ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.04.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды
1.1 Понятие, задачи и принципы государственного регулирования экологопользования
1.2 Правовые основы государственного регулирования природопользования и природоохраны
1.3 Формы и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды
2.1 Функции государственного регулирования природопользования
2.2 Органы, осуществляющие государственное регулирование природопользования
Наконец иногда применяется и сочетание бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды (например, в области водопользования) что проявляется в разных формах.
____________________________________
4. Доржиев, Ж. Б., Хамнаев, И. В. Экологическое право: Учебно-методическое пособие. / Ж. Д. Доржиев, И. В. Хамнаев. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. С.183.
1.2 Правовые основы государственного регулирования природопользования и природоохраны
Государственное регулирование охраны окружающей среды в Российской Федерации началось осуществляться давно. Первый федеральный закон "Об охране природы в РСФСР" принят в 1960 г. В 1991 г. принят Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Ныне действующий Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" принят в 2002 г. В настоящее время природоохранное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из более 400 федеральных законов и 4000 подзаконных актов, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Значительная часть обязанностей граждан по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах, в водном, лесном законодательстве.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и может служить основой действий граждан и общественных организаций в части природопользовательского контроля. Это тем более важно, что, какие бы законы ни принимались, как бы ни действовало государство, экологические проблемы невозможно решить без участия населения, без активной гражданской позиции каждого гражданина страны.5
Согласно ст. 58 Конституции РФ обязанностью каждого гражданина является охрана природы, окружающей среды и бережное отношение к природным ресурсам. Одновременно Конституция РФ (ст. 42) гарантирует право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного
__________________________________________________
5.Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от. 21.07.2007г. № 5-ФКЗ).
здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Для понимания экологической компетенции государственных органов и органов самоуправления первостепенное значение имеют конституционные нормы.
Согласно ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В ст. 36 сказано, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В сфере охраны окружающей среды из всего массива законодательных актов, ведущее место среди которых принадлежит Закону РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Указанная правовая характеристика не случайна, поскольку данный законодательный акт, устанавливая систему природоохраняемых органов, определяющие принципы проведения государственного экологического контроля и государственной экологической экспертизы, перечень платежей за природоиспользование, экологические требования при размещении, проектировании и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов и ряд других платежей регламентирует базовые природоохраняемые отношения и тем самым определяет основные направления деятельности в данной области.6
Этот закон прописывает определяющие принципы природоохранной деятельности (схема 1) и является основным источником экологического права в России, главным природоохранным законодательным актом прямого действия. Это означает, что нормы всех других законов по охране природы
_______________________________________
6. Гусев, Р. К. Экологическое право. / Под ред. О. Е. Кутафина. - М.: Бек, 2000. С.83.
не должны противоречить данному законодательному акту.Принципы охраны окружающей природной среды отражены на схеме №1.
Схема 1. Определяющие принципы природоохранной деятельности
В законе впервые даны юридические определения понятий природной среды, окружающей среды, субъектов и объектов экологического права, что имеет большое значение для применения норм экологического законодательства.7
За время, прошедшее с момента его принятия, законодательство в области природоохраняемой деятельности существенно расширилось, прежде всего, за счет принятия федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах", "Об особо охраняемых природных территориях", "О животном мире", "О государственной экологической экспертизе" и конечно "Водного кодекса Российской Федерации" и "Земельного кодекса Российской Федерации", детально регламентирующих правоотношения, в рассматриваемых ими областях. В их содержании нашла отражение отработанная и проверенная практика природоохранной деятельности.8 Для детального регулирования природопользования и охраны окружающей среды колоссальное значение имеет массив федеральных и региональных нормативно-правовых актов раскрывающих конкретные положения законодательной базы.
__________________________________________________
7. Боровский, Е. Э. Экологическое право Росиии. / Е. Э. Боровский // Газета «Биология», № 46. - 2004. - С. 15.
8. Саракаева, З. Х. Государственное регулирование природопользования. / З. Х. Саракаева // «Главный бугалтер», №2. - 2009. - С. 17.
1.3 Формы и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды
Формы управления представляют собой внешнее проявление регулирующей деятельности, имеющее применительно к праву правовую и неправовую формы.
Неправовые формы регулирования выражаются в двух основных видах:
а) оперативно-хозяйственное распорядительство, осуществляемое в вопросах экологопользования и охраны окружающей природной среды, решение которых не носит правовой природы, а значит, находится за пределами правового регулирования. Например, вопрос об отнесении земель к той или иной категории является вопросом экономическим, и если такое отнесение не противоречит установленным в законе правилам экологопользования и охраны окружающей природной среды, то принимаемые решения по этому вопросу не имеют правовой природы. При обращении недовольных этим решением лиц, например, в прокуратуру прокурор не сможет принести протест на это решение, поскольку оно находится за пределами закона;
б) обеспечение исполнителей необходимыми средствами для выполнения ими своих функций. Оно также не имеет правовой природы, хотя и без совершения этого управленческого действия может оказаться нереализованным закон, к примеру, о повышении плодородия почв из-за необеспеченности минеральными удобрениями.
В подавляющем большинстве формы регулирования бывают по своей природе неправовыми, поскольку правовые формы применяются там, где возникают противоречия, устранимые только правовым путем.
Правовые формы выражаются в трех основных видах:
а) в правотворческой - в принятии таких решений, которые имеют значение закона и его форму;
б) в правоприменительной - в принятии правоприменительных актов, посредством которых правотворческий акт реализуется в жизнь;
в) в правоохранительной - в применении санкций правовых норм в случаях, когда эти нормы нарушаются.
Правовые методы регулирования бывают четырех видов:
а) метод обязательных предписаний, который иначе можно назвать императивным методом. Он предполагает точное и неукоснительное выполнение управленческого решения, не допуская каких-либо отступлений от него. Такой метод применяется в случаях, когда не требуется учета местных условий и особенностей при выполнении решения. Например, осуществление авторского надзора за реализацией проектов землеустройства является обязательным требованием закона независимо от местных условий и особенностей;