ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 741
Скачиваний: 1
Тренировочные и тестовые задания по курсу
4. Определите, какая из приведенных ниже оценок харак-
теризует реформы Петра I:
а) преобразования означали проведение продворянской, крепостнической политики под маской либерализма, при этом они способствовали развитию капиталистиче- ского уклада и ослабляли с помощью законов остроту социальных противоречий;
б) преобразования представляли собой попытку либераль- ных реформ в духе идей Просвещения, но не были дове- дены до конца из-за сопротивления дворянства;
в) реформы – оптимальная модель политического рефор- маторства, в результате их проведения Россия создала со- временную армию и флот, получила выход в море, уси- лила развитие промышленности и торговли, реоргани- зовала аппарат и вышла в число великих держав.
5. Какое из приведенных ниже преобразований связано с
деятельностью Екатерины II?
а) слияние вотчины и поместья; б) издание Жалованной грамоты дворянству;
в) увеличение административной и хозяйственной само- стоятельности учебных заведений, повышение платы за обучение, увеличение прав министров и попечителей в университетах.
6. «Русская Правда» П.И. Пестеля предполагала следующие
преобразования:
а) ликвидацию самодержавия и крепостного права, уста- новление конституционной монархии, сохранение по- мещичьей собственности на землю;
б) переход к социализму через крестьянскую общину; в) уничтожение крепостничества и самодержавия, установ-
ление парламентской республики с президентской фор- мой правления, решение земельного вопроса путем со- четания двух форм собственности – частной и общест- венной.
275
История Отечества
7. В XVIII – первой половине XIX вв. общественная мысль Рос-
сиивкачествепервостепенныхзадачмодернизациивыдвигала:
а) отмену крепостного права и переустройство деспотиче- ского государства;
б) завершение промышленного переворота; в) создание индустриального общества.
8. Славянофилы утверждали, что:
а) в русском обществе отсутствует основа для социальных конфликтов, царит единение царя и народа, гарантом нерушимости государства является самодержавие, а ос- новой духовной жизни – православие;
б) в России социализм имеет больше оснований нежели на Западе, т.к. Россия сохранила крестьянскую общину и имеет возможность с ее помощью перейти к социализму; в) идейным началом русского народа является православие, устройство российского государства возможно только на ос- нове признания неограниченной власти царя, созыва зем- ского собора, где народ мог выразить свое мнение, и отри-
цательногоотношенияккрепостномуправу.
9. Какое из приведенных ниже положений относится к воз-
зрениям западников?
а) выступление против деспотизма и рабства, признание за обществом права на вооруженную борьбу с тиранией;
б) приверженность конституционной монархии, политиче- ским свободам, развитию предпринимательства, отрица- тельное отношение к крепостному праву;
в) признание императора в качестве высшей исполнитель- ной власти, создание высшего законосовещательного ор- гана – Государственной Думы, организация думской и судебной власти на основе принципа выборности.
10. Почему в результате крестьянской реформы 1861 г. не
удалось создать слой мелких собственников в России?
а) крестьяне продолжали платить подушную подать, нести рекрутскуюповинность, подвергалисьтелеснымнаказаниям;
276
Тренировочные и тестовые задания по курсу
б) крестьяне были освобождены без земли; в) на крестьян была возложена вся тяжесть выкупной опе-
рации земли.
Тема 3. Россия на рубеже XIX – XX вв.
Проблема исторического выбора в начале XX в.: революция или реформа?
Тренировочные задания
1. Определите, какие из приведенных ниже положений ха-
рактеризуют:
1.экономическое;
2.политическое;
3.социальное
развитие России во второй половине XIX – начале XX вв.
Набор ответов:
а) формирование кредитной системы путем создания сна- чала крупных, а затем средних и мелких кредитных уч- реждений;
б) стимулирование промышленного переворота интенсив- ным железнодорожным строительством и прямым госу- дарственным вмешательством в развитие тяжелой про- мышленности;
в) сохранение абсолютной монархии; г) сохранение сословий;
д) особая роль интеллигенции в обществе; е) ускоренная консолидация в класс пролетариата;
ж) сохранение помещичьего землевладения и общинного уклада;
з) возникновение социалистических партий; и) сохранение сословности, разрыв между «верхами» и «ни-
зами» общества; к) появление либеральной организации «Союз освобож-
дения».
277
История Отечества
2. Из приведенных ниже положений выберите те, которые характеризуют российский либерализм:
1.в дореформенный период;
2.пореформенный период;
3.в конце XIX – начале XX вв.
Набор ответов:
а) пропаганда идей конституционной демократии, всеоб- щего избирательного права, демократических свобод; выдвижение экономических и социальных требований в поддержку рабочих и крестьян;
б) соединение народнических идей с отдельными положе- ниями марксизма, ориентация на мирный прогресс в рамках законности;
в) медленная эволюция в сторону выдвижения более сме- лых политических требований, расширения прав и сво- бод личности, местного самоуправления; признание са- модержавия положительным явлением в русской жизни; г) признание ошибочности народнической доктрины и не- обходимости капитализма в качестве этапа эволюции че- ловечества; утверждение о неизбежности социализма, путь к которому лежит через революционную борьбу
пролетариата и социалистическую революцию; д) защита идей абсолютной ценности человеческой лично-
сти, правового порядка, приоритета закона перед поли- тической властью; идея сильного государства, способно- го к осуществлению либеральной программы (самодер- жавие).
3. Определите, какие партии относятся к:
1.консервативно-охранительному;
2.либеральному;
3.революционно-демократическому
направлениям в революции 1905 – 1907 гг. в России:
1.«Союз 17 октября»;
2.эсеры;
278
Тренировочные и тестовые задания по курсу
3.конституционно-демократическая партия народной сво- боды;
4.монархические и черносотенные организации;
5.РСДРП (большевики);
6.РСДРП (меньшевики)
исоотнесите их с соответствующими политическими тре- бованиями:
а) форсирование революции; подготовка вооруженного восстания; установление в случае успеха революции ре- волюционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства; перерастание в перспективе революции буржуазно-демократической в социалистическую;
б) отстаивание особого исторического пути России, поддержка формулы «православие, самодержавие, народность», проти- вопоставление патриархальных ценностей капитализму и западнымценностям, проповедьантисемитизма;
в) наследственная конституционная монархия с представи- тельным органом, осуществляющим совместно с монар- хом законодательную власть, проведение экономических реформ, способствующих буржуазному развитию страны; г) конституционная монархия с полноправным парламен- том, правовое государство, экономические и социальные преобразования, направленные на развитие капитализма
в России; д) ориентация на общность революционного процесса в
России и на Западе, на западную демократию, негатив- ное отношение к абсолютизации насилия;
е) «социализация» земли, союз крестьянства с рабочими и интеллигенцией.
Тестовые задания
1. ОднойизособенностейразвитиякапитализмавРоссиибыло:
а) становление правового государства и гражданского об- щества;
279
История Отечества
б) формирование двух основных классов – буржуазии и пролетариата;
в) промышленный переворот предшествовал аграрному и развернулся до буржуазной революции.
2. К середине XIX в. в России оформились два течения об- щественной мысли, выражающие взгляды сторонников ко- ренных изменений общественно-политического строя, а именно:
а) революционное и либеральное народничество; б) народничество и социал-демократия; в) либералы и революционеры-демократы.
3. Что было общего между российской революцией 1905 – 1907 гг. и европейскими революциями XVII – XIX вв.?
а) соединение основных революционных сил: рабочего, кре- стьянскогоинационально-освободительногодвижения;
б) острота классовых антагонизмов, степень зрелости про- летариата и буржуазии;
в) буржуазно-демократическая направленность (ликвида- ция неограниченной монархии, остатков крепостничест- ва, беспрепятственное развитие капитализма).
4. Революция 1905 – 1907 гг. была вызвана:
а) поражением в войне с Японией, что ухудшило положе- ние народных масс и способствовало падению престижа режима;
б) издержками догоняющей модернизации, сохранением пережитков крепостничества, противоречиями между трудом и капиталом;
в) революционной агитацией и действиями социалистиче- ских партий.
5. Почему была распущена II Государственная Дума?
а) потому что левое большинство требовало конфискации помещичьих земель в пользу крестьян и отмены ряда столыпинских законов;
280