ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 747
Скачиваний: 1
История Отечества
7. Россия сыграла не последнюю роль в развязывании Первой мировой войны. Это связано с тем, что:
а) Россия являлась одним из тех промышленных и финансовых гигантов, противоречия между которыми привели к войне;
б) Россия была заинтересована в сохранении территориаль- но-политического раздела мира и являлась великой державой, пользовавшейся большим авторитетом на международной арене;
в) Россия обладала большим военным потенциалом, значи- тельными материальными и военными ресурсами и поэтому стремиласькпеределусфервлиянияизахватуколоний.
8. Одной из причин общественно-политического кризиса в России во время Первой мировой войны было то, что:
а) Россия не была подготовлена к войне (военная программа должна была завершиться к 1917 г.);
б) увеличилось число забастовок и крестьянских волнений, усилилось антивоенное движение;
в) в России не была завершена модернизация, в результате в стране отсутствовала сильная, переведенная на военные рельсы промышленность, была плохо организована работа транспорта, не было социальной стабильности, единства фронта и тыла.
9. Какая политическая партия России выдвинула во время Первой мировой войны следующие требования: отказ голосовать за военные кредиты в Думе, поддержка братания солдат на фронте и всяких революционных выступлений, использование поражения в войне для революционной борьбы?
а) |
эсеры; |
б) |
большевики; |
в) |
меньшевики. |
256
Тренировочные и тестовые задания по курсу
10. Одним из итогов Февральской революции 1917 г. было следующее:
а) ликвидация помещичьего землевладения и наделение крестьян землей;
б) выход России из Первой мировой войны; в) амнистия политзаключенным, свобода слова, печати,
подготовка к созыву Учредительного собрания.
Тема 4. Советское общество от 1917 г. до начала 50-х годов: формирование «казарменного социализма»
Тренировочные задания
1. Какие из приведенных ниже положений характеризуют первые:
1.политические;
2.социально-экономические преобразования Советской власти (с октября 1917 г. и до начала гражданской войны летом 1918 г.)?
Набор ответов:
а) созыв и разгон Учредительного собрания; б) слом старого и создание нового государственного аппа-
рата; в) уничтожение сословных привилегий, отделение церкви
от государства и школы от церкви, наделение женщин равными правами с мужчинами, провозглашение равно- правия наций и их права на самоопределение;
г) установление советской власти на местах; д) формирование единого ВЦИКа Советов рабочих, сол-
датских и крестьянских депутатов; е) принятие ВЦИКом «Положения о рабочем контроле»;
ж) ускоренная национализация банков, железных дорог, водного транспорта, промышленных предприятий;
з) формирование новых органов местной власти;
257
История Отечества
и) выдвижение очередных задач советской власти: учет и контроль за производством и распределением продук- тов, повышение производительности труда и дисципли- ны, материальное стимулирование, единоначалие на производстве, привлечение к сотрудничеству буржуаз- ных специалистов;
к) введение продовольственной диктатуры; л) принятие в июле 1918 г. Конституции РСФСР; м) введение комбедов.
2. Из приведенных ниже мер Советской власти выберите те, которые относятся к политике «военного коммунизма»:
а) введение рабочего контроля, который распространялся на производство, куплю-продажу продуктов и материа- лов, на финансовую деятельность предприятий;
б) введение продразверстки; в) проведение ускоренной национализации крупной,
средней и мелкой промышленности и транспорта; г) введение продовольственной диктатуры;
д) введение учета и контроля за производством и распреде- лением продуктов, материальное стимулирование, по- вышение производительности труда.
е) переход к прямому товарообмену; ж) введение рабочего самоуправления на производстве;
з) создание уравнительной системы распределения; и) введение всеобщей трудовой повинности и трудовых
мобилизаций; к) введение комбедов.
3. Определите специфические причины и черты, отличавшие Вторую мировую войну от Первой (три отличия).
258
Тренировочные и тестовые задания по курсу
Тестовые задания
1. Стратегия и тактика большевиков в период от Февра-
ля к Октябрю основывалась на том, что:
а) большевики, как самая массовая и влиятельная партия, сумеют повести за собой народные массы;
б) либеральные и умеренно-социалистические партии не способны решить насущные проблемы общества и их действия откроют путь левым силам;
в) в России созрели материальные и культурные предпо- сылки для социалистической революции.
2. Определите, что отличало «красногвардейскую атаку
на капитал» от политики «военного коммунизма»:
а) создание хозяйственного механизма, опирающегося не на экономические, а на административно-приказные ме- тоды хозяйствования;
б) осуществление мер, означающих попытку непосредст- венного перехода к коммунистическим общественным отношениям;
в) проведение «стихийной» и «карательной» национализации про- мышленныхпредприятий.
3. Политический аспект нэпа заключается в следующем:
а) слом старого и создание нового государственного аппа- рата, создание государства «советского типа»; блок большевиков и левых эсеров, отказ от «буржуазного пар- ламентаризма»;
б) реформирование административно-государственного устройства страны и передача части управленческих функций на места; образование союзного государства на договорных началах; усиление партийного и государст- венного контроля; ликвидация остатков многопартийно- сти; высылка за границу идейных противников больше- визма; усиление внутрипартийного режима;
в) срастание партийного, хозяйственного и государствен- ного аппарата, строящегося по иерархическому принци-
259
История Отечества
пу; резкое возрастание роли органов государственного принуждения; установление тотального контроля над обществом.
4. В чем суть политического истока тоталитаризма в
СССР?
а) в том, что власть опиралась на определенную часть в ка- ждом классе и социальном слое общества, которая, если не активно, то пассивно поддерживала режим;
б) в том, что сталинизм использовал российские особенно- сти общественного сознания: общинность, коллекти- визм, привычку «почитать начальство» и пр.;
в) в монополии ВКП(б) на власть в стране.
5. В 30-е гг. сплошная коллективизация сопровождалась
падением производительности труда и сокращением валовой продукции сельского хозяйства в сравнении с периодом нэпа. Почему же сталинское руководство не прекратило процесс создания колхозов, не ослабило жесткий административный контроль над деревней?
а) сталинское руководство слепо следовало марксистской догме – социалистическому переустройству сельского хо- зяйства;
б) это мало затрагивало материальное благосостояние на- рода;
в) сплошная коллективизация позволила создать систему пе- рекачкисредствизаграрногосекторавиндустриальный.
6. Одна из причин неудачи создания системы коллектив-
ной безопасности в 30-е гг. заключалась в том, что:
а) СССР не стремился к союзу с Англией и Францией, ибо его главной целью в международных делах было разжи- гание мировой революции;
б) западноевропейские страны проводили политику, которая базировалась на стремлении ликвидировать или ослабить
СССРпутемнаправлениягерманскойагрессиинаВосток;
260
Тренировочные и тестовые задания по курсу
в) Англия и Франция были озабочены ликвидацией последст- вий мирового экономического кризиса 1929-33 гг. и не при- нималиактивногоучастиявмеждународныхделах.
7. Высокая цена победы СССР во Второй мировой войне
связана:
а) с несправедливым распределением усилий внутри анти- гитлеровской коалиции в борьбе с лучшей военной ма- шиной в мире; с размахом фашистского террора в отно- шении советских граждан;
б) с ведением СССР войны на два фронта (против Герма- нии и Японии);
в) со слабостью экономической и военно-технической базы
СССР.
8. Из истории Второй мировой и Великой Отечественной
войны можно извлечь один из следующих уроков:
а) источником военной опасности являются не только эко- номические факторы, но и недемократические полити- ческие режимы;
б) борьба с фашизмом сменилась глобальным противостоя- нием социалистической и капиталистической систем;
в) в послевоенный период странам Восточной Европы и Юго-Восточной Азии была навязана сталинская модель социализма.
9. «Холодная война» – это:
а) навязывание странам Восточной Европы сталинской мо- дели социализма;
б) финансовая помощь США европейским государствам; в) идеологическое, политическое и военно-стратегическое
противостояние капиталистических стран во главе с США и социалистических государств во главе с СССР.
261
История Отечества
10. Почему в послевоенный период происходило укрепление
тоталитарно-бюрократической системы в СССР?
а) отступив в военные годы, система стремилась восстано- вить тотальный контроль над жизнью общества с помо- щью идеологических кампаний и репрессий;
б) в обществе на волне победы вызрела идея демократиче- ской трансформации режима и имело место жесткое противостояние власти и народа;
в) в рядах ближайшего окружения Сталина сформирова- лась серьезная оппозиция режиму.
Тема 5. От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития
Тренировочные задания
1. Н.С. Хрущев осуществил ряд объективно назревших из-
менений в жизни государства. Из приведенных ниже мер и ре- форм выберете те, которые относятся
1.к пересмотру экономических и бюджетных приоритетов;
2.к смягчению репрессивного режима;
3.к новациям во внешней политике.
Набор ответов:
а) критика культа личности Сталина; б) постановлениеЦККПСС«Опреодолениикульталичностии
егопоследствий» (1956 г.) ;
в) решения XX съезда КПСС (1956 г.) о мирном сосуществова- нии государств с различным общественным строем, о воз- можности предотвращения войн в современную эпоху;
г) доклад Н.С. Хрущева на закрытом заседании ХХ съезда КПСС о культе личности Сталина;
д) проведение новой аграрной политики: повышение заку- почных цен на сельскохозяйственную продукцию, уменьшение объемов обязательных поставок колхозов
262