ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные произведения Платона – Государство, Пир, Федон.

Аристотель

Он создает собственную школу – Ликей. Смерть Аристотеля и Македонского знаменуется переходом к этапу упадка, заката античности. Для Аристотеля мир представляется целостным. Принцип, которым пользуется - «назад к вещам».

Вещь состоит из 2 частей:

1. Форма

2. материя

Наука занимается исследованием вещей, поиском причин.

Аристотель создает науку – логику. Логика – наука о правильном мышлении. Наука, кот. занимается теорией вывода, теорией обоснования. 8. 4 вида причин Аристотеля.

Аристотель(384-322 до н.э.)-др.-греч. философ, ученик Платона.Считал, что платоновская теория идей неостаточна для объяснения эмпирической реальности. А-лю принадлежит изречение: "Платон мне друг, но истина дороже!"Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Он предлагает совсем другой подход к проблеме: бытие включает в себя небытие. При этом бытие первее небытия. Их сложное взаимоотношение следует выразить через целый ряд промежуточных понятий. И первым среди них является понятие сущности.Сущность — это прежде всего всякая вещь, взятая как некоторая целостность. Во-вторых, сущность — это то общее, что характеризует все однородные, подобные вещи. Т.е. сущность — это тот род, к которому относится любая конкретная вещь. Так, например, все люди имеют некоторые общие, родовые свойства, благодаря которым они отличаются от всех других существ. Это общее и выражается родовым понятием «человек».Наконец, сущностью является и то, что впоследствии будет названо материей.Именно Аристотель первый дал более или менее развернутое и систематическое представление о материи: «то, из чего состоят все вещи, из чего как из первого они возникают и во что как в последующее они, погибая, превращаются, причем сущность хотя и остается, но изменяется в своих проявлениях».Материя сама по себе представляет лишь возможность вещей. Движение – это процесс превращения потенциального в актуальное в результате активности формы в момент её соединения с материей.Существование каждой вещи причинно обусловлено. Аристотель выделяет четыре вида причин: 1) материальная («из чего?»), 2) формальная («что это есть?»), 3) движущая («откуда начало движения?») и 4) целевая («ради чего?»). Каждая вещь состоит из материи, имеет форму, находится в движении и стремится к какой-то цели. Аристотель вводит понятие энтелехии, которое означает стремление вещи к своей цели и осуществление этого стремления.


У всякой вещи можно выделить 4 типа причин ее объясняющих:

1. формальная причина

2. Материальная

3. движущая причина

4. целевая

Аристотель внес в клад практически во все области знания и открыл большинство наук.

Аристотель внес вклад в физику - геоцентрическая картина мира.

Бог сообщает движение мира, сам остается не подвижным.

Аристотель основатель психологии, вносит вклад в биологию, экономику.

Этика наука о добре и зле, о нравственном поведении.

Эстетика наука о прекрасном. Трактаты: «Никомахова этика» в ней были выражены этические идеи; «Поэтика».

Маевтика Сократа как метод становления человеческого знания.

Маевтика (или майевтика) — повивальное искусство, родовспоможение. Встречающийся в диалоге Платона «Теэтет» термин, обозначающий метод философствования Сократа.

Суть данного метода Сократа – в искусстве задавать вопросы, ответы на которые должен формулировать ученик; т. е. метод состоит в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому нельзя научить, но можно открыть в себе самом.

Как утверждает Сократ в платоновском «Теэтете», он промышляет тем же, чем занималась его мать Фенарета, бывшая повитухой, с той только разницей, что Сократ помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не физическое дитя, а знание. Себе он отводит в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст, и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват. Почему ученик правильно отвечает на вопрос? Потому что, по Сократу, истинные знания о мире даны человеку от рождения.

Маевтика Сократа – прообраз современного эвристического метода обучения.

Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового (эвристика — от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю).

Под эвристическим обучением понимают:

• форму обучения, например, эвристическую беседу;

• метод обучения, например, метод мозгового штурма;

• технологию творческого развития учащихся.


Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и методологией всего образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.

Притча о пещере Платона в диалоге "Государство"-постановка главных проблем филос. теории познания (гносиологии).

Платон (427-347 до н.э.)-великий мыслитель

Все основные филос. проблемы познания мира, которые относятся ко всей философии,изложены в притче о пещере:

Есть пещера. В ней живут люди, от рождения и до смерти, из поколения в поколение. Люди прикованы цепями к пещере и не могут выйти. За пещерой идут другие люди, несут предметы над головой и переговариваются.Что слышат и видят люди в пещере? там горит огонь и они видят только какие-то тени, слышат невнятные звуки,-так они изучают мир. У них формируется знание.Но истинного знания они никогда получить не смогут. Один человек смог освободиться и выйти из пещеры. Что будет с ним?Он будет ослеплен светом истины. Потом он отойдет от шока и станет носителем истины. Он возвращается в пещеру и говорит всем, какой мир на самом деле. Но они не принимают того, что он говорит. И этот человек становится изгнанником.

Выводы: человек на основании эмпирического знания и интеллектуальных усилий может как-то познавать мир, но всегда только приблизительно. Если находится человек, которому дано знать истину (гении, герои, святые, пророки), то люди в массе их не принимают. Есть источники истинного знания,-это умозрение наиболее одаренных людей.

Идея-центральная категория в философии Платона.Мир по природе двойственен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей-истинное бытие,а конкретные вещи-нечто среднее между бытием и небытием.То есть П.приписал идеям отдельное от чувственного мира, самостоятельное бытие,а это является удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма.

11. Философия эпохи эллинизма и Др. Рима: эпикуризм, стоицизм, скептицизм.

Эпоха эллинизма -3 в. до н. э.- 5 в. н.э. В это время систематизируются исходные принцмпы, заложенные др. греками, происходит концентрирование внимания на проблеме человека и общества. Философия сосредоточилась на субъективном мире человека.


3 главных направления: скептицизм, стоицизм и эпикуризм.

Скептицизм (от греч. рассматривающий, исследующий, критикующий)Это течение возникло на основе идей о постоянной текучести всего, о принципе относительности всех явлений (Демокрит утверждал, что мед не более сладок, чем горек). Основателем с. считают Пиррона (360-270 гг.до н.э.).Он участвовал в азиатском походе А. Македонского., знакомство с индийскими аскетами способствовали формированию его этических воззрений (идея безмятежности). Пиррон излагал свои воззрения устно. Еще один яркий представитель с. - Секст Эмпирик. Скептики обращали внимание на ограниченность возможностей человека в понимании мира. Истинное знание возможно, но нет инструментов для того, чтобы определить, что истина, а что -нет. Безуспешный путь познания вносит беспокойство в человеческую душу, это неприятно. Выход- "эпохЕ" - воздерживаться от каких-либо суждений о мире. ("это кажется мне горьким ИЛИ сладким"). Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости, безмятежности.

Стоицизм.( 3 в.до н.э.-3 в. н.э.)Ранние стоики: Зенон, Хрисипп (сирийцы)Их труды сохранились фрагментарно.К поздним стоикам относятся Сенека, Плутарх, Цицерон, Марк Аврелий-в основном римляне.Их труды дошли до нас в виде полных книг. Стоики исходят из онтологии и метафизики (скептики-из гнесиологических помыслов). Для стоиков в основе мира находится логос-абсолютное, разумное начало. Для них идеалом была внутренняя свобода, свобода от страстей.Свобода для Сенеки - это божество, господствующее над всеми вещами и событиями. Отсюда покорность, стойкость, выносливость. Марк Аврелий (стоик,римский император) был убежден, что Бог дает каждому человеку доброго гения в руководители (эта идея в христианстве возродилась в образе ангела-хранителя).Вселенная -тесно связанное целое,это единое существо, обладающее единой субстанцией и душой. Стоики особое внимание уделяли феномену воли,самообладанию, терпению. Стоики считали, что все предопределено, человек не может повлиять на события своей жизни, но он может духовно над ними возвыситься.Принцип всеобщей целесообразности: все имеет смысл, даже клопы-они будят по утрам.

Согласно учению стоиков об огненной стихии сущности мира, этот огонь превращается во все прочие стихии по закону, который они вслед за Гераклитом назвали Логосом.Логос мира у стоиков отождестлялся с судьбой.Судьба есть Логос Космоса. По Зенону Судьба-это власть, двигающая материю.о зенону Бог, Ум, Судьба-одно и то же. Поэтому стоики верили в астрологию и предсказания. Стоиков интересовали идеи выражения и выразительности. Истоки грамматики-именно у стоиков. У стоиков получило окончательное признание деление философии на три науки:логику, физику и этику.


Эпикуреизм. Выдающиеся представители э.- Эпикур и Лукреций Кар. Э-цев интересовали вопросы устроения, комфорта личности. Эпикур развивал идеи атомизма, отличающиеся от идей Демокрита. По Демокриту мир образуется вследствие взаимного "удара" и "отскакивания" атомов. Эпикур же наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, им как бы присуща "свобода воли". Поэтому атомы начинают соприкасаться, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. Эта идея дала Эпикуру возможность избежать идеи фатализма. Плутарх отмечает, что самопроизвольность атомного отклонения и есть то, что называется случаем.Из этого Эпикур делает вывод: "в необходимости нет никакой необходимости!"Т.о. Эпикур впервые в истории филос.мысли выдвинул идею об объективной случайности. По Э. жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: "Пока мы есть, нет смерти.Когда смерть есть,нет нас". Душа мыслилась Эпикуром как принцип целостности отдельных элементов духовного мира человека:чувств, ощущений, мысли и воли.Знание по Эпикуру начинается с чувственного опыта, но он должен быть осмыслен и обработан человеком, зафиксирован.Само по себе ощущение не есть еще подлинное знание.

Основной принцип этики эпикурейцев - удовольствие-принцип гедонизма. При этом эти удовольствия отличаются благородным,спокойным и часто созерцательным характером. Эпикур проповедовал благочестие, богопочитание.

Лукреций Кар -римский поэт,философ. как и Эпикур не отрицает существования богов, состоящих из атомов. Но у Кара атомы-не предел делимости, они-материал для природы, в которой находится творческий принцип вне атомов.

Школа киников также была основана в то время.Представители:Антисфен, его ученик Диоген. Киники проповедовали опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей.Они презирали роскошь и стремление к удовольствию. Главный их тезис-независимость от общества со всеми его структурами. "Будь самим собой". В наше время продолжатели киников-бомжи.

12.От античных филос. школ к средневековым университетам: формирование 7 свободных школ (тривиума и квадриума)

Семь свобо́дных иску́сств (школ)- круг учебных наук, то есть дисциплин — в эллинистическую эпоху в Греции, Древнем Риме и средневековой Западной Европе.

Традиционно основоположником системы обучения, основанной на «свободных искусствах», считался софист Гиппий. До начала поздней античности совокупность учебных наук рассматривалась как необходимый подготовительный этап для получения философского знания о мире.В Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда, которыми могли заниматься и рабы. Ещё в античности начал вырабатываться список дисциплин, позже названных свободными искусствами. Понимание опредёленных учебных наук как обязательного образовательного цикла сформировалось постепенно в трудах Никомаха, Секста Эмпирика, Августина Блаженного, Марциана Капеллы, Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского и других писателей времён поздней античности и раннего Средневековья.Учение о свободных искусствах было систематизировано в V веке Марцианом Капеллой в трактате «О бракосочетании Филологии и Меркурия», посвящённом обзору семи свободных искусств, которые представлены в аллегорических образах юных невест.Слово «искусство» в данном контексте следует понимать как практическую науку, то есть системный взгляд, выработанный в ходе практических наблюдений природы.