ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 755
Скачиваний: 1
От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития
средства эти оказались даже большими, чем те, которые власть намеревалась сэкономить на отмене льгот.
Продолжение реформы ЖКХ привело к освобождению государства от обязательств по обеспечению бесплатным жильем нуждающихся категорий граждан. Вместо этого обще- ству была предложена программа строительства ипотечного жилья, абсолютно не доступная семьям с низкими доходами.
В сентябре 2005 года, выступая перед представителями российской власти, Президент обнародовал приоритетные национальные проекты, реализация которых должна обеспе- чить ускоренное развитие рынка жилья, сельского хозяйства, образования и медицины; существенно повысить качество жизни граждан; улучшить «социальное самочувствие общест- ва». Для реализации проектов «Образование», «Медицина», «Жилье», «Сельское хозяйство» главой государства создан специальные орган – Совет по реализации приоритетных на- циональных проектов, который возглавил Д.А. Медведев.
Безусловно, польза от национальных проектов есть, на них выделяются немалые государственные средства, которые работают на конечный результат; реализация проектов дает первые ощутимые плоды.
Однако в научной литературе звучат и другие оценки. Ряд авторов полагают, что средства, выделяемые на реализацию проектов, недостаточны и кпд их использования довольно ни- зок; что за нацпроектами не стоит никаких системных планов, а способы их реализации далеки от оптимальных. На основании этого делается вывод о невозможности радикального изменения в соответствующих отраслях с помощью проектов.
Проблемы экономического и социального развития тесно связаны с вопросами демографии, защиты и поддержки семьи. Не случайно в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. В.В. Путин серьезное внимание уде- лил анализу демографического кризиса в России и обусловлен- ных им угроз суверенитету и национальной безопасности стра- ны. Президент наметил пути решения демографических про- блем, предложил конкретные шаги государственной
205
История Отечества
антикризисной политики в сфере демографии. В целях под- держки материнства и детства была выдвинута идея создания «материнского капитала» – в размере 250 тысяч рублей при ро- ждении второго ребенка. Однако многие аналитики полагают, что эти деньги к тому времени, когда люди смогут ими реально воспользоваться, будут «съедены» социальной инфляцией, ко- торая значительно отличается от официальной правительствен- ной. Индексация же материнского капитала предполагается только «в шагах» официальной инфляции.
26апреля 2007 г. В.В. Путин обратился со своим восьмым
ипоследним Посланием к Федеральному Собранию. В нем не столько подводятся итоги развития страны, сколько опреде- ляются приоритеты дальнейшего развития на годы вперед, стратегия укрепления России. Впервые в Послании обозначе- ны не только проблемы, но и названы ресурсы, которые будут направлены на реализацию намеченных планов. Серьезное внимание в Послании уделено модернизации экономики. Определен новый поворот в логике экономического развития, путь повышения конкурентоспособности экономики и ре- формирования стабилизационного фонда. Одной из его час- тей должен стать фонд национального благосостояния. Бес- прецедентна социальная часть Послания по задекларирован- ным расходам на развитие инфраструктуры ЖКХ, массовое строительство жилья для всех категорий граждан, ремонт жи- лого фонда и переселение людей из ветхого жилья, стимули- рование пенсионной реформы. Получила продолжение тема демографической политики. Достойным развитием прини- маемых в этой сфере мер стало предложение Президента объ- явить 2008 год Годом семьи.
Важнейшим событием нынешнего года названы выборы в Государственную Думу 2 декабря 2007 г. в ходе которых будет решаться вопрос о преемственности государственной политики. Президент остановился на анализе поправок избирательного законодательства, принятых в последнее время, которые рас- сматриваются им как шаги по демократизации избирательной системы, пообеспечению преемственности власти.
206
От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития
Однако многие политики и политологи полагают, что отмена выборов по одномандатным округам (фактическая отмена самовыдвижения кандидатов); увеличение с 5 до 7 процентов барьера для прохождения политических партий в органы власти всех уровней; допуск к выборам партий чис- ленностью не менее 50 тысяч человек; запрет формирования избирательных блоков; отмена графы «против всех»; ликви- дация нижнего порога явки избирателей – противоречат принципам свободных выборов. Вводимые изменения с уче- том российской избирательной практики, с их точки зрения, оставляют мало шансов на прохождение в Думу оппозицион- ных партий, способствуют формированию полуавторитарной системы.
Несмотря на разные оценки Послания, приоритетов дальнейшего развития страны, следует признать, реализация задач, поставленных Президентом в этом документе, будет влиять на развитие России в течение ряда ближайших лет.
Действия В.В. Путина в рамках его второго президент- ского срока подтверждают справедливость его самооценки, озвученной в 1999 году, когда он был назначен главой Прави- тельства. Тогда он заявил о себе как о либерале – «рыночнике»
игосударственнике. Сегодня Президент пытается реализовать свою программу модернизации через укрепление и централи- зацию государственной власти, создание системы «управляе- мой демократии» и проведение либеральных экономических
исоциальных реформ.
** *
Несмотря на неустойчивость экономического положе- ния, серьезные проблемы в социальной сфере, еще не преодо- ленный чеченский кризис, Россия в начале XXI века утвер- ждается как часть мировой цивилизации, с великим историче- ским прошлым, сложным и противоречивым настоящим и, хочется верить, с лучшим будущим.
207
История Отечества
Затянувшийся современный переходный период связан с тем, что к началу 90-х гг. наше Отечество столкнулось с ря- дом таких сложнейших исторических проблем, которые одно- временно не приходилось решать ни одной стране мира. Это постепенная трансформация: унитарного государства в со- общество национальных государств; системы планового, со- циалистического, обобществленного хозяйства в рыночную экономику, основанную на частной собственности; однопар- тийной тоталитарной системы в демократическое общество, основанное на свободных выборах и свободной борьбе поли- тических сил в рамках закона.
208
Выводы
Выводы
Системное изложение истории России, концентрация внимания на особенностях отечественного исторического процесса и логике его развития позволяют сформулировать следующие выводы.
1.Расположение нашей страны между Европой и Азией предопределило своеобразие ее развития. Русь, а позже Россия представляла собой синкретическую (евразий- скую) цивилизацию, сложившуюся в результате мощного влияния на нее западноевропейского и восточного цивили- зационных потоков. При этом на разных этапах историче- ского развития усиливалось то влияние Запада, то влия- ние Востока.
2.Несмотря на своеобразие, Киевская Русь демонстрирова- ла однотипность развития со странами Западной Евро- пы. Но монголо-татарское иго резко усилило влияние восточного фактора, что и предопределило складывание в дальнейшем в России особого, отличного от европей- ского, типа феодализма, для которого были характерны: гипертрофированная роль государства, жестокая систе- ма крепостного права, самодержавная власть царя.
3.Постоянное отставание России от Запада и параллельно идущий процесс возникновения социально-экономиче- ских предпосылок его преодоления внутри страны по- рождали необходимость в решительных шагах по мо- дернизации и европеизации страны, по формированию индустриального общества, которые в разных формах предпринимались на протяжении XVIII – начала XX сто- летий. Однако российская модель осуществления модер- низации показала свою ограниченность и не привела к должным результатам. Страна, хотя и продвигалась впе- ред, все же не сумела выйти на уровень западных стран.
4.Непоследовательность и незавершенность проводимых в стране реформ, смена их контрреформами, нарастание острых социальных противоречий порождали мощные
209
История Отечества
революционные взрывы, сильнейшим из которых стала Октябрьская революция 1917 г. Силы, пришедшие в ре- зультате ее осуществления к власти, попытались осуще- ствить прорыв к более высокому уровню цивилизации путем смены модели общественного развития и создания индустриального общества некапиталистическим путем. Однако Октябрьская революция, представлявшаяся большевикам как путь к социализму, к подлинной демо- кратии, как антибюрократический переворот, в действи- тельности открыла дорогу сверхцентрализации сил и власти в руках государства, установлению тоталитарного режима, диктатуре, государственному принуждению. Россия сдвинулась в сторону восточного типа организа- ции общества. Использование социалистической моби- лизационной модели развития позволило стране решить ряд важных задач. Она завершила индустриализацию, сумела создать мощный военно-промышленный ком- плекс, приступила к созданию системы социальных га- рантий для рабочих и служащих, осуществила общеоб- разовательную революцию. Однако достижения были оплачены ценой величайшего перенапряжения сил, пе- рекосов и деформаций в экономике, консервации низко- го жизненного уровня, ликвидации прав и свобод, по- давлении личности, автаркии социализма. В советский период складывалась модель убыточного развития эко- номики, основанная на непрерывном расширении про- изводства, а не повышении его рентабельности, модель, неминуемо ведущая к застою и кризису, сползание к ко- торому не удалось остановить ни хрущевской «оттепе- лью», ни половинчатыми и незавершенными реформа- ми середины 60-х гг.
5.Нараставшая угроза тотального кризиса в 70-х – начале 80-х гг. побудила руководство страны начать модерниза- цию системы, получившую название концепции ускоре- ния социально-экономического развития страны, а позже перестройки. Правда попытки реформирования сущест-
210