическая стабильность и благоприятная экономи- ческая конъюнктура не использованы в полной мере для каче- ственного улучшения жизни граждан страны, для завоевания Россией достойного места в мировой экономической системе».
Возвращаямь к этому вопросу в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г., В.В. Путин говорит, что главной политико-идеологической задачей является «развитие России как свободного, демократического государства».
2. России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспе- чивает стабильное политическое развитие. Устойчивая экономика – это главная гарантия демократического общества и основа основ сильного и уважаемого в мире государства.
111 Ельцин Б.Н. Нужен новый экономический порядок, а для этого необходимы сильная и умная власть, крепкое государство // Российская газ. 1997. 25 сент.
Глава 10. Некоторые предварительные итоги становления новой системы... 251
К сожалению, деловой климат в стране улучшался слишком медленно и пока остается неблагоприятным. Предпринимательские риски и налоги высоки, механизмы регистрации предприятий сложны, проверки – бесконечны. Функции органов государственного управления оказались в ряде случаев смешаны с функциями коммерческих организаций. В некоторых центральных ведомствах имеет место прямое совмещение хозяйственных и административных функций. Такое положение нетерпимо, оно противоречит здравому смыслу и действующему законодательству и подлежит изменению. Необходимая работа уже намечена и начи- нает проводиться.
Усиливается защита прав собственности. Государство намерено гарантировать доступ акционеров к информации о деятельности предприятий, ограничивать возможности «размывания» их капитала, увода активов. Должны быть защищены имущественные права граждан, обеспечены гарантии их собственности на жилье, земельные участки, банковские вклады, на иное движимое и недвижимое имущество. Предстоит установить легальные основы права частной собственности там, где они до сих пор не утверждены, прежде всего на землю, на недвижимость.
На рубеже веков перед государственной властью России стояла и стоит также задача обеспечить равенство условий конкуренции. Одни предприятия ставились государством в привилегированное положение – для них ниже тарифы на энергоносители, им позволено не платить долги, они пользуются многочисленными льготами. Другие же предприятия, действуя в формально равных условиях, реально дискриминируются, фактически оплачи- вают привилегии первых. Поэтому необходимо отменить все необоснованные льготы и преференции, прямые и косвенные субсидии предприятиям, чем бы они ни обосновывались, обеспечить равный подход при распределении государственных средств, лицензий, квот, устранить избирательное применение процедуры банкротства. Эта крайне важная и очень болезненная сфера деятельности государства в некоторых регионах превратилась в орудие сведения счетов с политическими и экономическими конкурентами
Важно также освободить предпринимателей от административного гнета. Государство должно последовательно уходить oт практики избыточного вмешательства в бизнес. Возможности чи- новников действовать по своему усмотрению, произвольно толко-
252 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
вать нормы законодательства и в центре, и на местах угнетают предпринимателей и создают питательную среду для коррупции. Следует обеспечить применение законов прямого действия, свести к минимуму ведомственные инструкции, устранить двойственность толкования нормативных актов, упростить порядок регистрации предприятий, экспертизы, согласования инвестиционных проектов и т.д.
Еще одна актуальная задача государственной власти – серьезное снижение налогового бремени. Сложившаяся налоговая система способствует массовому уклонению от налогов, уходу экономики «в тень», уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете – падению конкурентоспособности российского бизнеса, в целом – Российского государства.
Действующую с середины 90-х гг. таможенную систему также нельзя назвать эффективной, ее надо кардинально упростить, унифицировать ставки тарифов. Предстоит многое сделать и для развития финансовой инфраструктуры. Ставится задача очистить банковскую систему от нежизнеспособных организаций, обеспе- чить прозрачность банковской деятельности, сделать фондовый рынок действенным механизмом мобилизации инвестиций, их направления в наиболее перспективные сектора экономики.
Формированию, уточнению и конкретизации приоритетов государственной политики в имеющихся условиях большое внимание уделено и в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию, с которым он выступил 26 мая 2004 г.
«Наши цели, – говорится в нем, – абсолютно ясны. Это высокий уровень жизни в стране, жизни – безопасной, свободной и комфортной. Это – зрелая демократия и развитое гражданское общество. Это – укрепление позиций России в мире. А главное, повторю, значимый рост благосостояния граждан.
Сегодня мы лучше знаем собственные возможности… И активно модернизируем государство, добиваясь соответствия
его функций современному этапу развития России. Этапу, обеспе- чивающему существенно более высокий уровень жизни».
В своем Послании Федеральному Собранию 25 апреля 2005 г. Президент РФ В.В. Путин обращает внимание на то, что Российское государство, если хочет быть справедливым, обязано помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам – инвалидам, пенсионерам, сиротам, с тем чтобы жизнь таких людей была бы достойной, а основные блага были для них доступными.
Глава 10. Некоторые предварительные итоги становления новой системы... 253
Сегодня, чтобы в непростых условиях глобальной конкуренции занимать ведущие позиции, Россия должна расти быстрее, чем остальной мир. И в Послании 2004 г. ставится задача опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг, и в уровне образования, науки, культуры. «Это вопрос нашего экономического выживания, вопрос достойного места России в изменившихся международных условиях, – отмечает В.В. Путин. … Это крайне трудная задача. Но решить ее мы можем … Только от нас сегодня зависит, сможем ли мы стать обществом действительно свободных людей. Свободных экономически и политически. Только от нас зависит успех решения первоочередных общенациональных задач. Задач, которые хорошо известны. Это удвоение за десятилетие валового внутреннего продукта, уменьшение бедности, рост благосостояния людей и модернизация армии»112.
3. Хотя молодая российская демократия и добилась в своем становлении значительных успехов, однако наше общественное устройство еще далеко от совершенства. В этом отношении мы в самом начале пути. Чтобы сложившаяся политическая система стала инструментом реального народовластия, чтобы диалог власти и общества стал продуктивным, предстоит еще немало сделать.
Российская государственная власть стала, наконец, не только понимать, но и учитывать в своей деятельности, что единственным источником и носителем власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, и только народ – через институты демократического государства и гражданского общества – вправе и в состоянии гарантировать незыблемость нравственных и политических основ развития страны на многие годы вперед.
Без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей, качество их повседневной жизни прямо зависит от качества общественно-полити- ческой системы. И здесь в стране есть еще немало вопросов, особенно в обеспечении реалистичной и эффективной социальной политики.
Сейчас, наконец, в стране впервые за долгое время появилась возможность прогнозировать жизнь не на несколько месяцев, даже не на год, а на десятилетия вперед. И достижения последних лет дают основание приступить наконец к решению проблем, с которыми можно справиться, имея определенные экономические воз-
112 Российская газ. 2004. 27 мая.