ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 809
Скачиваний: 2
254 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
можности, политическую стабильность и активное гражданское общество.
Руководство страны учитывает, что «главный конкурентный капитал, главный источник развития страны – это ее граждане. Для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека. Человека, создающего качественные товары и услуги, создающего культурное достояние державы, создающего новую страну»113.
Для раскрытия такого потенциала ставится задача общими усилиями создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране, улучшить состояние здоровья российской нации, остановить рост наркомании, избавиться от детской беспризорности.
Среди важнейших государственных задач при этом называются также снижение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни людей, преодоление демографического спада.
Очень важно обеспечить разработку и реализацию реалистич- ной социальной политики, направленной на решение самых насущных для граждан страны проблем и формирование действительно гражданского общества. При этом предстоит учитывать, что политика всеобщего государственного патернализма сегодня экономически невозможна и политически нецелесообразна. Отказ от нее диктуется как необходимостью наиболее эффективного использования финансовых ресурсов, так и стремлением включить стимулы развития, раскрепостить потенциал человека, сделать его ответственным за себя, за благополучие своих близких. Учитывая, что социальная политика – это не только помощь нуждающимся, но и инвестиции в будущее человека, в его здоровье, в его профессиональное, культурное, личностное развитие, Федеральный центр должен отдавать приоритет развитию сферы здравоохранения.
Доставшаяся же в наследство от 90-х гг. система социальной поддержки, основу которой составляют безадресные социальные пособия и льготы, устроена так, что распыляет государственные средства, позволяет богатым пользоваться общественными благами за счет бедных. Формально бесплатные образование и здравоохранение фактически платны и порой недоступны для малообеспеченных, детские пособия мизерны и не выплачиваются годами, пенсии скудны и не привязаны к реальному трудовому вкладу.
113 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газ. 2004. 27 мая.
Глава 10. Некоторые предварительные итоги становления новой системы... 255
Важнейшей национальной задачей является обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы. Государство намеча- ет ряд мер, чтобы предотвратить ее кризис, вызываемый быстрым старением населения России. Для этого, в частности, внедряются механизмы накопительного финансирования пенсий.
4. Нередко приобретала острые формы конфронтация представительной и исполнительной властей на всех уровнях, хотя порой она значительно ослаблялась; разногласия между исполнительными и законодательными органами приходилось решать в Конституционном суде РФ и в местных органах судебной власти.
Снижало эффективность действий власти и управления, а порой и усиливало возможности их кризиса, ослабляло вертикаль» власти обострение взаимоотношений Федерального центра, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, особенно на стыке их компетенции. Нередко региональные власти вмешивались в дела местного самоуправления, пытались вопреки Конституции РФ командовать ими. В некоторых субъектах Федерации региональная исполнительная власть вмешивается в деятельность территориальных органов федеральной власти.
Нерешительность власти и слабость государства сводят на нет экономические и другие реформы. Власть обязана опираться на закон и сформированную в соответствии с ним единую исполнительную вертикаль.
В настоящее время в стране сложились «острова» и отдельные «островки» власти, но между ними нет надежного и эффективного взаимодействия, и прежде всего между разными уровнями власти. У нас до сих пор не выстроено эффективное взаимодействие между разными уровнями власти. Центр и территории, региональные и местные власти все еще продолжают опыт 90-х гг. – соревнуются между собой за полномочия.
«Вакуум» власти привел к перехвату государственных функций частными корпорациями и кланами. Они обросли собственными теневыми структурами, различными группами влияния, сомнительными службами безопасности, использующими незаконные способы получения информации. Это открывает дорогу коррупции.
Недопустимо, говорил Президент РФ В.В. Путин, выступая в 2004 г. с ежегодным Посланием Федеральному Собранию России, когда цивилизованная политическая конкуренция подменяется корыстной борьбой за статусную ренту, когда финансовая сторона деятельности политических объединений по-прежнему скрыта от
256 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
общественности, когда рынок избирательных технологий и лоббистских услуг ориентируется прежде всего на теневой сектор.
Стоит задача обеспечить согласованную работу инициативных и ответственных федеральных органов исполнительной власти с региональными и местными властями, собрать все ресурсы государства с целью реализации единой стратегии развития страны.
5.Яркое проявление несовершенства сложившейся вертикали власти и управления, создания условий для развития кризиса – нарастающие тенденции дистанцирования ряда субъектов РФ от Федерального центра, проявления ими своей «независимости», подчеркнутой «суверенности». Принятие Конституции РФ 1993 г. и подписание договоров между РФ и субъектами Федерации во многом ослабили внутриполитическую напряженность
âсфере федерализма. Однако подписание их шло без согласия других субъектов Федерации, без учета их интересов, при отсутствии четко разработанных принципов разграничения полномо- чий и предметов ведения.
Как неоднократно отмечалось Президентом РФ В.В. Путиным, нужно признать – в России федеративные отношения недостроены и неразвиты. Региональная самостоятельность часто трактуется как санкция на дезорганизацию государства. Мы все время говорим о Федерации и ее укреплении, годами об этом говорим. Однако у нас еще нет полноценного федеративного государства, у нас есть, у нас создано децентрализованное государство.
Предстоит еще немало сделать, чтобы создать такое федеративное устройство, которое обеспечит эффективную деятельность федеральных и региональных органов власти и управления.
6.Убедительно свидетельствуют о возможном возникновении и развитии кризиса власти и управления, ведя к дальнейшему снижению эффективности их функционирования, коррумпированность государственных и муниципальных чиновников, участившиеся в 90-е гг., с одной стороны, попытки чиновников устанавливать свои, выгодные им правила работы на рынке и, с другой стороны – давление на органы власти и управления со стороны бизнеса и банков, финансово-промышленных групп. Это явление приобрело столь значительный размах, что о нем неоднократно вынуждены прямо говорить Президент РФ, руководители Федерального Собрания, министерств и ведомств. Так, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию России 2002 г. В.В. Путин прямо говорил: «Нынешняя организация работы госаппарата, к сожалению, способствует коррупции».
Глава 10. Некоторые предварительные итоги становления новой системы... 257
Возвращаясь к этой теме в своем Послании Федеральному Собранию РФ 25 апреля 2005 г., В.В. Путин обращает внимание на такую особенность последнего времени, что наша недобросовестная часть бюрократии – как федеральной, так и местной – научилась потреблять достигнутую стабильность в своих корыстных интересах, стала использовать появившиеся у нас, наконец, благополучные условия и появившийся шанс для роста не общественного, а собственного благосостояния. При этом партийная и корпоративная бюрократия в этом смысле ведут себя не лучше бюрократии государственной.
И если сейчас, когда созданы предпосылки для серьезной и масштабной работы, государство поддастся соблазну простых решений, то верх возьмет, отмечает В.В. Путин, бюрократическая реакция, вместо прорыва мы можем получить стагнацию.
При этом потенциал гражданского общества останется невостребованным, а коррупция, безответственность и не профессионализм будут стремительно нарастать, возвращая страну на путь деградации экономического и интеллектуального потенциала нации и вс¸ большего отрыва власти от интересов общества, нежелания госаппарата слышать запросы людей.
«…Наша действительность, – говорится в Послании Президента РФ, – не может нас удовлетворить. Ведь, освободив крупнейшие средства массовой информации от олигархической цензуры, мы не защитили их от нездорового рвения отдельных на- чальников.
Направляя правоохранительные органы на справедливую борьбу с преступлениями, в том числе налоговыми, то и дело обнаруживаем грубые нарушения прав предпринимателей. А порой и просто откровенный рэкет со стороны государственных структур.
Многим чиновникам кажется, что так будет всегда и что подобные издержки – это и есть результат. Должен их огорчить. В наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии.
Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно».
Âсвязи с этим остро стоит задача оздоровить аппарат власти
èуправления, освободить его от коррумпированных элементов, принять необходимые меры, в том числе в законодательстве и кадровой политике, чтобы закрыть доступ к государственным и муниципальным постам лицам с преступным прошлым.
258Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
Â90-å гг. все более углублялся кризис доверия к власти. В этом аспекте весьма неприглядную роль сыграли политические стыч- ки между прежней «президентской командой» и Государственной Думой России, кадровая чехарда в высших эшелонах исполнительной власти, затяжные процессы неоднократной смены федерального правительства, «силовых» и других министров, генеральных прокуроров, нередко сопровождавшиеся громкими скандалами. В 90-е гг. в стране сменилось семь премьеров и 180 министров. Неудивительно, что, согласно ряду опросов, отвечая на вопрос об особенностях политического руководства страной, более
60процентов различных категорий населения отмечали единоличные решения высших руководителей и полную неразбериху.
Âэтом отношении характерно и то, что, по данным опросов, проводившихся в конце 90-х гг., в отношениях между гражданами, с одной стороны, и милицией, налоговыми инспекциями, банками – с другой стороны, в 75 процентах случаев царили чувства ненадежности, опасения и недоверия. Испытывали доверие к этим структурам всего от 4 до 10 процентов опрошенных. Во взаимоотношениях между гражданами и региональными властями преобладало недоверие (45 процентов ответивших), а между гражданами и депутатами – безразличие (50,4 процента) и неуважение (24,7 процента). Отношения с руководителями предприятий 31,6 процента респондентов оценивали как конфликтные и 29,7 – как равнодушные.
Особенно негативно сказались в этом отношении события
17августа 1998 г. Они привели к резкому падению курса рубля, подрыву процессов экономической стабилизации, значительному росту цен и снижению уровня жизни населения, еще более подорвали его доверие к власти.
7. Потеря эффективности власти и управления, означающая вползание их в кризис, ярко проявлялась также в резком росте численности аппарата управления и в то же время во все большем отчуждении от власти и управления широких слоев населения. Несмотря на продолжающееся провозглашение приоритета демократических ценностей, на деле наметился и в конце 90-х гг. все больше проявлял себя упадок тех многочисленных ростков демократической культуры, которые обозначились в конце 80-х – начале 90-х гг.
Преобладание администрирования вкупе с неразберихой в политическом руководстве, взаимное отчуждение между властью и народом все более вызывали опасение, что в России складывается