ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С учетом имеющихся в философии направлений, принимая во внимание своеобразие индивидуальных высказываний, выражающих субъективное мнение того или иного ученого, истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания. Следовательно, истина входит в объективное содержание человеческого знания. Но коль скоро мы убедились, что процесс познания не прерывается, то возникает вопрос и о характере истины.

Ведь если человек воспринимает объективный мир чувственным образом и представления о нем формирует в процессе индивидуального познания и своей мыслительной деятельности, то естественен вопрос — каким образом он может удостовериться в соответствии его утверждений самому объективному миру? Таким образом, речь идет о критерии истины, выявление которого составляет одну из главнейших задач философии. И в данном вопросе среди философов согласие отсутствует. Крайняя точка зрения сводится к полному отрицанию критерия истины, ибо, по мнению ее сторонников, истина либо отсутствует вообще, или же она свойственна, кратко говоря, всему и вся.

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

? Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.

? Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.

? Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.

? Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.

? В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.


? Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.

Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.

Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.

Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

Семён Людвигович Франк полагает, что чкловек призван свыше не только к творению добра, но и клюбому виду созидательной деятельности. В связи с этим, актуально привести его цитату о "переживании высшего" в нас. "Оно имеет место всюду. Например, хужодник, которого влечёт властное призвание творить образы, требует жестокости и безучастия к ближним. " Если человек не верит, а соответственно, и не знает о высшем смысле своей жизни, он спонтанно создаёт себе временные преходящие цели, заполняет ими только какой-то отрезок своей жизни. Наличие временной уели жизни придаёт ему временный смысл, и это играет успокоительную до поры до времени роль.

Другой проверенный всем человечеством путь избавления от душевных тягот-уход в иные, виртуальные миры,где человек уже,собственно, не человек,а игрок.

Говоря о призвании человека выполнять предназначенную ему Природой миссию, необходимо указать, что в противном случае движение в несоответсвии со своим призванием чревато бедами для самого человека и его окружения. Если человек по призванию музыкант, а работает инженером-безнравственно работать инженером.


Среди философов бытует мнение, что проблема смысла жизни состоит не в поискеего, а в конструировании. Курашов убеждён, что смысл жизни "хранится где-то в готовом виде" и его необходимо искать.Она не сотворяется нами,но может быть нами найдена.

Всё сказанное относится к любому отдельному человеку,но у каждого своеё предназначение и свой смысл жизни. В человеке можно выделить 5 ипостасей:телесное, интеллектуальное, творческое, душевное и духовное.

Цель жизни в отношении к телу-удовлетворение его физиологических потребностей. Полное удовлетворение телесного началавозможно. Т.е. если человек живёт только телом, он модет утратить смысл жизни (например, депрессии).

Цель жизни в отношении к интеллекту-удовлетворение знаниями. Полное удовлетворение знаниями невозможно,поскольку познание мира бесконечно, следовательно человек может прожить жизнь не утрачивая смысла.

Цель жизни по отношению к творческому началу-создание искусственного мира. Полное удовлетворение творческого начала невозможно,поскольку нет предела для создания человеком искусственного мира.

Цель жизни по отношению к душе. Может удовлетвориться частично, или тольео некоторыми. Например, ощцщать всю полноту любви.

Цель жизни по отношению к духу- обретение единства с высшей гармонией мира. Только в некоторой степени. Если человек стремится к чувству мировой гармонии в сфере духа, вся его жизнь наполнена высшим смыслом.

Техника-общее название различных приспособлений, механизмов и устройств,не существующих в природе и изготовляемых человеком для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.

История развитии техники:Техника-судьба развития человечества,сопровождающая его с момента пробуждения сознания. Первоначально,в эпоху каменного века техника была орудием убийства обработки:копьё,бумеранг,топор,шило. В эпоху неолитической революции появляется агротехника,транспорт,гидротехнические сооружения,а также простейшие механические приспособления:рычаг, клин,ворот,блок, колесо. Если взять совершенное состояние техники,то млжно обозначить следующие основные этапы её становления:

Конец18-начало 19вв. Промышленная революция-создание паровой машины и универсальных прядильных станков,что ознаменовало закат ремесленного производства и переход к промышленной экономике (промышленному производству).


Конец 19в. Создание двигателя внутреннего сгорания,что позволило создать новый класс компактных машин,в т.ч. автомобилей,судов и т.д. Широкое внедрение электричества,в т.ч. способов его генерации и использования в электричестве машинах.

Начало XX века. Внедрение широкой автоматизации произаодства,создание вычеслительной техники.Выход в космос.

Конец XX начало XXIв. Исследования в областибио- и нанотехнологий,которые могут привести к очередной революции вл многих областях деятельности человека.

Познание природы (естествознание):3 стадии исторического развития.

I Доклассическая-натурофилософская: накопление общих,практических знаний о природе в области физики, математики,астрономии,химии,биологии на опытной основе. Господствует наблюдение,а не эксперимент,преобладают догадки,а не опытно воспроизводимые выоды. (материалестическая программа Пифагора,Платона,учение атомизма Левкиппа,Демокрита,Аристотеля.)

II период конца 16-нчала17вв.:фомирование и систематическое развитие эксперимаентально-теоретических исследований. Дифференциальное разделение существующих наук,преобладание эмпирических знаний над теоретическими;природа рассматривалась как низменная во времени,т.е. вне эволюцииа её разные сферы-вне связи друг с другом

"Классическое естествознание"-с 17по20 века.

III Конец 19-начало20 в.в. Переход от аналитической к синтетической-синтез наук. Идёт процесс дробления крупных разделов науки на более мелкие новые научные дисциплины на стыках наук (физическая химия)

В последние десятилетия резко возрос интерес к изучению функционирования информации в социальных системах,что определилось ростом масштабов и сложностиинформационных потоков,появлением и обострением связанных с этими переменами проблем,быстрым развитием новых информационных технологий.Произошла существенная переоценка роли информационной сферы общественной жизни,сама информация стала рассматриваться как важнейший ресурс. Возникло стремление исследовать информационную составляющую социального прогресса как важный компонент всей истории,что нашло отражение в идеяхфиксации в развитии общ. "ступеней коммуникации" (Маклюэн), "информационных барьеров" (Глушков),"информационных революций" (Робертсон). Но наибольшее распространение получила общая идея постепенного исторического вызревания высокоразвитого "инфрмационного общ". Характерным показателем социального развития в этой стадии стал тот факт,что в наиболее развитых странах сегдня уже более половины работающих занято деятельностью только с информацией. К основным признака информационного общ. относят высокую развитость информационной сферы (её технологической и организационной базы),производство в полном объёме информации,требуемого для успешного фуекционирования и развития общества,демократихм и удобство информационной системы,т.е. доступность всеё необходимой информации каждому членй общества.


Проблемы: ущемление прав личности (личная информация)

манипуляция общества.

Взаимосвязь и взаимодействие научно-философского знания и художественного творчества. Мир понятий и мир образов.

Философия и искусство соотносятся через феномен творчества. Философия, как и искусство, есть творчество, причем часто и художественное. Не случайно такие имена как Платон, Августин, Ницше, Соловьев, Сартр одинаково принадлежат как философии, так и литературе. Философская и художественная интуиция одинаково исходят из того, что человеческая жизнь имеет особый статус в мире, не сводится только к случайностям ее эмпирического существования, и может иметь непреходящий, высший смысл.

Из философского творчества, так же как и из художественного, невозможно удалить элемент живого присутствия человека-творца, его собственное видение мира. Однако личностное творческое начало в философии и искусстве направлены по-разному. В искусстве – это самовыражение художника через создание образа. В философии – это «авторское» внедрение философа в философскую традицию через создание концепции (системы понимания, понятий), стремящейся к объясненности, доказательности, истинности.

Образ и концепция – две различные «единицы» творчества. Они определяют различные ритмы, правила, цели творческого процесса в искусстве и философии. В отличие от творчества в искусстве, философское творчество стремится, по словам голландского философа Б. Спинозы, «не плакать, не смеяться, но понимать!»

Путь к пониманию философии через различение ее с искусством (выдержка из «Начал философии» Курашова):

Философия — это учение, представляемое в форме системы, — и в этом ее общность с наукой. Для исторического развития философии не столь характерна преемственность учений, сколько их взаимодополняемость, — и в этом ее общность с искусством (в этом контексте искусство в узком, т.е. наиболее распространенном значении, а не как любая деятельность по созданию артефактов).

О чем бы мы ни философствовали, не миновать Платона. Платон называл искусства «подражанием подражанию» (см., например, диалог «Государство»): есть мир Истины — занебесный мир идей, пребывающих в вечности; есть земной преходящий мир как проекция мира идей, их слабый отблеск, который близок к «ничто»; есть искусства, отражающие земной мир. Важно отметить, что для Платона «подражанием подражанию» являются только поэзия, изобразительные искусства, но не музыка. Музыка, по Платону, связана с математической гармонией чисел, а последние пребывают в вечном мире идей. Следовательно, создание музыки и восприятие ее приобщает человека к гармонии мироздания, Началам мира — словом, к философии.