ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект лекции 25. Бюджетный процесс

 

170

Схема № 75. Участники бюджетного процесса

 

178

Схема № 76. Система органов, обладающих бюджетными

 

полномочиями

 

179

Схема № 77. Бюджетный процесс.

 

180

Схема № 78. Меры, применяемые к нарушителям

 

 

бюджетного законодательства

 

181

Схема № 79. Меры принуждения за нарушение

 

 

бюджетного законодательства

 

182

Схема № 80. Виды нарушений бюджетного

 

 

законодательства

 

183

Конспект лекции 26. Государственные внебюджетные

 

 

фонды

184

Схема № 81. Понятие и виды государственных

 

 

внебюджетных фондов

 

189

Конспект лекции 27. Финансирование.

 

190

Схема № 82. Принципы финансирования

 

197

Схема№ 83. Виды смет.

 

197

Схема № 84. Классификация норм расходов

 

198

Схема № 85. Источники финансирования государственных

капитальных вложений

 

199

Схема № 86. Классификация внебюджетных средств

 

200

Конспект лекции 28. Денежная система и денежное

 

 

обращение

201

Схема № 87. Структура денежной системы

 

206

Схема № 88. Виды денежных знаков

 

207

Схема № 89. Принципы эмиссии наличных денег в РФ

208

Схема № 90. Формы безналичных расчетов

 

209

Схема № 91. Способы регулирования денежного

 

 

обращения

 

210

Конспект лекции 29. Валютное регулирование и валютный

 

контроль

211

 

Схема № 92. Структура валютных правоотношений

 

217

Схема № 93. Понятие валютных операций

 

218

Схема № 94. Виды валютных операций

 

218

Схема № 95. Виды валютных операций, связанных

 

 

с движением капитала

 

219

Схема № 96. Резиденты

 

219

Схема №97. Нерезиденты

 

220

Схема № 98. Органы, осуществляющие валютный

 

 

контроль.

 

220

Схема № 99. Объекты валютных правоотношений

 

221

Схема № 100. Понятие и виды валютных ценностей

 

222

Использованная и рекомендуемая литература

 

223


ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое учебное пособие в краткой, конспективной форме содержит основные положения курса «Финансовое право Российской Федерации».

Основное назначение этого пособия - помочь студенту в наиболее короткие сроки и в то же время как можно более качественно усвоить систематизированные знания о финансовом праве, получить представление о его общей конструкции и структурных элементах, а также подготовиться к сдаче экзамена. По этой причине предлагаемые конспекты лекций имеют предельно сжатую форму, которая не предполагает пространного разъяснения и обоснования преподносимого материала. Используя данное пособие, студенты смогут систематизировать и конкретизировать свои знания по предмету, повторить основные финансово-правовые понятия, сформулировать примерный план ответа.

Особенность предлагаемого пособия состоит в том, что сочетание формализованных конспектов лекций и схематических изображений, позволяющее преподнести необходимые сведения наглядно и доходчиво, в систематизированном виде, способствует более объемному усвоению читателем довольно сложного учебного и научного материала. При этом следует подчеркнуть, что литература по финансовому праву, активно использованная авторами при подготовке данного учебного пособия и рекомендуемая студентам для самостоятельной работы, в ряде случаев переосмыслена и переработана с точки зрения последних достижений финансово-правовой науки и изменений в финансовом законодательстве.

Последнее обусловило следующую особенность настоящей книги. Дело в том, что в ряде случаев авторы имеют свою (иногда отличную от традиционной) точку зрения по некото-

8

рым финансово-правовым проблемам. Подобные дискуссионные вопросы финансового права для удобства читателя изложены в пособии более мелким шрифтом. При этом традиционные точки зрения также представлены, но если авторы с ними не вполне согласны, то соответствующие абзацы выделены в тексте курсивом. Выделение в тексте пособия основных финансово-правовых категорий и понятий обусловлено их ролью и значением для уяснения финансово-правовой проблематики. Все это, по замыслу авторов, поможет читателю выработать и аргументировать собственное мнение по соответствующей проблеме. В связи с изложенным данная книга представляет не только учебный, но и научный интерес и может быть полезна аспирантам, научным работникам и другим лицам, профессионально занимающимся финансовым правом.

Предлагаемое учебное пособие подготовлено авторами по итогам чтения лекций по финансовому праву для студентов Юридического факультета им. М.М. Сперанского Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и Академического правового университета при Институте государства и права Российской академии наук. Пособие не содержит детального рассмотрения ряда вопросов налогового, банковского, страхового и таможенного права. Это объясняется тем, что в названных высших учебных заведениях налоговое, банковское, страховое и таможенное право преподается наряду с финансовым правом как самостоятельные учебные дисциплины.

Учебное пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям высших учебных заведений, научным работникам и всем, кто интересуется вопросами финансового права России.


Конспект лекции 1

Финансы, система финансов и система финансовыхоргановРФ

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ

Финансы - это понятие одновременно экономической и юридической наук {схема № 1).

Для уяснения сущности любого понятия необходимо показать его место в понятийном аппарате науки. Для этого следует назвать хотя бы одну более общую по отношению к рассматриваемому понятию категорию, а затем определить объем и содержание рассматриваемого понятия.

Понятие «финансы» является менее общим по отношению к категории «денежное хозяйство страны». Последняя помимо понятия «финансы» включает такие понятия, как «деньги», «кредит», «прибыль», «заработная плата» и др.

Если принять за основу постулат «экономические отношения представляют собой отношения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления», то «денежное хозяйство» обслуживает лишь ту часть экономических отношений, которая проходит денежную стадию. Соответственно за пределами категории «денежное хозяйство» остаются возникающие в обществе натуральные отношения.

Наиболее распространена точка зрения, согласно которой

финансы - это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного

10


продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

При этом часто понятие «финансы» объясняется через раскрытие его экономического и материального содержания.

Как экономическая категория финансы - это система стоимостных (денежных) отношений, в процессе которых формируются государственные и муниципальные денежные фонды в результате распределения и перераспределения национального дохода.

По своему материальному содержанию финансы - это денежные фонды, мобилизуемые и используемые государством и местными органами для реализации своих функций.

Другие авторы понимают финансы не так широко и считают, что финансовые отношения характеризуются их без эквивалентностью, т. е. имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости. В связи с этим финансовые отношения не возникают на стадии обмена, где наблюдается «двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной».

Таким образом, согласно этой точке зрения, финансовые отношения - это отношения, возникающие на стадии распределения, а отношения, возникающие на стадиях обмена и перераспределения, не являются финансовыми.

Обе группы ученых сходятся во мнении, что специфическими признаками финансов, выделяющими их из всей массы денежных отношений, являются:

1) денежный характер: финансы - это всегда денежные отношения;

2)одна из сторон в этих отношениях - государство или уполномоченный государством орган;

3)движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды.

Недостатком рассмотренных точек зрения является смешение понятийных аппаратов различных наук: экономики и юриспруденции. Между

Финансы: Учебник. М., 1993. С. 10.

И

тем верные с экономической точки зрения определения для юридической науки не имеют практического смысла.

Если в юридической науке оперировать экономическим пониманием финансов, согласно которому финансы - это отношения, то совершенно исчезает различие между понятиями «финансы» и «финансовые правоотношения». В связи с этим слушателю становится совершенно не ясно, почему курс финансового права начинается с темы, в которой следует объяснение понятия «финансы», а затем, когда раскрывается содержание термина «финансовые правоотношения», речь идет как бы совершенно о другом, хотя, по смыслу в обоих случаях говорят об одном и том же.

На самом деле верное с экономической точки зрения определение не вполне совместимо со всем комплексом понятий, применяемых в юридической науке.

В юридической науке финансы - это совокупность не экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, а

фондов денежных средств, мобилизуемых и используемых государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций, по поводу которых возникают финансовые отношения.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ (схема № 2):

образование денежных фондов; использование денежных фондов.

Очень часто финансам приписывают контрольную, распределительную и стимулирующую функции. Чтобы понять ошибочность этой точки зрения, достаточно вспомнить о налогах, которые поступают в бюджет не сами по себе, а исключительно потому, что государство создало соответствующие органы, занимающиеся начислением налогов, их сбором, а также контролем за правильностью и своевременностью их поступления. В связи с этим создается ложное впечатление, что налогам присуща контрольная функция. Однако указанную контрольную функцию выполняют не сами налоги, а соответствующие государственные органы.

Аналогичный подход используется и для обоснования отсутствия у финансов стимулирующей и распределительной функций. Используя систему налогов, а также систему расходования бюджетных средств, государство ограничивает или поощряет (т.е. стимулирует) ту или иную деятельность. Но стимулирование и распределение есть функции государства (схема № 3), а не самих финансов. Финансы, как экономикоправовая категория, индифферентны к любой человеческой деятельности.

12


Система финансов Российской Федерации {схема № 4)

представляет собой совокупность соответствующих фондов денежных средств и включает следующие относительно самостоятельные звенья:

бюджетные фонды;

внебюджетные фонды;

налоги;

государственный и муниципальный кредит;

фонды обязательного страхования;

финансы предприятий и организаций.

Система финансовых органов Российской Федерации

{схема № 5) представляет собой совокупность финансовых органов, организаций и учреждений и включает государственные органы, кредитные организации и иные учреждения, непосредственно осуществляющие финансовую деятельность государства.

Систему кредитных организаций возглавляет Банк России, который является органом валютного контроля и осуществляет эмиссию наличных денег. Кредитные организации, имеющие лицензии на проведение операций в иностранной валюте, являются агентами валютного контроля и подконтрольны Банку России.

СистемуфинансовыхоргановвозглавляетМинистерство финансов РФ, являющееся органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

Сюда также входят министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также органы федерального казначейства.

К финансовым органам относятся также налоговые и таможенные органы, одной из функций которых является аккумуляция денежных средств в централизованные фонды.

13

К низовым звеньям финансовой системы относятся бухгалтерии предприятий, учреждений и организаций.

Схема № 1. Понятие финансов

СхемаМ 2. Функции финансов

Схема № 3. Функции государства, осуществляемые по-

средством управления финансами

14

Схема№ 4. Система финансов России