ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.04.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды
1.1 Понятие, задачи и принципы государственного регулирования экологопользования
1.2 Правовые основы государственного регулирования природопользования и природоохраны
1.3 Формы и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды
2.1 Функции государственного регулирования природопользования
2.2 Органы, осуществляющие государственное регулирование природопользования
Для этого необходимы следующие действия:
- устранение противоречий между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права;
- обеспечение реализации законодательных актов путем принятия подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов;
_____________________________________________________
15. Шабанов, В.В. Введение в рациональное природопользование. / В.В. Шабанов. - М.: Изд. МГУП, 2008. С. 37.
- правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности, как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и/или выбора проектов;
- развитие системы государственных стандартов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, закрепление в правовой системе Российской Федерации международных экологических стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- гармонизация законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и норм международного права в этой области в рамках обязательств Российской Федерации по международным договорам;
- развитие и активизация судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, субъектов хозяйственной деятельности и государства в области охраны окружающей среды; - укрепление системы прокурорского надзора и реализация мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды;
- совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и/или осуществление экологически опасных видов деятельности;
- обеспечение применения механизмов прекращения незаконной деятельности.
Рациональное природопользование, как любая сложная форма деятельности невозможна без достоверной информации. Для этого необходимы развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории страны, включая мониторинг биотических и абиотических компонентов природной среды.16
Технические средства и правовые механизмы бесполезны без системы экономического регулирования рыночных отношений. Экономическое
______________________________________________________
16. Экология и экономика природопользования. / Под ред. Э.В. Гирусова. - М.: Юнити-Дана, 2007. С. 294
регулирование должно быть направлено на поддержание рационального природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охрану посредством привлечения бюджетных и внебюджетных средств на эту деятельность. При этом государственное регулирование использования природных ресурсов должно основываться на принципиально новых подходах к системе управления природопользованием. Рыночные отношения не могут выполнять функции развития оптимальных отношений общества и окружающей среды. Отношения общества к использованию природных ресурсов должны строиться на основе признания идеи устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов, так как трудно переоценить их огромное влияние на жизнедеятельность всего человечества.
Для осуществления государственной политики в области рационального использования природных ресурсов, необходимо обоснование не только экономического механизма использования природных ресурсов, но и системы экологических ограничений режима природопользования. Система экологических ограничений и регламент природопользования должны исходить из свойств природных объектов. Они не могут быть изменены ни общественным укладом, ни системой экономики.
Заключение
В заключение остановимся на некоторых основных выводах.
Государственное регулирование природопользованием и охраной окружающей среды - это проявление экологической функции государства.
Одной из важнейших задач экологической деятельности государства в современных условиях является создание эффективной системы управления природопользованием и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической безопасности, ресурсосбережение, заинтересованность предприятий и организаций в защите окружающей среды от загрязнения и других вредных последствий хозяйственной деятельности.
Государственное регулирование природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов: законности, приоритета, комплексности (всесторонности), плановости, сочетания государственного регулирования с местным самоуправлением, разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций, а иногда и сочетание бассейнового и административно-территориального принципов.
Формы и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды реализуются через функции управления, которыми наделены данные органы. Этими функциями являются следующие: учета природных ресурсов и других объектов природы и ведения государственных кадастров; планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов; финансирования и материально-техническое обеспечения мероприятий по охране окружающей среды, а также экологических программ; установления правил и норм по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и стандартизации в сфере экологии; распределения и перераспределения природных объектов; воспроизводства природных объектов; пространственно-территориального устройства природных объектов; контроля за использованием и охраной природных объектов; разрешения споров о праве экологопользования.
Для наиболее полного осуществления функций соответствующие субъекты управленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватными правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования в соответствии с требованиями законодательства.
Органы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общей межотраслевой (межведомственной) и отраслевой (ведомственной) компетенции. Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции. В решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы велика роль специализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д. К специализированным относятся органы, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы.
Целью сегодняшнего периода является не только повышение эффективности экономики, но и продвижение к устойчивому экономическому развитию, для чего требуется существенное совершенствование экологического планирования и управления природоохранной деятельностью и интеграции политики в области окружающей среды с политикой в других областях.
В общем, наиболее эффективной системой регулирования является такая, которая в результате своего применения создает систему отношений, отличающуюся устойчивостью и оптимальностью. Для постоянного развития экологической системы России нужно строго соблюдать «справедливое отношение между поколениями», а для этого необходимо, чтобы решения нынешнего поколения о защите окружающей среды принимались с учетом воздействия их на поколения будущие.
Список использованных источников и литературы
1. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. - М.: Академия. 2001. С. 261.
2.Бринчук, М. М. Экологическое право. (Право окружающей среды) / М. М. Бринчук. - М.: Юристъ, 2007. С.101.
3. Шемшученко, Ю. С. Правовые проблемы экологии. / Ю. С. Шемшученко. - М.: Центр Экос, 2004. С. 115.
4. Доржиев, Ж. Б., Хамнаев, И. В. Экологическое право: Учебно-методическое пособие. / Ж. Д. Доржиев, И. В. Хамнаев. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. С.183.
5.Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от. 21.07.2007г. № 5-ФКЗ).
6. Гусев, Р. К. Экологическое право. / Под ред. О. Е. Кутафина. - М.: Бек, 2000. С.83.
7. Боровский, Е. Э. Экологическое право Росиии. / Е. Э. Боровский // Газета «Биология», № 46. - 2004. - С. 15.
8. Саракаева, З. Х. Государственное регулирование природопользования. / З. Х. Саракаева // «Главный бугалтер», №2. - 2009. - С. 17.
9. Доржиев, Ж. Б., Хамнаев, И. В. Экологическое право: Учебно-методическое пособие. / Ж. Д. Доржиев, И. В. Хамнаев. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. С. 190.
10. Рисин, И. Е., Трещевский, Ю. И. Современные тенденции и проблемы развития экономики: Учебное пособие. / И. Е. Рисин., Ю. И. Трещевский. - Воронеж: Изд. ВГУ, 2008. С. 82.
11.Кузнецова, Н. В. Экологическое право: Учебное пособие. / Н. В. Кузнецова. - М.: Юриспруденция, 2000. С. 74.
12. Байдельдинов, Д. Л. Правовой механизм государственного управления в экологии. / Д. Л. Байдельдинов. - Омск, 2007. С. 113.
13. Боголюбов С. А. Экологическое право: конспект лекций / С. А. Боголюбов. - М.: Велби, 2007. С. 99.
14. Петров, В.В. Экологическое право России. Учебник. / В.В. Петров. - М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2005. С. 129.
15. Шабанов, В.В. Введение в рациональное природопользование. / В.В. Шабанов. - М.: Изд. МГУП, 2008. С. 37.
16. Экология и экономика природопользования. / Под ред. Э.В. Гирусова. - М.: Юнити-Дана, 2007. С. 294.