Файл: Пособие по истории России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.04.2024

Просмотров: 743

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тренировочные и тестовые задания по курсу

3. Можно ли считать, что главную роль в возникновении

русского государства сыграли норманы?

а) да, т.к. славянские племена приглашали на условиях до- говора предводителей варяжских дружин;

б) нет, т.к. с норманами связано образование ряда госу- дарств в Западной Европе;

в) да, т.к. в летописях указывается на варяжское происхож- дение правящей династии и название державы связыва- лось с варяжским племенем;

г) нет, т.к. в результате длительного общественного про- цесса в IX в. у восточных славян уже сложилось два пред- государственных объединения с центрами в Киеве и Новгороде.

4. Какое из приведенных ниже положений, относят к пе-

риоду становления Киевской Руси?

а) утверждение единой государственной религии христи- анства;

б) возникновение крупных земельных вотчин, продолже- ние процесса закабаления ранее свободных крестьян, при том, что основную массу населения составляли сво- бодные крестьяне-общинники, эксплуатируемые госу- дарством;

в) переход от полюдья к фиксации дани и созданию адми- нистративно-финансовых центров ее сбора.

5. Феодальная раздробленность в отечественной истории

это:

а) превращение государства в свободную федерацию кня- жеств, возглавляемую киевским князем, власть которого имела номинальный характер;

б) образование на территории Киевской Руси ряда само- стоятельных княжеств, которые делились на более мел- кие удельные княжества;

в) потеря суверенитета юго-западными и западными рус- скими княжествами, их вхождение в состав Великого

269


История Отечества

княжества Литовского и Польского королевства и после- дующее формирование в них украинской и белорусской народностей.

6. С чем связана изоляция Московской Руси от Западной

Европы?

а) с отсутствием выхода в море и невозможностью вести актив- нуюморскуюторговлю;

б) с распадом христианской церкви на католическую и православную;

в) с татаро-монгольским владычеством.

7. В чем отличие процесса складывания централизованно-

го государства в России в сравнении с Западной Европой?

а) этот процесс растянулся во времени и вышел за рамки классического средневековья, в период которого и созда- вались централизованные западные государства;

б) в России централизация была связана с развитием внут- реннего рынка и товарно-денежных отношений;

в) главной причиной объединения русских земель было стремление избавиться от монголо-татарского ига и об- рести независимость.

8. В период образования и укрепления русского централи-

зованного государства усилились тенденции, порожденные монголо-татарским господством (отношения подданства, самодержавная власть, пренебрежение к человеческой лично- сти). С чем это связано?

а) Россия, будучи евразийским государством, слишком «хорошо» усваивала восточный менталитет;

б) с субъективными качествами русских князей, а в послед- ствии государей и царей;

в) централизация проводилась в условиях невызревших со- циально-экономических предпосылок, что требовало усиления роли государства.

270



Тренировочные и тестовые задания по курсу

9. Что явилось причиной Смутного времени на рубеже

XVI–XVII вв.?

а) династический кризис в связи с пресечением династии потомков Ивана Калиты;

б) польско-шведская интервенция, направленная против России;

в) социальное напряжение, вызванное опричным террором и усилением закрепощения крестьян; слом механизмов управления государством и хозяйственная разруха, воз- никшие в результате введения опричнины.

10. В чем проявились новые явления в экономической жизни

России во второй половине XVII в.?

а) в росте налогообложения, окончательном закрепощении крестьян, в государственном сыске беглых, в городских восстаниях и крестьянской войне под предводительством С. Разина;

б) в прекращении созыва Земских соборов, усилении зна- чения приказной системы, росте бюрократии, укрепле- нии государственного контроля над церковью;

в) в росте товарности сельского хозяйства, в процессе пре- вращения ремесла в мелкое товарное производство, в по- явлении первых мануфактур.

Тема 2. Российская империя в XVIII–XIX вв. Проблемы модернизации страны

Тренировочные задания

1. Определите, что означает модернизация в:

1.экономической;

2.политической;

3.социальной;

4.культурной

областях.

271

История Отечества

Набор ответов:

а) специализация людей, общественных и государственных институтов по видам деятельности, эта специализация все меньше зависит от пола, возраста, социального про- исхождения и все больше от личных качеств человека его квалификации, образования;

б) применение технологии, основанной на научном знании, индустриализация, развитие рынка товаров и труда, суще- ствованиестимуловдлясозданияивнедренияновшеств;

в) приобщение крупных групп населения к ценностям культуры, многообразие школ и течений в философии и науке, конфессиональный плюрализм;

г) разделение властей, установление политической демо- кратии, способность государства к структурным измене- ниям в экономике, политике и социальной сфере при сохранении стабильности общества.

2. Определите, какие из приведенных ниже изменений во всех сферах жизни общества западнойцивилизации относятся:

1.к XVIII веку;

2.к становлению индустриальной цивилизации.

Набор ответов:

а) превращение капиталистической мануфактуры в центр развития производительных сил, проведение политики меркантилизма;

б) распространение марксизма и появление социалистиче- ских партий;

в) становление правового государства и гражданского об- щества;

г) несоответствие экономического положения промышлен- ной и торговой буржуазии ее социальному статусу;

д) появление в общественном сознании идеи естественных прав человека;

е) осуществление промышленной революции; ж) продолжение процесса первоначального накопления ка-

питала; з) оформление доктрины либерализма;

272


Тренировочные и тестовые задания по курсу

и) разработка теорий гражданского договора и разделения властей;

к) завершение формирования буржуазии и пролетариата, обуржуазивание значительной части дворянства, рост численности среднего класса.

3. Из приведенных ниже положений выберите те, которые обусловили модернизации

1.Петра I;

2.Александра II

Набор ответов:

а) новые явления в социально-экономической жизни обще- ства: рост товарности сельского хозяйства, превращение ремесла в мелкое товарное производство, появление ма- нуфактур, проявление производственной специализации районов, начало складывания всероссийского рынка;

б) прогрессирующее отставание России от Запада; в) препятствия начавшемуся промышленному перевороту

и первоначальному накоплению капитала, связанные с существованием крепостного права;

г) приверженность императора западному рационализму и европейскому образу жизни;

д) военная угроза со стороны Швеции и Турции; е) поражение в Крымской войне;

ж) разложение феодальной системы, которое приобрело кризисный характер;

з) сложности в создании кадрового пролетариата в фаб- рично-заводском производстве, связанные с крепостной системой.

Тестовые задания

1. Просвещение это:

а) социально-политическое и идеологическое движение против католической церкви, в результате которого была

273

История Отечества

ограничена роль церкви в обществе и утвердилась новая система духовных ценностей, способствующая первона- чальному накоплению капитала;

б) воскрешение норм античной цивилизации (интерес к зем- ному миру, человеку, кдемократическим традициям);

в) идейное течение, выступавшее против феодального строя и разработавшее вопрос о практическом устройст- ве общества с точки зрения рационализма и «здравого смысла».

2. В чем суть теории разделения властей, разработанной в

«век Просвещения»?

а) все люди от рождения наделены Творцом естественными и неотъемлемыми правами: правом на жизнь, свободу и собственность;

б) государственная власть понимается как совокупность за- конодательной исполнительной и судебной властей, осуществляемых независимыми друг от друга государст- венными органами;

в) государство представляет собой не божественное уста- новление, а институт, возникший в результате договора между людьми.

3. Определите, какая из приведенных ниже реформ была

проведена Петром I:

а) создание всесословного выборного представительства в масштабеуездаигубернии;

б) проведение военной реформы, которая вводила всеоб- щую воинскую повинность и ставила срок службы в за- висимости от образовательного ценза;

в) разделение страны на губернии, во главе которых стоял губернатор, обладающий судебной, административной, политической и финансовой властью.

274