ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 753
Скачиваний: 1
История Отечества
Тренировочные и тестовые задания по курсу
Введение
Тренировочные и тестовые задания по курсу «Истории Отечества» носят контрольно-обучающий характер. Задания построены в соответствии с содержанием и структурой учеб- ного пособия «История Отечества», предназначенного для студентов, обучающихся по системе дистанционного образо- вания; включают 3 варианта заданий по каждой из 5 тем посо- бия и 2 варианта контрольных тестов.
Тренировочные и тестовые задания построены по раз- ному принципу.
При выполнении тренировочных заданий студенту не- обходимо систематизировать предложенные варианты отве- тов: расположить исторические события в хронологической последовательности, либо соотнести с соответствующими да- тами или персоналиями и т.п. Данный вид заданий направ- лен на развитие у студентов способности анализировать ин- формацию, выявлять признаки и причины исторических яв- лений и событий.
При выполнении тестовых заданий студенту необходи- мо выбрать из предложенных вариантов правильный. Данный вид заданий направлен на активизацию познавательной дея- тельности студентов, на развитие творческого мышления и способности анализировать информацию и принимать пра- вильное решение.
216
Тренировочные и тестовые задания по курсу
I Вариант
Тема 1. Средневековый период отечественной истории. Киевская Русь, Московская Русь, Россия (IХ-ХVII вв.).
Тренировочные задания
1.Определите события, явления, процессы, относящиеся к периоду:
2.раннего средневековья (V – середина XI вв.);
3.классического средневековья (XI – XV вв.);
4.позднего средневековья – начала нового времени (XVI – первая половина XVII в.).
Набор ответов: а) реформация;
б) зарождение культуры Возрождения; в) процесс зарождения и развития феодальной собственно-
сти на землю; г) формирование народностей;
д) создание раннефеодальных государств; е) становление абсолютной монархии;
ж) образование централизованных монархий с сословным представительством;
з) начало католической реакции; и) распространение на всю Западную Европу влияния ка-
толической церкви.
2. Расположите в хронологическом порядке упомянутые ниже события:
а) битва на Куликовом поле; б) подавление антиордынского восстания в Твери;
в) окончательная ликвидация ордынского ига; г) начало феодальной войны на Руси;
д) уничтожение последнего островка старинного вечевого правления, присоединение Пскова к Москве.
217
История Отечества
Соотнесите их с соответствующей датой:
а) 1327; б) 1380; в) 1425; г) 1480; д) 1497; е) 1505; ж) 1510.
и с именемкнязя, при котором этособытие происходило: а) Иван Калита; б) Дмитрий Донской;
в) Василий I;
г) Василий II;
д) Иван III;
е) Василий III;
ж) Иван IV.
3. Определите явления и процессы:
1.экономического;
2.политического;
3.социального плана, характерные для XVII в. отечествен- ной истории.
Набор ответов:
а) снижение роли Боярской Думы; б) рост товарности сельского хозяйства;
в) усиление эксплуатации крестьян, их дальнейшее закре- пощение;
г) городские восстания второй половины XVII в.;
д) превращение ремесла в мелкое товарное производство; е) прекращение практики созыва Земских Соборов; ж) укрепление феодализма иусиление позиций дворянства;
з) начало эволюции сословно-представительной монархии в абсолютную;
и) усилениезначенияприказнойсистемы, ростбюрократии; к) появление первых мануфактур;
218
Тренировочные и тестовые задания по курсу
л) оформление производственной специализации районов, начало складывания всероссийского рынка;
м) крестьянская война под предводительством С. Разина.
Тестовые задания
1. В чем видели основу феодального строя сторонники
формационного подхода к изучению истории?
а) в общественно значимых ценностях и идеалах средневе- кового феодального общества, едином стиле творческого мышления людей, обобщенном образе мира;
б) в способе производства материальных благ, при котором земля находилась в собственности крупных землевладель- цев, эксплуатирующих труд зависимых от них крестьян, ко- торые вели свое хозяйство на землях, принадлежащих зем- левладельцам;
в) во внутреннем состоянии средневекового человека, раз- витии его творческих способностей, его правах, окру- жающей его социокультурной среде.
2. На какой из нижеуказанных периодов средневековья при-
ходится начало Реформации, приведшей к ограничению роли церкви, разрушению этических и эстетических норм католи- цизма, появлению нового направления в христианстве – про- тестантизма:
а) к периоду раннего средневековья (V – середина XI вв.); б) к периоду классического средневековья (XI–XV вв.);
в) к периоду позднего средневековья (XVI – первая полови-
на XVII в.).
3. Определите название памятника древнерусской пись-
менности, в котором говорится о создании древнерусского государства:
а) |
«Слово о полку Игореве»; |
б) |
«Русская правда»; |
в) |
«Повесть временных лет»; |
г) |
«Слово о законе и благодати». |
|
219 |
История Отечества
4. Определите суть «норманизма» (норманской теории):
а) утверждение организующей роли скандинавского нача- ла в становлении государства у восточных славян;
б) защита теории естественного возникновения славянского государства как результата длительного общественного процесса;
в) убежденность в том, что дружинники – викинги не соз- дали на Руси новых политических структур, а лишь включились в шедшие здесь процессы государствообра- зования.
5. С именем какого князя связано появление правового ко-
декса Киевской Руси – «Русской правды».
а) Олега; б) Владимира Святого;
в) Ярослава Мудрого; г) Владимира Мономаха.
6. Какова основная причина крещения князя Владимира
Святого, повлекшая за собой крещение всей Руси:
а) крещение Владимира следует рассматривать только как акт, совершенный во имя династического союза;
б) Владимир рассматривал христианство как государствен- ную религию, которая призвана была укрепить автори- тет государства, поднять значение княжеской власти, уп- рочить внешнеполитическое положение Руси путем включения в систему общехристианских ценностей;
в) крещение Владимира стало результатом раскаяния в со- вершенных злодеяниях, усталости от разгульной жизни.
7. В перечне последствий татаро-монгольского ига опре-
делите те, которые свидетельствуют об усилении влияния восточного фактора на жизнь общества:
а) был нанесен серьезный удар хозяйству страны; б) в рамках формирующейся системы феодальной иерар-
хии начали утверждаться отношения подданства, усили- валась и более жесткой становилась княжеская власть;
в) усилилась политическая раздробленность и разобщен- ность русских земель.
220
Тренировочные и тестовые задания по курсу
8. Определите ближайшие политические последствия оп-
ричнины:
а) складывание сословно-представительной монархии; б) распад государственности;
в) ускоренная централизация государства путем террора и утверждения самовластия.
9. Из перечисленных действий Ивана III – государя всея Ру-
си – определите те, которые способствовали политической централизации, т.е. усилению центральной власти:
а) включение в состав складывающегося государства Яро- славского и Ростовского княжеств; покорение Новгорода; завоевание Тверского княжества;
б) формирование централизованного государственного аппарата; создание единого общерусского законодатель- ства (судебник 1497 г.);
в) окончательная ликвидация ордынского ига.
10. К чему привел конфликт между государственной вла-
стью и церковью в XVII в.?
а) к установлению теократического правления (присвоение церковными иерархами функций светской власти);
б) к торжеству монархического принципа над теократиче- скими принципами патриарха Никона;
в) к компромиссу во отношениях светской власти и церкви.
Тема 2. Российская империя в XVIII-XIX вв. Проблемы модернизации страны
Тренировочные задания
1. Определите сущность модернизации:
1.в экономической;
2.в политической;
3.в социальной;
4.в духовной сферах жизни общества.
221