ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 804
Скачиваний: 2
Глава 10. Некоторые предварительные итоги становления новой системы... 259
авторитаризм в государственном управлении, хотя он и утвердился демократическим путем с опорой на плебисцитарную демократию.
Основные хрестоматийные (хотя все аналогии несут печать условности) признаки авторитаризма складывались все более явственно:
–концентрации власти в руках президента, а в регионах – губернаторов, при отсутствии реального парламентского и общественного контроля;
–кризисное состояние общества;
–ограниченность контроля власти над экономикой и развитием социальной сферы;
–периодическое отстранение от власти дискредитировавшей себя в глазах населения правящей группировки;
–отсутствие в стране развитой партийной системы, демократической традиции;
–утрата обратной связи власти с населением, своеобразным возмещением которой становятся массовые акции протеста;
–в итоге – неустойчивость режима власти, чреватая переходом
âдальнейшем либо к тоталитаризму, либо к демократии.
Âэтой связи хотелось бы напомнить следующее положение из Послания Президента РФ Федеральному Собранию 1995 г.: «Власть в России будет эффективна только тогда, когда она станет открытой, понятной и предсказуемой, когда она научится отзываться на боли людей, когда современные технология, культура и демократические традиции власти не оставят брешей для бездарности и недобросовестности. И, наконец, когда сумеем мобилизовать гигантский потенциал российских людей и природных богатств, потенциал завоеванной нами свободы». Через два года, в ежегодном Послании 1997 г., Президент практически констатирует усугубление проблемы – дальнейшее падение эффективности и престижа государственной власти в России: «Главная причина неэффективности власти – несоответствие между новой конституционной организацией государства, новыми задачами, которые должна решать власть, и во многом сохранившимися старыми подходами, структурами, методами управления».
Спустя 3 года к этим же проблемам необходимости повысить эффективность государственной власти привлекает внимание в своем Послании (2000 г.) Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин. Он остро ставит вопрос о недопустимости того, когда органами власти на местах попираются Конституция России и
260 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
федеральные законы, нарушаются единые права и свободы граждан России. «Сегодня, – отмечает он, – мы прежде всего ставим задачу наведения порядка в органах власти. Но это – не конеч- ная цель, а лишь самый первый этап государственной модернизации. Соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей потребуется для решения других сложных задач. Главными среди них являются:
=совершенствование политической системы и строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности;
=фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации в целях обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав;
=создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан;
=обеспечение точного и эффективного проведения экономи- ческой стратегии на всей территории России.
Эти три задачи будем последовательно решать для укрепления нашей государственности. И для этого уже сегодня мы просто обязаны консолидировать усилия всех уровней и ветвей власти».
8. Для решения этих задач в 2000–2004 гг. в стране проделана большая работа по совершенствованию законодательной базы, подготовке проведения судебной реформы, реформ государственной службы, местного самоуправления, административной реформы, для создания необходимых условий по их реализации.
Стоит задача устранить то, что все еще мешает людям жить и работать, и прежде всего – изменить саму систему работы государственных институтов.
Как отмечается в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию России (апрель 2002 г.), «сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом. К слову, из почти 500 тысяч обращений во время телевизионного интервью почти три четверти – это жалобы граждан на разные формы административного произвола». Главная проблема – не в коли- честве бюрократических структур, а в том, что «их работа плохо организована. Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач. А знание чи- новниками современной науки управления – это все еще очень большая редкость».
Глава 10. Некоторые предварительные итоги становления новой системы... 261
Возвращаясь к этой проблеме в своем Послании Федеральному Собранию 25 апреля 2005 г., Президент РФ В.В. Путин обратил особое внимание на то, что в течение последний пяти лет руководство страны вынуждено решать трудные задачи по предотвращению деградации государственных и общественных институтов. Но в то же время оно обязано было создавать основы для развития на годы и десятилетия вперед. Приходилось разбирать завалы и постепенно продвигаться дальше. И в этой связи политика стабилизации фактически была политикой реагирования на накопленные проблемы. Эта политика в целом оправдала себя, но к настоящему времени она себя уже исчерпала.
Теперь ей на смену должна прийти политика, устремленная в будущее. И для этого нам крайне необходимо эффективное государство. Однако, несмотря на многие позитивные изменения, эта действительно центральная проблема в полной мере не решена.
«Наше чиновничество, – говорил В.В. Путин, – еще в значи- тельной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас попрежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению». На решение этой задачи и нацелена проводимая ныне в стране административная реформа, результатом которой должно стать государство, адекватное нашему времени и целям, перед которыми стоит страна. И государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим. Для этого, во-пер- вых, модернизируется система исполнительной власти в целом, подразделения которой долгое время жили так, будто они продолжают оставаться штабами отраслей централизованного народного хозяйства. Предприятия в значительной степени приватизированы, но прежние привычки командования остались. Министерства продолжали направлять усилия на то, чтобы подчинить себе финансово и административно предприятия и организации. В результате таких административных издержек вести цивилизованный бизнес в стране чрезвычайно сложно.
Между тем прямая обязанность государства и органов муниципального управления – создавать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной и муниципальной собственностью.
262 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
Для этого, во-первых, необходимо модернизировать структуру исполнительной власти, а госаппарат сделать работающим инструментом реализации экономической политики, реформы государственной службы проводить в тесной увязке с обновленными принципами работы и построения исполнительной власти.
Во-вторых, нужна эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений. Ныне же действующий порядок ориентирован не столько на содержание, сколько на форму.
В-третьих, предстоит провести анализ реализуемых функций
èсохранить только необходимые, сократить избыточные функции госаппарата и органов муниципального управления.
Разработка и реализация новых способов, структур и методов управления, повсеместное освоение их государственными и муниципальными служащими, всеми управленцами, разработка и реализация комплекса законов и нормативных документов по проблемам государственной и муниципальной службы, в том числе государственной кадровой политики, – важнейшие направления повышения эффективности государственной власти и управления
èвыхода из кризиса.
Âэтом отношении заслуживает особого внимания и распространения опыт субъектов РФ, разработавших и принявших концепцию государственной кадровой политики своей администрации и комплекс мер по ее реализации на ближайшие годы.
Решение этих и многих других задач Правительством РФ в тесном взаимодействии с Администрацией Президента РФ и Федеральным Собранием, субъектами РФ, органами местного самоуправления позволит создать важные предпосылки серьезного улучшения функционирования государственной и муниципальной службы и повышения эффективности всех ветвей и уровней власти и управления, решения самой главной и самой сложной общенациональной задачи – создания в России свободного общества свободных людей.
Ориентируя органы государственной власти и управления на решение этой главной и сложной задачи, Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию России 26 мая 2004 г. говорил: «Главная – потому что несвободный, несамостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине. Сложная – потому что свободой не всегда дорожат. Еще реже умеют ею распорядиться. Созидательную энергию, предприимчивость, чувство меры и волю к по-