ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
5. Восточная философия.
Восточная философия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии как противовес аналогичным традициям античной Европы. Но, в целом, сюда же можно включить и мировоззренческие системы других азиатских цивилизаций древности, наиболее представительными из которых являлись (являются) Вавилон, Персия, Япония, позже — мусульманский мир. Наиболее часто восточной философии приписываются следующие отличительные (от западной философии) черты[1]: религиозность, спиритуальность, интуитивизм, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и другие.
Философия как самостоятельная дисциплина возникает в середине I тысячелетия до н. э. одновременно в трёх очагах древней цивилизации — в Китае, Индии и Древней Греции. Её рождение сопровождалось переходом от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретённое в интеллектуальном поиске.
В Индии систематизированное философское знание формировалось через оппозицию брахманизму. В VI—V веках до н. э. здесь появляется множество течений, критических в отношении предписаний ведийской религии. Развитие шраманских школ приводит к становлению философских систем Индии, основными из которых стали адживика, джайнизм и буддизм.
В Китае становлению философии также способствовали аскетствовавшие бродячие мудрецы. Многие учения формируются на анализе или критике таких древних памятников культуры, как «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен») (для сравнения, в Индии эту роль выполняли Упанишады и Ригведа). Однако в отличие от Индии здесь обособляются два главенствующих мировоззренческих направления — конфуцианство и даосизм. Первое и вовсе во II веке до н. э. приобретает официальный статус государственной идеологии.
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
1. Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники:
— Фалес — астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде;
— Анаксимен — первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей;
— Анаксимандр — первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.
Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т. е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.
2. Школа Пифагора.
Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины.
В числах пифагорейцы видели:
— свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего;
— объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.
Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления.
Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.
Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна.
3. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофан из Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) — философ и поэт, он изложил свое учение стихами:
— выступал против антропоморфических элементов в религии;
— высмеивал богов в человеческом виде;
— жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека;
— считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных;
— стоял во главе монотеистов и во главе скептиков;
— осуществил разделение видов знания. Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы:
— разграничивал истину и мнение;
— центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия;
— по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия;
— сущее считал лишенным изменчивости и многообразия;
— бытие есть, небытия нет.
Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.) — философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида:
— вся его жизнь — борьба за истину и справедливость;
— он развивал логику как диалектику.
4. Софисты - от др.-греч. «умелец, изобретатель, мудрец, знаток» - в широком смысле представляет древнегреческое просторечное обозначение философа, мудрого человека; в узком смысле — это философская школа, представители которой (в основном греки V—IV вв. до н. э.) преподавали «мудрость» за деньги.
Наиболее известные представители софистической философской школы — Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Общим для софистов было противостояние появлявшимся в то же время Сократу и сократикам. От большинства софистов не сохранилось полных сочинений, а только фрагменты (собраны Дильсом — Кранцем, на русский язык переведены единственный раз Маковельским).
Наиболее характерной чертой, общей всей софистике, является утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок; оно выражено Протагором в его знаменитом положении: «Человек есть мера всех вещей: существующих — в том, что они существуют, — и несуществующих — в том, что они не существуют».
К IV в. до н.э. начался упадок софизма. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо. Расцвет деятельности софистов падает на период Пелопоннесской войны (431—404 до н. э). Во время жизни Аристотеля софистика уже приходит в упадок.
5.Классический или сократический (4 в до н.э.). Гл тема -сверхчувственная, идеальная проблема чел-ка и знания (Сократ, Платон, Аристотель). Меньше уделяли внимание поиску первоначала, допускали участие богов в создании природы и космоса. Внесли вклад в развитие логики.
Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.
Изучение природы переносится на человека. «Большинство людей живут, чтобы есть, а он ест, чтобы жить». Сократ противопоставлял себя Софистам. Ключевым вопросом Сократа являлся вопрос о добре и зле. Сократ пытался ответить на вопрос: что такое добро. Он говорил: «добродетель и знание тождественны», «всякое зло происходит в мире от не знания». Ценности Сократа – добро, истина, красота. Сократ обладал чувством диалектики (искусством ведения спора). Считает, что все сущее состоит из 3 субстанций единого, ума и души
Платон (настоящие имя – Аристокл). Является учеником Сократа. После его смерти он в Афинах организует школу называемую Академией. Платон самый яркий идеалист. Платон первый делит все мироздание на два мира 1. мир совершенный, 2. мир не совершенный.
Совершенный мир – мир идей (идеальный)
Не совершенный – мир вещей (материальный)
Отличия идеи от вещи: идея совершенна, вещь не совершенна; идея образец оригинала, вещь это копия, подобие; идея бесконечна, безгранична, вечна, вещь сущ. в пространстве и во времени; идея не приходящая, вещь преходяща.
Человек также состоит из идей и вещей. Идея - душа, вещь – тело. Тело – гробница души. Душа должна думать о конечных, о приходящих вещах. Самый престижный статус по Платону – философ.
Концепция идеального государства по Платону. Концепция о том, как должно функционировать идеальное общество. В основании концепции лежат принципы: человек для государства, общественное благо превыше индивидуального. Гос. Платона состоит из 3-х сословий: сословие ремесленников, землевладельцы; сословие войн и страж и на вершине находятся мудрецы и философы. три соловия не носили наследственного характера.
Основные произведения Платона – Государство, Пир, Федон.
Аристотель
Он создает собственную школу – Ликей. Смерть Аристотеля и Македонского знаменуется переходом к этапу упадка, заката античности. Для Аристотеля мир представляется целостным. Принцип, которым пользуется - «назад к вещам».
Вещь состоит из 2 частей:
1. Форма
2. материя
Наука занимается исследованием вещей, поиском причин.
Аристотель создает науку – логику. Логика – наука о правильном мышлении. Наука, кот. занимается теорией вывода, теорией обоснования.
У всякой вещи можно выделить 4 типа причин ее объясняющих:
1. формальная причина
2. Материальная
3. движущая причина
4. целевая
Аристотель внес в клад практически во все области знания и открыл большинство наук.
Аристотель внес вклад в физику - геоцентрическая картина мира.
Бог сообщает движение мира, сам остается не подвижным.
Аристотель основатель психологии, вносит вклад в биологию, экономику.
Этика наука о добре и зле, о нравственном поведении.
Эстетика наука о прекрасном. Трактаты: «Никомахова этика» в ней были выражены этические идеи; «Поэтика».
Классический или сократический (4 в до н.э.). Гл тема -сверхчувственная, идеальная проблема чел-ка и знания (Сократ, Платон, Аристотель). Меньше уделяли внимание поиску первоначала, допускали участие богов в создании природы и космоса. Внесли вклад в развитие логики.
Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.
Изучение природы переносится на человека. «Большинство людей живут, чтобы есть, а он ест, чтобы жить». Сократ противопоставлял себя Софистам. Ключевым вопросом Сократа являлся вопрос о добре и зле. Сократ пытался ответить на вопрос: что такое добро. Он говорил: «добродетель и знание тождественны», «всякое зло происходит в мире от не знания». Ценности Сократа – добро, истина, красота. Сократ обладал чувством диалектики (искусством ведения спора). Считает, что все сущее состоит из 3 субстанций единого, ума и души
Платон (настоящие имя – Аристокл). Является учеником Сократа. После его смерти он в Афинах организует школу называемую Академией. Платон самый яркий идеалист. Платон первый делит все мироздание на два мира 1. мир совершенный, 2. мир не совершенный.
Совершенный мир – мир идей (идеальный)
Не совершенный – мир вещей (материальный)
Отличия идеи от вещи: идея совершенна, вещь не совершенна; идея образец оригинала, вещь это копия, подобие; идея бесконечна, безгранична, вечна, вещь сущ. в пространстве и во времени; идея не приходящая, вещь преходяща.
Человек также состоит из идей и вещей. Идея - душа, вещь – тело. Тело – гробница души. Душа должна думать о конечных, о приходящих вещах. Самый престижный статус по Платону – философ.
Концепция идеального государства по Платону. Концепция о том, как должно функционировать идеальное общество. В основании концепции лежат принципы: человек для государства, общественное благо превыше индивидуального. Гос. Платона состоит из 3-х сословий: сословие ремесленников, землевладельцы; сословие войн и страж и на вершине находятся мудрецы и философы. три соловия не носили наследственного характера.