Файл: Пособие по истории России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.04.2024

Просмотров: 753

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История Отечества

Тренировочные и тестовые задания по курсу

Введение

Тренировочные и тестовые задания по курсу «Истории Отечества» носят контрольно-обучающий характер. Задания построены в соответствии с содержанием и структурой учеб- ного пособия «История Отечества», предназначенного для студентов, обучающихся по системе дистанционного образо- вания; включают 3 варианта заданий по каждой из 5 тем посо- бия и 2 варианта контрольных тестов.

Тренировочные и тестовые задания построены по раз- ному принципу.

При выполнении тренировочных заданий студенту не- обходимо систематизировать предложенные варианты отве- тов: расположить исторические события в хронологической последовательности, либо соотнести с соответствующими да- тами или персоналиями и т.п. Данный вид заданий направ- лен на развитие у студентов способности анализировать ин- формацию, выявлять признаки и причины исторических яв- лений и событий.

При выполнении тестовых заданий студенту необходи- мо выбрать из предложенных вариантов правильный. Данный вид заданий направлен на активизацию познавательной дея- тельности студентов, на развитие творческого мышления и способности анализировать информацию и принимать пра- вильное решение.

216

Тренировочные и тестовые задания по курсу

I Вариант

Тема 1. Средневековый период отечественной истории. Киевская Русь, Московская Русь, Россия (IХ-ХVII вв.).

Тренировочные задания

1.Определите события, явления, процессы, относящиеся к периоду:

2.раннего средневековья (V – середина XI вв.);

3.классического средневековья (XI – XV вв.);

4.позднего средневековья начала нового времени (XVI – первая половина XVII в.).

Набор ответов: а) реформация;

б) зарождение культуры Возрождения; в) процесс зарождения и развития феодальной собственно-

сти на землю; г) формирование народностей;

д) создание раннефеодальных государств; е) становление абсолютной монархии;

ж) образование централизованных монархий с сословным представительством;

з) начало католической реакции; и) распространение на всю Западную Европу влияния ка-

толической церкви.

2. Расположите в хронологическом порядке упомянутые ниже события:

а) битва на Куликовом поле; б) подавление антиордынского восстания в Твери;

в) окончательная ликвидация ордынского ига; г) начало феодальной войны на Руси;

д) уничтожение последнего островка старинного вечевого правления, присоединение Пскова к Москве.

217


История Отечества

Соотнесите их с соответствующей датой:

а) 1327; б) 1380; в) 1425; г) 1480; д) 1497; е) 1505; ж) 1510.

и с именемкнязя, при котором этособытие происходило: а) Иван Калита; б) Дмитрий Донской;

в) Василий I;

г) Василий II;

д) Иван III;

е) Василий III;

ж) Иван IV.

3. Определите явления и процессы:

1.экономического;

2.политического;

3.социального плана, характерные для XVII в. отечествен- ной истории.

Набор ответов:

а) снижение роли Боярской Думы; б) рост товарности сельского хозяйства;

в) усиление эксплуатации крестьян, их дальнейшее закре- пощение;

г) городские восстания второй половины XVII в.;

д) превращение ремесла в мелкое товарное производство; е) прекращение практики созыва Земских Соборов; ж) укрепление феодализма иусиление позиций дворянства;

з) начало эволюции сословно-представительной монархии в абсолютную;

и) усилениезначенияприказнойсистемы, ростбюрократии; к) появление первых мануфактур;

218

Тренировочные и тестовые задания по курсу

л) оформление производственной специализации районов, начало складывания всероссийского рынка;

м) крестьянская война под предводительством С. Разина.

Тестовые задания

1. В чем видели основу феодального строя сторонники

формационного подхода к изучению истории?

а) в общественно значимых ценностях и идеалах средневе- кового феодального общества, едином стиле творческого мышления людей, обобщенном образе мира;

б) в способе производства материальных благ, при котором земля находилась в собственности крупных землевладель- цев, эксплуатирующих труд зависимых от них крестьян, ко- торые вели свое хозяйство на землях, принадлежащих зем- левладельцам;

в) во внутреннем состоянии средневекового человека, раз- витии его творческих способностей, его правах, окру- жающей его социокультурной среде.

2. На какой из нижеуказанных периодов средневековья при-

ходится начало Реформации, приведшей к ограничению роли церкви, разрушению этических и эстетических норм католи- цизма, появлению нового направления в христианстве про- тестантизма:

а) к периоду раннего средневековья (V – середина XI вв.); б) к периоду классического средневековья (XI–XV вв.);

в) к периоду позднего средневековья (XVI – первая полови-

на XVII в.).

3. Определите название памятника древнерусской пись-

менности, в котором говорится о создании древнерусского государства:

а)

«Слово о полку Игореве»;

б)

«Русская правда»;

в)

«Повесть временных лет»;

г)

«Слово о законе и благодати».

 

219


История Отечества

4. Определите суть «норманизма» (норманской теории):

а) утверждение организующей роли скандинавского нача- ла в становлении государства у восточных славян;

б) защита теории естественного возникновения славянского государства как результата длительного общественного процесса;

в) убежденность в том, что дружинники викинги не соз- дали на Руси новых политических структур, а лишь включились в шедшие здесь процессы государствообра- зования.

5. С именем какого князя связано появление правового ко-

декса Киевской Руси – «Русской правды».

а) Олега; б) Владимира Святого;

в) Ярослава Мудрого; г) Владимира Мономаха.

6. Какова основная причина крещения князя Владимира

Святого, повлекшая за собой крещение всей Руси:

а) крещение Владимира следует рассматривать только как акт, совершенный во имя династического союза;

б) Владимир рассматривал христианство как государствен- ную религию, которая призвана была укрепить автори- тет государства, поднять значение княжеской власти, уп- рочить внешнеполитическое положение Руси путем включения в систему общехристианских ценностей;

в) крещение Владимира стало результатом раскаяния в со- вершенных злодеяниях, усталости от разгульной жизни.

7. В перечне последствий татаро-монгольского ига опре-

делите те, которые свидетельствуют об усилении влияния восточного фактора на жизнь общества:

а) был нанесен серьезный удар хозяйству страны; б) в рамках формирующейся системы феодальной иерар-

хии начали утверждаться отношения подданства, усили- валась и более жесткой становилась княжеская власть;

в) усилилась политическая раздробленность и разобщен- ность русских земель.

220



Тренировочные и тестовые задания по курсу

8. Определите ближайшие политические последствия оп-

ричнины:

а) складывание сословно-представительной монархии; б) распад государственности;

в) ускоренная централизация государства путем террора и утверждения самовластия.

9. Из перечисленных действий Ивана III – государя всея Ру-

си определите те, которые способствовали политической централизации, т.е. усилению центральной власти:

а) включение в состав складывающегося государства Яро- славского и Ростовского княжеств; покорение Новгорода; завоевание Тверского княжества;

б) формирование централизованного государственного аппарата; создание единого общерусского законодатель- ства (судебник 1497 г.);

в) окончательная ликвидация ордынского ига.

10. К чему привел конфликт между государственной вла-

стью и церковью в XVII в.?

а) к установлению теократического правления (присвоение церковными иерархами функций светской власти);

б) к торжеству монархического принципа над теократиче- скими принципами патриарха Никона;

в) к компромиссу во отношениях светской власти и церкви.

Тема 2. Российская империя в XVIII-XIX вв. Проблемы модернизации страны

Тренировочные задания

1. Определите сущность модернизации:

1.в экономической;

2.в политической;

3.в социальной;

4.в духовной сферах жизни общества.

221