ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 743
Скачиваний: 1
Тренировочные и тестовые задания по курсу
3. Можно ли считать, что главную роль в возникновении
русского государства сыграли норманы?
а) да, т.к. славянские племена приглашали на условиях до- говора предводителей варяжских дружин;
б) нет, т.к. с норманами связано образование ряда госу- дарств в Западной Европе;
в) да, т.к. в летописях указывается на варяжское происхож- дение правящей династии и название державы связыва- лось с варяжским племенем;
г) нет, т.к. в результате длительного общественного про- цесса в IX в. у восточных славян уже сложилось два пред- государственных объединения с центрами в Киеве и Новгороде.
4. Какое из приведенных ниже положений, относят к пе-
риоду становления Киевской Руси?
а) утверждение единой государственной религии – христи- анства;
б) возникновение крупных земельных вотчин, продолже- ние процесса закабаления ранее свободных крестьян, при том, что основную массу населения составляли сво- бодные крестьяне-общинники, эксплуатируемые госу- дарством;
в) переход от полюдья к фиксации дани и созданию адми- нистративно-финансовых центров ее сбора.
5. Феодальная раздробленность в отечественной истории –
это:
а) превращение государства в свободную федерацию кня- жеств, возглавляемую киевским князем, власть которого имела номинальный характер;
б) образование на территории Киевской Руси ряда само- стоятельных княжеств, которые делились на более мел- кие удельные княжества;
в) потеря суверенитета юго-западными и западными рус- скими княжествами, их вхождение в состав Великого
269
История Отечества
княжества Литовского и Польского королевства и после- дующее формирование в них украинской и белорусской народностей.
6. С чем связана изоляция Московской Руси от Западной
Европы?
а) с отсутствием выхода в море и невозможностью вести актив- нуюморскуюторговлю;
б) с распадом христианской церкви на католическую и православную;
в) с татаро-монгольским владычеством.
7. В чем отличие процесса складывания централизованно-
го государства в России в сравнении с Западной Европой?
а) этот процесс растянулся во времени и вышел за рамки классического средневековья, в период которого и созда- вались централизованные западные государства;
б) в России централизация была связана с развитием внут- реннего рынка и товарно-денежных отношений;
в) главной причиной объединения русских земель было стремление избавиться от монголо-татарского ига и об- рести независимость.
8. В период образования и укрепления русского централи-
зованного государства усилились тенденции, порожденные монголо-татарским господством (отношения подданства, самодержавная власть, пренебрежение к человеческой лично- сти). С чем это связано?
а) Россия, будучи евразийским государством, слишком «хорошо» усваивала восточный менталитет;
б) с субъективными качествами русских князей, а в послед- ствии – государей и царей;
в) централизация проводилась в условиях невызревших со- циально-экономических предпосылок, что требовало усиления роли государства.
270
Тренировочные и тестовые задания по курсу
9. Что явилось причиной Смутного времени на рубеже
XVI–XVII вв.?
а) династический кризис в связи с пресечением династии потомков Ивана Калиты;
б) польско-шведская интервенция, направленная против России;
в) социальное напряжение, вызванное опричным террором и усилением закрепощения крестьян; слом механизмов управления государством и хозяйственная разруха, воз- никшие в результате введения опричнины.
10. В чем проявились новые явления в экономической жизни
России во второй половине XVII в.?
а) в росте налогообложения, окончательном закрепощении крестьян, в государственном сыске беглых, в городских восстаниях и крестьянской войне под предводительством С. Разина;
б) в прекращении созыва Земских соборов, усилении зна- чения приказной системы, росте бюрократии, укрепле- нии государственного контроля над церковью;
в) в росте товарности сельского хозяйства, в процессе пре- вращения ремесла в мелкое товарное производство, в по- явлении первых мануфактур.
Тема 2. Российская империя в XVIII–XIX вв. Проблемы модернизации страны
Тренировочные задания
1. Определите, что означает модернизация в:
1.экономической;
2.политической;
3.социальной;
4.культурной
областях.
271
История Отечества
Набор ответов:
а) специализация людей, общественных и государственных институтов по видам деятельности, эта специализация все меньше зависит от пола, возраста, социального про- исхождения и все больше – от личных качеств человека его квалификации, образования;
б) применение технологии, основанной на научном знании, индустриализация, развитие рынка товаров и труда, суще- ствованиестимуловдлясозданияивнедренияновшеств;
в) приобщение крупных групп населения к ценностям культуры, многообразие школ и течений в философии и науке, конфессиональный плюрализм;
г) разделение властей, установление политической демо- кратии, способность государства к структурным измене- ниям в экономике, политике и социальной сфере при сохранении стабильности общества.
2. Определите, какие из приведенных ниже изменений во всех сферах жизни общества западнойцивилизации относятся:
1.к XVIII веку;
2.к становлению индустриальной цивилизации.
Набор ответов:
а) превращение капиталистической мануфактуры в центр развития производительных сил, проведение политики меркантилизма;
б) распространение марксизма и появление социалистиче- ских партий;
в) становление правового государства и гражданского об- щества;
г) несоответствие экономического положения промышлен- ной и торговой буржуазии ее социальному статусу;
д) появление в общественном сознании идеи естественных прав человека;
е) осуществление промышленной революции; ж) продолжение процесса первоначального накопления ка-
питала; з) оформление доктрины либерализма;
272
Тренировочные и тестовые задания по курсу
и) разработка теорий гражданского договора и разделения властей;
к) завершение формирования буржуазии и пролетариата, обуржуазивание значительной части дворянства, рост численности среднего класса.
3. Из приведенных ниже положений выберите те, которые обусловили модернизации
1.Петра I;
2.Александра II
Набор ответов:
а) новые явления в социально-экономической жизни обще- ства: рост товарности сельского хозяйства, превращение ремесла в мелкое товарное производство, появление ма- нуфактур, проявление производственной специализации районов, начало складывания всероссийского рынка;
б) прогрессирующее отставание России от Запада; в) препятствия начавшемуся промышленному перевороту
и первоначальному накоплению капитала, связанные с существованием крепостного права;
г) приверженность императора западному рационализму и европейскому образу жизни;
д) военная угроза со стороны Швеции и Турции; е) поражение в Крымской войне;
ж) разложение феодальной системы, которое приобрело кризисный характер;
з) сложности в создании кадрового пролетариата в фаб- рично-заводском производстве, связанные с крепостной системой.
Тестовые задания
1. Просвещение – это:
а) социально-политическое и идеологическое движение против католической церкви, в результате которого была
273
История Отечества
ограничена роль церкви в обществе и утвердилась новая система духовных ценностей, способствующая первона- чальному накоплению капитала;
б) воскрешение норм античной цивилизации (интерес к зем- ному миру, человеку, кдемократическим традициям);
в) идейное течение, выступавшее против феодального строя и разработавшее вопрос о практическом устройст- ве общества с точки зрения рационализма и «здравого смысла».
2. В чем суть теории разделения властей, разработанной в
«век Просвещения»?
а) все люди от рождения наделены Творцом естественными и неотъемлемыми правами: правом на жизнь, свободу и собственность;
б) государственная власть понимается как совокупность за- конодательной исполнительной и судебной властей, осуществляемых независимыми друг от друга государст- венными органами;
в) государство представляет собой не божественное уста- новление, а институт, возникший в результате договора между людьми.
3. Определите, какая из приведенных ниже реформ была
проведена Петром I:
а) создание всесословного выборного представительства в масштабеуездаигубернии;
б) проведение военной реформы, которая вводила всеоб- щую воинскую повинность и ставила срок службы в за- висимости от образовательного ценза;
в) разделение страны на губернии, во главе которых стоял губернатор, обладающий судебной, административной, политической и финансовой властью.
274