Файл: Пособие по истории России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.04.2024

Просмотров: 736

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тренировочные и тестовые задания по курсу

Тема 5. От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития

Тренировочные задания

1. Определите, какие из приведенных ниже реформ Н.С. Хру-

щева:

1.эффективно изменили экономические и социальные ме-

ханизмы в 1953 – 1958 гг.;

2.означали воспроизведение сталинской модели управле-

ния в 1959 – 1964 гг.

Набор ответов:

а) укрепление колхозов, массовое преобразование колхозов в совхозы;

б) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;

в) уменьшение обязательных поставок колхозов государству; г) увеличение вложений в науку, образование, культуру; д) решение о разделении партийных организаций и совет-

ских органов по производственному принципу; е) урезание личных подсобных хозяйств; ж) реорганизация МТС; з) кукурузная кампания.

2. Определите, какие из приведенных ниже фактов свиде- тельствуют о кризисе в:

1.экономической;

2.политической;

3.социальной;

4.духовной

сферахжизнисоветскогообществав70 – первойполовине80-хгг.

Набор ответов:

а) усиление процесса бюрократизации политической сис- темы;

287

История Отечества

б) сосредоточение реальной власти в руках партийно- государственного аппарата;

в) падение объемов производства, производительности труда;

г) экстенсивное развитие экономики (расширение продажи нефти и газа);

д) закрепление в конституции 1977 г. положения о руково- дящей роли КПСС в политической системе советского общества;

е) негласная реабилитация Сталина и появление культа нового вождя;

ж) появление диссидентства; з) падение реальных доходов и покупательной способности

населения; и) дефицит товаров массового спроса и продуктов питания;

к) формирование «психологии застоя»: культа посредст- венности, социальной пассивности, группового эгоизма;

л) усиление «теневой экономики»; м) использование достижений научно-технической рево-

люции только в военно-промышленном комплексе.

3. Расположите в хронологическом порядке следующие события 90-х гг. и соотнесите их с соответствующими датами:

288


 

Тренировочные и тестовые задания по курсу

1.

ИзбраниеБ.Н. ЕльцинанадолжностьПре-

1.

Декабрь 1993 г.

 

зидентаРСФСР.

 

 

2.

Всесоюзный референдум о сохранении

 

 

 

обновляющегося СССР.

2.

Август 1991 г.

3.

Распад СССР.

3.

Апрель 1993 г.

4.

Политический кризис в России, связан-

4.

Сентябрь-октябрь

 

ный с роспуском Б.Н. ЕльцинымСъезда

 

1993 г.

 

народныхдепутатовиконфликтом между

 

 

 

президентом и Верховным Советом.

 

 

5.

Попытка государственного переворота в

5.

Июнь 1991 г.

 

СССР августовский путч»).

 

 

6.

Всероссийскийреферендумодовериипре-

6.

Март 1991 г.

 

зидентуиСъездународныхдепутатов.

 

 

7.Принятие Конституции, означающей установление в России президентской

 

республики.

7.

Декабрь 1991 г.

8.

Начало радикальных рыночных реформ

 

 

 

в России.

8.

1992 г.

9.

Избрание Б.Н. Ельцина Президентом на

 

 

 

второй срок.

9.

Декабрь 1991 г.

10.

Образование СНГ.

10.

Лето 1996 г.

Тестовые задания

1. В чем проявилась непоследовательность критики Н.С. Хру-

щевымкульталичностиСталина?

а) глава государственной террористической машины Берия был удален с политической сцены путем заговора в духе сталинских времен;

б) Н.С. Хрущев выступил с разоблачением культа личности только на закрытом заседании XX съезда КПСС;

в) не были вскрыты социальные, политические, исторические истоки тоталитаризма в СССР и руководство считало, что культ личности не мог быть порожден коммунистической системой, не мог изменить природу социалистического об- щественногостроя.

289


История Отечества

2. Какие преобразования Н.С. Хрущева можно отнести к

попыткам провести модернизацию в СССР?

а) новации в экономической области; б) демократизацию политической системы;

в) уничтожение тотального страха и террора, что способст- вовало духовному подъему и энтузиазму народа.

3.Когда СССР стал закупать зерно за границей?

а) в послевоенные годы; б) в период хрущевского десятилетия; в) в годы застоя.

4.Когда был достигнут военно-стратегический паритет между СССР и США, Организацией Варшавского договора и НАТО?

а) в 1949 г. с созданием в СССР атомного оружия; б) на рубеже 50 – 60-х гг., благодаря достижениям СССР в

космосе; в) в начале 70-х гг. (в годы застоя).

5. В 70-е гг. руководство СССР приняло на вооружение

стратегию, высшей целью которой являлся подъем матери- ального и культурного уровня жизни народа. Можно ли счи- тать, что экономика СССР в 70-е первой половине 80-х гг. имела социальную направленность?

а) да, т.к. за10-летие(с1970 по1980 гг.) национальноебогатство страны выросло почти в 2 раза; заработная плата рабочих и служащихвырослана49%, колхозниковна80%;

б) нет, т.к. в СССР экономика развивалась по экстенсивно- му пути, осуществлялось расширенное воспроизводство индустриальной структуры с упором на традиционные отрасли, в то время как развитые страны переходили к постиндустриальному обществу, свертывали традици- онные отрасли (металлургию, добывающую промыш- ленность) и переходили к ресурсосберегающим техноло- гиям (информатика, робототехника, новые материалы);

в) да, т.к. были повышены минимальные пенсии, увеличи- лись выплаты населению из общественных фондов по- требления;

290



Тренировочные и тестовые задания по курсу

г) нет, т.к. уменьшились темпы прироста Национального дохода, реальных доходов на душу населения, рознично- го товарооборота, а рост заработной платы фактически не связывался с ростом производительности труда.

6. В чем проявилась к середине 70-х гг. разрядка междуна-

родной напряженности?

а) в том, что в СССР в 70-е годы была разработана новая внешнеполитическая доктрина: отказ от идеи блокового противостояния, создание гарантий выживания челове- чества за счет развития международного диалога; при- оритет общечеловеческих ценностей над классовыми;

б) в заключении соглашений о признании нерушимости границ в Восточной Европе, об урегулировании статуса Западного Берлина; в том, что удалось ликвидировать очаги войны в Юго-восточной Азии (во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже); в проведении совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;

в) в подписании соглашений с США об уничтожении ракет средней дальности и сокращении стратегических насту- пательных вооружений.

7. Принятый в апреле 1985 г. курс на ускорение социально-

экономического развития СССР предполагал:

а) повышение темпов экономического роста, эффективное ис- пользованиедостиженийНТР, децентрализациюуправления, утверждениепринципасоциальнойсправедливости;

б) увеличение роли непроизводственной сферы, свертыва- ние традиционных отраслей (металлургии, добывающей промышленности) и переход к ресурсосберегающим технологиям (информатика, робототехника, новые мате- риалы);

в) интенсификацию общественного производства, повы- шение его эффективности, подъем материального и культурного уровня жизни народа.

291