Файл: хакыкы курсовой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие и сущность государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды

1.1 Понятие, задачи и принципы государственного регулирования экологопользования

1.2 Правовые основы государственного регулирования природопользования и природоохраны

1.3 Формы и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды

2. Функции государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды и система органов их осуществляющих

2.1 Функции государственного регулирования природопользования

2.2 Органы, осуществляющие государственное регулирование природопользования

3. Совершенствование системы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность темы работы может быть объяснена следующим:

В последнее десятилетие общей глобальной тенденцией является пересмотр границ применения "государственного регулирования". Значительные изменения происходят в понимании роли институтов государственного регулирования для решения проблем природопользования и охраны окружающей среды.

Экономическое развитие создает предпосылки для повышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала стран, переходу на инновационные - ресурсосберегающие модели развития, к экономике знаний. Природопользование и охрана окружающей среды. являются основным компонентом "Целей развития на тысячелетие" наряду с другими семью целями, принятыми на "Саммите тысячелетия" в сентябре 2000 г. государствами-членами Организации Объединенных Наций.

Экономические преобразования последних десяти лет, характерные практически для всех стран, определили скорость и содержание трансформации процессов природопользования. Их неравномерность и неоднородность была обусловлена национальными особенностями каждой страны, специализацией страны на мировом рынке. Преобразования затронули институты государственного регулирования. К последним относятся законодательство, стандартизация, гражданское общество, финансы, информация и информационные технологии, национальные традиции, наука и образование.

Практика показала, что стабильность и эффективность процессов природопользования, скорость и соответствие трансформации природопользования содержанию процессов рыночных реформ были неоднозначны. В сложившейся ситуации необходимость переосмысления многих подходов к регулированию процессов природопользования очевидна.

В условиях рыночной экономики формирование эффективной системы государственного регулирования природопользования связано с возможностями и провалами системы рыночного саморегулирования. Возможности использования рыночного саморегулирования в обеспечении устойчивости природной среды зависят от его четкой реакции на повышение дефицитности природных ресурсов.

Действенным рычагом повышения эффективности использования природных ресурсов, их сбережения и предотвращения опасного загрязнения является внедрение системы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды. С развитием рыночных отношений в России государству необходимо экономически стимулировать более эффективное экологопользование путем установления научно обоснованной цены на природные ресурсы и платы за экологопользование, которые бы способствовали наиболее рациональному их использованию путем внедрения более эффективного налогообложения за использование природных объектов и установления соответствующих льгот, которые бы стимулировали такое их использование, и т.п.


Правовые требования, касающиеся экономических мер регулирования природопользования и охраны окружающей среды, содержатся в обширном перечне законов и подзаконных актов, относящихся как к экологическому, так и к иным отраслям российского законодательства.

Целью данной работы является по возможности полное исследование государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, что определяет и круг следующих задач решаемых в ходе работы:

- дать общее представление о государственном регулировании природопользования и охраны окружающей среды и его механизмы;

- представить предложения по совершенствованию системы государственного регулирования экологопользования.

При написании работа базировалась на различных источниках, как учебного, так и научного характера, а также публикациях в периодике.


1. Понятие и сущность государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды

1.1 Понятие, задачи и принципы государственного регулирования экологопользования

Регулирование - это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Понятие «регулирование» происходит от латинского слова regula - норма.1 Регулирование является самостоятельным элементом управления экономикой.

Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды - это определенная нормативно-правовыми актами деятельность компетентных органов, направленная на сохранение естественных экологических систем и рациональное использование природных ресурсов с целью обеспечения благоприятных условий жизни человека.

Государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды осуществляется через регулирование экономической и экологической систем РФ. Если регулирование экономической системы страны выражается в управленческих воздействиях государства преимущественно на воспроизводство новых систем экономических отношений, то регулирование экологической системы представляет собой совокупность необходимых мер для поддержания экологических систем и создания нормальных условий для их эффективного функционирования.

Регулирование экологической системы происходит через управление экологопользованием, которое теснейшим образом связано с охраной окружающей среды. Государственное управление в области

_________________________________________________

1. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. - М.: Академия. 2001. С. 261.

природопользования и охраны окружающей среды - составная часть государственного Управления в целом. Этому виду регулирования свойственны как общие черты управленческой деятельности государства делами общества, так и специфические, обусловленные регулируемым объектом - экологической системой страны.

Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов - гражданин, организация (предприниматель) и государство - государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего, на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства. Прежде всего, с них граждане вправе спрашивать за несоблюдение их экологических прав и законных интересов и законодательства об окружающей среде в целом.2 Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.


Управление природопользованием и охраной окружающей среды

_____________________________________________________

2.Бринчук, М. М. Экологическое право. (Право окружающей среды) / М. М. Бринчук. - М.: Юристъ, 2007. С.101.

призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессе реализации соответствующих правовых предписаний.3 Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

Понятие государственного регулирования экологопользования целесообразно рассматривать в единой системе.

К основным задачам государственного регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды относятся: формирование и совершенствование нормативной правовой базы; использование экономических регуляторов природопользования (нормирование, лицензирование и др.); организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов экологопользования; осуществление государственного контроля и надзора в области охраны окружающей среды и природопользования; осуществление государственного управления и государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведение Красной книги; разработка и осуществление программ и проектов в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха; обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды, экологическое воспитание и просвещение.

Содержание института регулирования экологопользования характеризуют принципы:

Принцип законности в государственном регулировании экологопользования и охраны окружающей среды. Государственные и

__________________________________________________

3. Шемшученко, Ю. С. Правовые проблемы экологии. / Ю. С. Шемшученко. - М.: Центр Экос, 2004. С. 115.

общественные организации, должностные лица, государство и его органы действуют на основе законности. Это требование касается и всех граждан.

Законность в регулировании экологопользования имеет две основные стороны: точное и неуклонное соблюдение в деятельности по регулированию всех нормативно-правовых актов и принятие правильного решения в случае коллизии применяемого законодательства.


Принцип приоритета охраны окружающей природной среды предполагает также наличие двух основных сторон: требований охраны экологических систем решение должно приниматься, исходя из интересов сохранности экологических систем и использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.

Принцип комплексного (всестороннего) подхода в процессе государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды обусловлен объективным законом единства природы, всеобщей взаимосвязью происходящих в природе явлений. Он проявляется в том, что в рамках данного вида управления реализуются все вытекающие из законодательства функции, в сфере государственного управления оказываются все природопользователи, призванные выполнять экологические требования, при принятии административных решений принимаются во внимание все виды вредных воздействий на состояние природы, ведется их учет.

Принцип плановости государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды заключается в следующем: важнейшие мероприятия по регулированию экологопользования закрепляются в планах, которые после их утверждения обретают обязательную силу, а за результатами реализации в жизнь разработанных планов и программ должен осуществляться постоянный контроль.

Принцип сочетания государственного регулирования с местным самоуправлением выражается в следующем: максимальное вовлечение граждан в дело регулирования экологопользования и расширение демократических начал в регулировании экологопользования должно сопровождаться установлением точно определенной индивидуальной ответственности каждого за вверенный участок работы.4

Принцип разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций в организации государственного управления природопользованием и охраной природы как принцип проявляется в том, что органы, наделенные контрольно-надзорными функциями управления использованием и охраной природных ресурсов не могут выполнять функций по хозяйственному использованию соответствующих ресурсов. Этот принцип должен быть применим к специально уполномоченным государственным органам в области природопользования и охраны окружающей среды. Посредством данного принципа обеспечивается объективность экологического контроля и надзора и эффективность действия права окружающей среды в целом. К сожалению в современной России этот принцип соблюдается далеко не всегда.