ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
1.Зарождение философии как свободного критического мышления
Философия зародилась в VI в. до Р.Х. — это общеизвестно. Чем обусловлено зарождение философии? Существуют разные точки зрения, но в любом случае следует, прежде всего, обсуждать вопрос о зарождении свободного критического мышления в тотальной атмосфере традиционалистского мышления мифологического мировидения. Милетскую, Элейскую, Пифагорейскую школы и философию Гераклита объединяет то, что в них сформированы особенные картины мира и познающего этот мир человека, отличающегося от единого для всех мифологического мировоззрения (здесь и далее, если нет специальных оговорок, речь идет о западноевропейской философии).
Атрибутами свободного критического мышления в контексте человеческой познавательной деятельности и культуры в целом являются:
1) критицизм, переходящий часто в скептицизм и агностицизм;
2) индивидуализм;
3) абсолютизация ценности нового знания.
Так, я полагаю, зародились западноевропейская философия, наука и ментальность западноевропейской культуры в целом.
Существенно отметить, что это же время породило раздвоенность сознания философствующих людей, поскольку они как граждане должны были принимать и часто принимали религиозное мировоззрение мифологического политеизма, а как ученые (философы) сами «рисовали" новую картину мироздания.
Можно предполагать, что западноевропейская интеллектуальная культура формировалась под действием следующих факторов, которые, с одной стороны, органично связаны с природой человека в целом, а с другой — разобщены ввиду различия ипостасей человека:
1) душевное начало человека с его архетипическим (первобытным) страхом перед неизвестным и диким внешним миром требовало от интеллекта консервативности и, соответственно, завершенной системы знаний о мире (картины мира) на каждом этапе познания;
2) интеллектуальное начало человека с характерными для него естественным любопытством и свободным критическим мышлением определяло движение по пути получения нового знания;
3) телесное начало человека требовало приспособления знания к биологическим интересам физического выживания.
Сказанное выше продумано и прочувствовано мной в ходе многолетнего изучения различных наук и философии. Полагаю, что сказанное во многом верно, а раз так, то становится понятным, насколько сложна история такой части человеческой культуры, как научно-философское знание и насколько сложны реконструкции истории этого организма.
2.Мифологические, научные, философские и религиозные картины мира в истории культуры
Ответы на вопрос о мироустройстве могут сильно разниться у христианина и мусульманина, философа и естествоиспытателя, ученого семнадцатого века и современного. В истории человеческой мысли существовало и существует множество различных картин мира – мифологическая, религиозная, философская, естественнонаучная. Прежде всего, картина мира отвечает на важнейший мировоззренческий вопрос о сущности человека и его месте в мире. Во-вторых, картина мира дает системное представление о существующих в пространстве и времени объектах. В-третьих, картина мира обязательно включает в себя представления о пространстве и времени, их конечности и бесконечности, начале и конце. В-четвертых, в картине мира присутствуют представления об основных законах, правилах, которым подчиняются все элементы мира. Таким образом, любая картина мира – это лежащие в основе познавательной деятельности, определяющие ее направленность фундаментальные мировоззренческие представления о месте и роли человека в мире, о том, как устроен мир, что и кто его населяет, какие законы в нем действуют, каков смысл и цели происходящих в мире процессов. Но в каждую историческую эпоху обычно господствует какая либо одна определенная картина мира. Мы можем выделить три исторически крупнейшие картины мира: мифологическую, преобладавшую на ранних стадиях человеческой истории; религиозную, господствующую в средневековой культуре; научную, постепенно, начиная с эпохи Возрождения, сменившую религиозную и господствующую в большинстве стран мира по сию пору.Мифологическое мировоззрение – первая картина мира, сложившаяся в людских умах. Мифы – первая попытка обобщить и объяснить явления природы и общества в те исторические эпохи, когда человеческие особи только начинали исследовать окружающий их мир, не выделяя себя из него (древний человек ощущал себя частью мира, т.е. границы Я и не – Я были размыты). Мифологическая картина мира представляет собой единую, нерасчленённую, универсальную форму сознания, соединяющую в себе религиозные верования, политических убеждений и знаний. Особенностью этой картины является антропоморфизм – перенесение человеческих свойств на мифические существа и явления природы. Антропоморфизм основан на всеобщей упорядоченности, гармонии и мере. Еще одна особенность - мифологическая картина мира обладает особой нелогичностью, не отражает истинную суть мира и процессов. Объяснение мира происходит через образы, Вселенная представляется как живое существо. Мифологическая картина мира синкретична – естественное и сверхъестественное в ней сливаются.
В религиозной картине мира появляются представления о всесильном, всемогущем, вечном, наделенном абсолютной властью Боге. Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека; Человек создан по образу и подобию Божьему, человек находится в центре мироздания: есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Все законы в мире – выражение воли Бога. Смысл жизни человека – свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная картина мира имеет свои особенности, что позволяет нам выделить христианскую, исламскую, буддистскую и др. картины мира. Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности.
Философская картина мира опирается на систему теоретических взглядов, рассматривает мир как упорядоченное целое, выходя на уровень понимания взаимосвязи человека с универсумом. Так как философия включает в себя множество школ и направлений, каждое из которых предполагает собственное видение мира, мы можем говорить о существовании в рамках философской картины мира идеалистической и материалистической, эмпирической и рационалистической, космоцентрической и теоцентрической, и других ее разновидностей.
Первая научная картина мира – классическая – складывается в ХVII-ХVIII вв., в ее основе представления об абсолютном пространстве и времени. В пространстве и времени существуют материальные тела, состоящие из мельчайших неделимых частичек – атомов, которые в отличие от самих тел вечны. Атомы закономерно двигаются в пустом пространстве (три закона физики Ньютона описывают это движение), эти же законы управляют всеми процессами в мировом пространстве, соответственно любое изменение имеет свою причину. Случайность – просто непознанная закономерность.
Философская картина мира формируется в период распада мифологической картины мира, исторически оказывает заметное влияние на развитие, прежде всего, научной картины мира. При этом мы можем говорить о взаимовлиянии, т.к. изменение основ и содержания научной картины мира оказывает воздействие на развитие философии.
Центральный философский вопрос-вопрос о человеке, о целях его бытия влияет на характер формирования всех иных философских проблем.
3.Особенности философии в системе знаний в целом.
Начиная с античности, философы отводили философскому знанию центральное место среди многообразных сфер культуры. Некоторые из них даже ставили философию на самый высокий уровень обобщения знания, а отдельные направления культуры рассматривали как её подразделение. (Аристотель подразделил философию на теоретическую (умозрительную), практическую (знание о чел. деятельности её результатах) и изобразительную (творческую))
Фил. проблемы имеют свою специфику:
1)их предельный характер (шире этих проблем "что такое субстанция")"что такое причинность"и др.
2)их вечность, инвариантность (с древнейших времён поставлены все вопросы: что такое смысл жизни, в чём заключается счастье и т.д., а они остаются актуальны и сегодня.
Философия - ядро, синтезирующее все сферы культуры ,и в то же время мировоззренческое и методологическое её основание.)
4. Основные разделы философских учений.
Онтология - (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия
Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания.
Логика- учение о законах и принципах мышления
Этика – учение о нравственности, морали
Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний.
Философ.антропология- учение о человечестве (существование человекаа как личности)
МЕТАФИЗИКА - наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Термин ввел Андроник РОДОССКИЙ - систематизатор сочинений Аристотеля. В Античности и Средние века метафизика прежде всего рассматривала вопросы бытия. Как самостоятельный метод метафизика появляется у Платона. Это тип знания, восходящий от эмпирической реальности к бестелесным сущностям (идеям). Аристотель в своей классификации наук первое место отводит науке о бытии и причинах всего сущего. Метафизика - самая ценная из наук. По Аристотелю метафизика не средство, а цель жизни, источник наслаждения.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. episteme - знание, logos - учение) - философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания.
МЕТОДОЛОГИЯ - раздел физического знания, в котором исследуются пути получения истинного знания. Методология разрабатывалась главным образом в 18 – 19 века. Принято выделять две основные формы философской методологии: метафизика и диалектику. С точки зрения метафизики мир предстает как нечто неизменное, а с точки зрения диалектики, мир – совокупность процессов, в которых все течет, все изменяется.
Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю. Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу мышления как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т.д. Учение о переходе от смутных представлений к расчлененным и отчетливым общим понятиям рассматривалось им как метод совершенствования искусства жить. Т.о., логические операции подчинялись у Сократа этическим целям: предметом истинного знания должно быть только то, что доступно целесообразной деятельности, цель же определяется посредством соответствующим образом организационной работы мысли. Платон усматривал смысл своей диалектики понятий и категорий в поиске принципа каждой вещи; для достижения этого мысль должна двигаться соответственно объективной логике познаваемого предмета.
Аристотель подверг анализу принципы построения суждения, правила умозаключения и доказательства, вопросы определения терминов, роль индукции и дедукции в достижении истины. Ему принадлежит важная для методологии разработка учения о категориях как организующих формах познания, их диалектике (соотношение потенциального и актуального, формы и материи и др.). Аристотель рассматривал созданную им логическую систему как "органон" - универсальное орудие истинного познания.
4. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.
С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.
Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.