ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 739
Скачиваний: 1
Тренировочные и тестовые задания по курсу
б) потому что правая по составу Дума отказывалась голосо- вать за реформы либерального характера;
в) из-за заговора против правительства, подготовленного социал-демократической фракцией Думы.
6. За счет каких социальных слоев были перераспределены квоты выборщиков Положением о выборах 1907 г.?
а) за счет интеллигенции; б) за счет дворянства;
в) за счеткрестьян, рабочих, народов национальных окраин.
7. Почему в ходе проведения аграрной реформы П.А. Сто- лыпина не удалось разрушить общину и создать массовый слой мелких крестьян-собственников (фермеров)?
а) были отменены выкупные платежи; б) не были приняты законы, запрещающие общину;
в) правительство оставило в неприкосновенности помещи- чье землевладение.
8. В Первой мировой войне потерпели поражение страны, которые:
а) не имели сильных, хорошо вооруженных армии и флота; б) не готовились к войне; в) не провели социальную и политическую модернизацию
(сохранение сословности, этноиерархичности, незавер- шенность процесса создания гражданского общества).
9. С чем были связаны экономический и политический кри- зисы в России в годы Первой мировой войны?
а) с нехваткой топлива, металла, продовольствия; с тем, что железнодорожный транспорт не справлялся с объемами перевозок;
б) с тем, что в России государственное принудительное ре- гулирование экономических отношений было запазды- вающим и нерешительным;
в) с нестабильностью внутриполитической ситуации («мини- стерская чехарда», распутинщина, активизация либераль- ноголагеря, усилениереволюционногодвижения).
281
История Отечества
10. В чем суть требования «Прогрессивного блока» о созда- нии «правительства доверия»? Оно означало:
а) создание правительства, которое проводило бы политику лавирования между буржуазией и помещиками, исполь- зовало бы экономическую мощь капитала, но не допус- кало бы его до власти;
б) создание коалиционного правительства из буржуазных лидеров и бюрократов, которому бы доверяла Дума, а не царь, и которое провело бы частичные экономические и политические преобразования в стране;
в) отстранение от власти царя и его администрации и пе- реход к конституционной монархии.
Тема 4. Советское общество от 1917 г. до начала 50-х годов: формирование «казарменного социализма»
Тренировочные задания
1. Определите, какие из приведенных ниже положений ха-
рактеризуют стратегию и тактику:
1.кадетов;
2.меньшевиков и эсеров;
3.большевиков
впериод от Февраля к Октябрю 1917 г.
Набор ответов:
а) союз с либеральной буржуазией, условная поддержка Временного правительства, проведение реформ по ре- шению Учредительного собрания, «революционное обо- рончество»;
б) заключение демократического мира, конфискация по- мещичьих земель и национализация всей земли, кон- троль со стороны Советов за общественным производст- вом и распределением;
в) курс на осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата мирным путем;
282
Тренировочные и тестовые задания по курсу
г) установление в стране республиканского строя, решение аграрного вопроса Учредительным собранием, ведение войны «до победного конца»;
д) курс на вооруженное восстание.
2. Из приведенных ниже мероприятий выберите те, кото- рые относятся к периоду нэпа:
а) замена продразверстки продналогом; б) введение всенародного учета и контроля за производст-
вом и распределением продуктов; в) приостановка «красногвардейской атаки на капитал»;
г) допущение свободной торговли и денежного обращения; д) финансовая реформа; е) отмена налогов и платы за коммунальные услуги;
ж) допуск в экономику капиталистических элементов; з) перевод государственных предприятий на хозрасчет;
и) образование союзного государства на договорных нача- лах и оживление работы советов;
к) осуществление непосредственного перехода к коммуни- стическим общественным отношениям;
л) ликвидация остатков многопартийности; м) высылка за границу идейных противников большевизма.
3. В современной отечественной и западной литературе вопрос о пакте Молотова-Риббентропа является дискуссион- ным. Определите различные точки зрения по оценке договора от 23 августа1939 г. исекретногодополнительногопротоколакнему.
Тестовые задания
1. Почему распался блок большевиков и левых эсеров?
а) левые эсеры были не согласны с разгоном Учредительно- го собрания;
б) левые эсеры выступили против заключения Брестского мира и аграрной политики большевиков;
в) большевики отказались выполнять законодательные ак- ты, принятые Учредительным собранием.
283
История Отечества
2. Почему в гражданской войне в России белое движение
потерпело поражение?
а) оно выступало за восстановление самодержавия и воз- врат к православным ценностям;
б) оно не имело достаточного количества вооружений и во- енных специалистов, было организовано и действовало в рамках «партизанщины»;
в) оно не учитывало интересов широких народных масс и народов национальных окраин; восстанавливало старые отношения собственности и действовало на подкон- трольных территориях методами «белого террора».
3. С чем были связаны кризисы нэпа?
а) большевикам не удалось восстановить народное хозяйст- во достигнуть довоенного уровня промышленного и сельскохозяйственного производства;
б) большевики не решились допустить свободную торговлю; в) нэп не обеспечивал необходимых накоплений для инду- стриализации, сопровождался сокращением товарности крестьянских хозяйств, способствовал усилению стихий-
ного фактора в развитии экономики.
4. Стратегия форсированного развития – это:
а) высокие экономические темпы при сохранении оптималь- ного соотношения между легкой и тяжелой промышленно- стью, междупроизводствомипотреблением;
б) выбор одного приоритетного направления в развитии экономики и концентрация всех ресурсов страны на этом магистральном направлении путем максимального напряжения всей хозяйственной системы;
в) высокие темпы экономического роста на основе развития государственного капитализма с сильным сельским хо- зяйством.
284
Тренировочные и тестовые задания по курсу
5. Определите черту, общую для «красногвардейской ата-
ки на капитал», «военного коммунизма» и стратегии форси- рованного развития:
а) раскулачивание и создание колхозов в деревне; б) существование однопартийной политической системы;
в) создание хозяйственного механизма, опирающегося не на экономические, а на административно-приказные ме- тоды хозяйствования.
6. В чем суть попыток формирования в 30-е гг. системы кол-
лективнойбезопасности?
а) в том, что Англия и Франция в целях предотвращения новой мировой войны не препятствовала Германии на- рушать Версальско-Вашингтонскую систему;
б) в создании системы договоров, регулировавших между- народные проблемы в Западной Европе, в Африке и на Ближнем Востоке;
в) в выработке комплекса мер, предусматривающих совме- стные действия ряда европейских государств о гарантиях границ соседей Германии.
7. Высокая цена победы СССР в Великой Отечественной вой-
необусловленаоднимизследующихфакторов:
а) СССР не сумел преодолеть технико-экономическую от- сталость от стран Запада к началу войны;
б) СССР в предвоенный период не смог выйти на уровень развитых стран по структуре промышленного производ- ства и не превратился в экономически независимую страну;
в) советское руководство пренебрегало жизнью своих сооте- чественников и не сумело эффективно использовать воен- но-экономический потенциал страны в начале войны.
8. В настоящее время из истории Великой Отечественной и
Второймировойвойныможноизвлечьодинизследующихуроков:
а) в результате войны и поражения фашизма была создана биполярная блоковая система противостояния различ- ных стран;
285
История Отечества
б) для предотвращения войны необходимо создание и меж- дународно-правовое обеспечение действенной системы коллективной безопасности на мировом и региональном уровне;
в) война принесла невиданный рост международного авто- ритета СССР, признание его экономической и военной мощи.
9. Тяжелое положение в сельском хозяйстве в послевоенный пе-
риодсвязано:
а) с теми разрушениями и материальным уроном, которое нанесла ему Великая Отечественная война;
б) с рыночной стихией, активизацией частного капитала в деревне, с дифференциацией доходов и ростом соци- альных контрастов;
в) с тем, что Сталин и его окружение не видели необходи- мости новой аграрной политики и продолжали руково- дить сельским хозяйством методами «военного комму- низма».
10. Укрепление тоталитарно-бюрократической системы в
СССРвпослевоенныйпериодпроявилось:
а) в окончательной ликвидации остатков многопартийно- сти; расширении судебных преследований и высылке за границу идейных противников; в ужесточении внутри- партийного режима;
б) в полном срастании партии и государства, в создании единого политического руководства страны, управляв- шего всеми сторонами жизни общества; в возрастании роли органов государственного принуждения, в уста- новлении монополии власти на идеологию;
в) в том, что съезды ВКП(б) и пленумы ЦК собирались крайне редко, репрессивные органы подменили все вла- стные структуры; в усилении культа вождя, принимаю- щего уродливые формы; в идеологической кампании против интеллектуалов, в фабрикации «ленинградского дела» и «дела врачей».
286