ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.04.2024
Просмотров: 611
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Общие положения наследственного права § 1. Понятие наследственного права
§ 2. Основные категории наследственного права
2.4. Время открытия наследства
2.5. Место открытия наследства
§ 3. Субъекты наследственного правопреемства
Глава II. Наследование по завещанию § 1. Общая характеристика наследования по завещанию
§ 3. Лица, имеющие право совершать завещания
§ 4. Отмена и изменение завещания
§ 5. Завещание прав на денежные средства в банках
§ 6. Недействительность завещания
§ 8. Виды завещательных распоряжений Завещательный отказ
Иные завещательные распоряжения
§ 9. Право на обязательную долю
Глава III. Наследование по закону
Наследование выморочного имущества
Глава IV. Приобретение наследства § 1. Принятие наследства
§ 2. Приобретение общей собственности наследниками
§ 3. Срок для принятия наследства
§ 4. Наследственная трансмиссия
§ 6. Свидетельство о праве на наследство
§ 7. Раздел наследственного имущества
§ 8. Охрана наследственного имущества
§ 9. Ответственность наследника по долгам наследодателя
§ 2. Наследование прав, связанных с участием в потребительском кооперативе
§ 3. Наследование недвижимого имущества
Наследование предприятия как разновидности недвижимого имущества
§ 4. Наследование имущества члена крестьянского (фермерского) хозяйства
§ 5. Наследование вещей, ограниченно оборотоспособных
§ 6. Наследование земельных участков
§ 7. Наследование невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию
§ 9. Наследование государственных наград, почетных и именных знаков
§ 10. Наследование интеллектуальной собственности
Как правило, выморочным становится все имущество наследодателя, не имеющего наследников. Однако возможны ситуации, когда выморочной становится только часть имущества наследодателя. Например, если определенное имущество было завещано и принято наследниками по завещанию, а в отношении оставшегося имущества не сделано завещательных распоряжений, а наследник по закону отсутствует. Часть имущества также будет считаться выморочной, если имущество распределено между наследниками по завещанию и кто-либо из них отказался принять наследство или оказался недостойным наследником, а наследники по закону отсутствуют.
Если по ранее действовавшему законодательству такое имущество всегда переходило по наследству к государству в целом, то в соответствии с п. 2 и 3 ст. 1151 ГК выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Однако может перейти и в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований в порядке, определяемом специальным законом, но до настоящего времени такого закона не было принято.
Дальнейшая судьба выморочного имущества зависит от того, о каком конкретно виде имущества идет речь. Наследником выморочного имущества, как было сказано, по общему правилу выступает Российская Федерация (ст. 1151 ГК). Однако выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Наличие подобного правила обусловлено тем, что в федеральных государственных органах отсутствуют структурные подразделения, которые занимались бы учетом и распределением жилых помещений и в конечном итоге эти жилые помещения все равно передавались на баланс субъектов Федерации и муниципальных образований. Однако все это занимало довольно продолжительное время.
Что касается наследования остального имущества, то в отсутствие специального закона действуют нормативные акты, принятые в СССР. В частности, речь идет о постановлении Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683, утвердившего Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов. Согласно Федеральному закону от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" указанное постановление действует впредь до введения в действие закона, предусмотренного п. 3 ст. 1151 ГК.
В соответствии с указанным Положением издана Инструкция Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов". Согласно п. 5 Инструкции документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения шести месяцев со дня открытия наследства. Основанием для перехода имущества по праву наследования к государству может быть и соответствующее судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа. В случае если наследственное имущество неправомерно передано в собственность лиц, не имеющих право его наследовать, а наследников этого имущества не имеется или они не приняли наследства, налоговый орган обязан предъявить в суде иск о передаче указанного имущества государству по праву наследования.
При этом Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, не предусматривает указанную функцию для Федеральной налоговой службы. Следует также отметить, что п. 1 постановления Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. N 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" установлено, что исключительно Российский фонд федерального имущества наделен функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущества, а также по распоряжению и реализации конфискованного движимого, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следовательно, уполномоченным органом, осуществляющим учет, оценку и распоряжение федеральным движимым имуществом, перешедшим в собственность Российской Федерации по основаниям, предусмотренным законом, в том числе в порядке наследования, является Российский фонд федерального имущества, при этом данное имущество передается ему другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. Однако на практике налоговые органы продолжают получать свидетельства о праве на наследство в отношении выморочного имущества и участвовать в судебных делах о наследовании такого имущества.
В ГК РФ не регулируется вопрос о выморочном имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации. Можно предположить, что в таких случаях выморочное имущество также переходит в собственность Российской Федерации. Правила наследования определяются в соответствии с установленными ст. 1224 ГК коллизионными нормами, а также заключенными Россией международными договорами. В частности, ряд соглашений, заключенных РФ с иностранными государствами, в том числе со странами ближнего зарубежья, устанавливает, что если по законодательству договаривающихся сторон наследственное имущество как выморочное переходит в собственность государства, то движимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту смерти являлся наследодатель, а недвижимое - в собственность государства, на территории которого оно находится.
Государство при наследовании выморочного имущества не должно принимать каких-либо особых мер, направленных на принятие наследства. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не предписывают обязанности государства получить свидетельство о праве на выморочное наследство (хотя такая обязанность предусмотрена другими правовыми актами).
Правила Инструкции от 19 декабря 1984 г. N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" исходят из признания свидетельства о праве на наследство правоподтверждающим, но не правоустанавливающим документом. Воля государства на принятие выморочного имущества выражена изначально путем закрепления в законодательстве правила о переходе к нему этого имущества. То обстоятельство, что государство не должно выражать волю на принятие наследства, не означает, что оно становится собственником имущества автоматически и не нуждается в оформлении своих прав. Российской Федерации выдается свидетельство о праве на наследство (ч. 3 п. 1 ст. 1162 ГК). Форма такого свидетельства утверждена приказом Минюста России от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах".
Таким образом, государство становится собственником в силу прямого указания закона при наличии юридических фактов, предусмотренных законом.
После признания имущества перешедшим по праву наследования к государству нотариальный орган направляет соответствующему финансовому органу опись этого имущества и свидетельство о праве на наследство (ч. 5 ст. 71 Основ законодательства РФ о нотариате). Соответственно этот финансовый орган определяет, кому и в каком порядке переходит наследственное имущество. Правила учета и использования такого имущества определяются соответствующими инструкциями Министерства финансов РФ. На государство не распространяется правило о праве наследников отказаться от наследования выморочного наследства.
Глава IV. Приобретение наследства § 1. Принятие наследства
В результате наследования у наследника возникают определенные права. Для того чтобы реализовать эти права, необходим юридический факт принятия наследства. Если наследник желает приобрести наследство и тем самым стать правопреемником наследодателя, он должен выразить свою волю путем принятия наследства.
Таким образом, для приобретения наследства наследник должен его принять (исключение составляет выморочное имущество, поскольку в этом случае наследство переходит непосредственно, независимо от волеизъявления органа, действовавшего от имени государства или государственного образования). При этом принять наследство могут только наследники. Что касается отказополучателей, то они не относятся к субъектам принятия наследства, так как завещательный отказ не создает для них отношений непосредственного преемства в правах наследодателя.
По своей правовой природе принятие наследства является односторонней сделкой. Принятие наследства не действует с обратной силой во времени. Это значит, что наследник, принявший наследство, приобретает право только на то имущество, которое оказалось в наличии в момент открытия наследства. В то же время принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия либо момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество.
При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону, или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства, и т.п.) наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям.
Принятие наследства всегда безоговорочно и безусловно, и соответственно не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Не может, например, наследник принять в наследство дом лишь при условии, что сестра, проживающая в этом доме, освободит его. Принимая наследство, наследник может не знать о конкретном составе наследственного имущества, размере долговых обязанностей наследодателя, других имеющихся наследниках, принятии ими наследства, месте его нахождения и других обстоятельствах, которые потребуют от наследника определенных усилий и затрат для управления имуществом, осуществления права собственности, исполнения обязательств. Однако и в этом случае наследник не вправе выдвигать каких-либо условий и делать какие-то оговорки относительно принятия наследства.