ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.04.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
2) Получатели бюджетных средств:
бюджетные учреждения; государственные и муниципальные унитарные предприятия; другие получатели бюджетных средств.
3)Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами.
Всистему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят (схема№ 76):
1)финансовые органы, структура которых определяется указом Президента РФ;
2)органы денежно-кредитногорегулирования, в числе которых назван только Банк России;
3)органы государственного (муниципального) финансового контроля, в числе которых названы:
•Счетная палата РФ;
•контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.
Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны:
с составлением проектов бюджета;
•внесением его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа; исполнением бюджета;
•управлением государственным, муниципальным долгом; ведомственным контролем за исполнением бюджета; представлением отчета об исполнении бюджета и дру-
гимиполномочиями.
Бюджетные полномочия Банка России направлены:
на совместную с Правительством страны разработку и представление на рассмотрение Государственной Думы основных направлений денежно-кредитной политики; обслуживание счетов бюджетов;
171
осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
Кредитные организации могут привлекатьсядля осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Они могут обслуживать счета бюджетов, т. е. выполнять некоторые функции Банка России, только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
Главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета является орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенным ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Полномочия главных распорядителей предусмотрены ст. 158БКРФ.
Распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (ст. 159 БК РФ).
Получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
172
риалы, представленные Министерством финансов РФ, Министерством экономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.
Вторая стадия бюджетного процесса - рассмотрение и утверждение бюджета.
Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год - до 1 августа.
Проект федерального закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год
вчетырех чтениях.
Впервом чтении проект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения в Думу Правительством РФ. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума может передать указанный проект в согласительную комиссию, включающую представителей Думы, Совета Федерации и Правительства; вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку на срок до 20 дней; поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
Государственная Дума рассматривает законопроект во втором чтении в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям
174
средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам. В третьем чтении законопроект рассматривается в течение 25 дней со дня принятия его во втором чтении.
Государственная Дума рассматривает законопроект в четвертом чтении в течение 15 дней со дня принятия его в третьем чтении. При рассмотрении его в четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок допускается. Федеральный закон должен быть принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года.
Принятый федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится до 14 дней. В течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Третья стадия бюджетного процесса - исполнение бюджета.
В настоящее время установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Бюджеты исполняются по доходам и расходам. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Данные Главной книги Федерального казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.
Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.
175
Четвертая стадия бюджетного процесса - подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.
В отличие от действующего бюджетного законодательства Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную Думу. Государственная Дума рассматривает представленный Правительством отчет в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета Дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.
Наряду с указанными лицами на заседании Государственной Думы могут выступить либо представить доклады с анализом рассмотренных в течение года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ.
По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.
К нарушителям бюджетного законодательства могут применяться соответствующие меры (схема № 78).
176
Схема № 75. Участники бюджетного процесса
Схема № 76. Система органов, обладающих бюджетными полномочиями
Основные задачи Пенсионного фонда:
целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;
•участие на долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;
•расширенное воспроизводство средств фонда на основе принциповсамофинансирования; организация государственного банка данных по плательщикам страховых взносов в ПФР;
•развертывание подготовительной работы по организации индивидуального учета поступающих в ПФР от работающих граждан обязательных страховых взносов; осуществление межгосударственного и международного сотрудничества РФ по вопросам, относящимся к компетенцииПФР; участие в разработке и реализации межгосударственных
и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
Кисточникам образования Пенсионного фонда отно-
сятся:
страховые взносы работодателей;
•страховые взносы граждан РФ;
•ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий;
•средства, возмещаемые ПФР Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и др.
Руководство ПФР осуществляется Правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительнойдирекцией.
В состав Правления входят Председатель, первый заместитель, а также управляющие отделениями фонда. В состав Правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по
185
республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России.
Правление ПФР несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР, определяет перспективные и текущие задачи фонда; утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, утверждает структуру и штаты ПФР.
Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных основ образуется ревизионная комиссия ПФР. Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным Пенсионного фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.
ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
В соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 1 июля 1994 г. № 9-ФЗ) были созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Правовой базой функционирования данных фондов являются соответствующие положения, утвержденные постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. №4543-1.
Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды - представительными исполнительными органами власти республик в составе РФ и иными субъектами Федерации.
Главной задачей деятельности фондов обязательного медицинского страхования является реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан.
Источники образования Федерального и территориальных фондов:
страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование;
186