Файл: Мусоргский_Картинки с выставки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

[1] В. Стасов откликнулся на смерть В. Гартмана, посвятив его памяти первую после смерти художника свою статью «Нынешнее искусство в Европе. Художественные заметки о всемирной выставке 1873 г. в Вене». В ней содержится, пожалуй, наиболее глубокая характеристика творчества этого мастера: «Не в одной России понимали самобытный талант Гартмана и сочувствовали новизне и свежести идей этого молодого художника: в Вене он также нашел достойных ценителей. Когда пришли туда рисунки Гартмана и их распаковали перед  комиссией архитекторов, то эти последние с первого взгляда пришли в настоящий восторг и от мастерства рисовальщика (Гартман был одним из превосходнейших  акварелистов, каких мне только случалось встречать), и от новизны и богатства фантазии его». - Стасов В. В. Избранное. Живопись, скульптура, графика. Т. II. М. – Л. 1951. С. 229.

[2] В действительности никакой «неопределенности» нет, более того, в соединении мелодических элементов прослеживается явная закономерность: четный такт повторяет, по крайней мере, в начале пьесы, заключительный мотив нечетного, и поскольку всякое повторение заключает в себе элемент квадратности, не желательной в этой пьесе, исполнитель должен позаботиться о том, чтобы окончание нечетного  такта всегда звучало как слабая доля такта, а повтор этой же попевки в начале четного такта – как сильная (иначе нет смысла в тактовой черте). На практике же часто можно слышать, как эта дважды повторенная попевка превращается как бы в самостоятельный такт, и первый из мотивов звучит как сильная доля, а второй -  как слабая, то есть наоборот тому, как записано Мусоргским. Здесь мы непроизвольно коснулись очень большой и важной проблемы интерпретации музыки, прочтения и донесения авторской записи и авторского  замысла. Ибо, как сказал  поэт (Витольд Деглер):

                                         Порой и мысль достойная овации

                                         Погибнуть может от интерпретации…

[3] Как, впрочем, и в других своих произведениях, например, в вокальных  циклах «Детская», «Без  солнца», «Песни и пляски смерти», не говоря уж  об операх. 

[4] Опера Р. Вагнера «Золото Рейна», первая часть «Кольца нибелунга», была поставлена в Мюнхене 22 сентября 1869 года. Во всяком случае, хронологические данные не противоречат гипотезе о знании Мусоргским этих образов Вагнера.


[5] Лист Ф. Концертный этюд «Хоровод гномов» (1863).

[6] Григ Э.  «Шествием гномов» из цикла «Лирических пьес» для фортепиано, тетрадь V, ор. 54, № 3.

[7] В 1563 году эта территория была приобретена Екатериной Медичи с целью разбить здесь сад  в английском стиле. В 1663 году знаменитый французский архитектор мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр прекрасно  оформил  сад. Сегодня он  разделен на два больших  бассейна центральной аллеей, по обеим сторонам которой раскинулись широкие партеры, украшенные  скульптурой.

[8] Гоголь Н. Невский проспект. – Собр. соч. т. 3. М. 1984. С. 7.

[9] В оркестровке М. Равеля, в которой за основу взята редакция Н. Римского-Корсакова, пьеса тоже начинается тихо, по ходу ее развития создается впечатление, что  возница приближается. Вот она проезжает мимо нас и теперь удаляется.

[10] Буквально  в это же время И. Репин пишет свою знаменитую картину «Бурлаки на Волге» (1873).

[11] Так получилось, что почти одновременно с М. Мусоргским П. Чайковский пишет «Танец маленьких лебедей» (балет «Лебединое озеро», 1876).

[12] Если в пьесе А. Островского «Лес» рассматривать авторские ремарки в разговоре Счастливцева с Несчастливцевым, то можно заметить, что Несчастливцев постоянно говорит “мрачно”, “грозно”, “густым басом”, и в противопоставление ему отвечает Счастливцев “полузаискивающим-полунасмешливым тоном”, “робко”, что сразу говорит о характере обоих: Несчастливцев – сильный характер, Счастливцев – слабый. В пьесе Мусоргского, наоборот – богатый еврей изъясняется в нижнем регистре, бедный – в высоком. У Мусоргского  своя логика: богатый говорит низко и весомо, бедный – в высоком регистре и суетливо. 

[13] Рассказ  А. Чехова «Толстый и тонкий».

[14] Повесть М. Твена «Принц и нищий».

[15] Цикл гравюр Питера Брейгеля Старшего «Кухня жирных и кухня тощих»; другая его знаменитая картина на ту же тему - «Битва Масленицы с Постом».

[16] Звукоряд – набор используемых в музыке звуков, расположенных в восходящем или нисходящем порядке. То или иное чередование различных интервалов между звуками придает каждой такой гамме особый колорит. Для некоторых национальных музыкальных культур характерен свой особый звукоряд. Еврейской музыке особый колорит придает, наряду с характерной ритмикой (что  передано  в этой пьесе), наличие двух увеличенных секунд (так называется интервал между соседними звуками звукоряда), что делает более острыми тяготения  одних  звуков в другие и тем самым придает музыке более экспрессивный характер.


[17] Allegretto – темп более медленный, чем Allegro; Presto же быстрее Allegro, это  самый быстрый темп в музыке.

[18] Мы вновь привлекаем внимание к характерным деталям интерпретации, поскольку исполнитель, особенно, когда речь идет о большом артисте, всегда вносит в произведение свое личное понимание и отношение.  

[19] Лат. – Свет из  тьмы. Курсив в третьей строке  наш. - А. М.

[20] Баба-Яга – сказочное страшилище, большуха над  ведьмами, подручница сатаны. Она простоволоса и в одной рубахе, без  опояски: то  и другое верх  безчиния (В. Даль).

[21] Сюда же можно отнести хор «Слава великим богам» из «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Позже, в 1890 году, подобные  страницы появятся в  «Князе Игоре»  («Солнцу красному слава» и  «Всем народом встретим князя») А. Бородин.

[22] Это  особенно  ярко передано  в оркестровой версии «Картинок с выставки» в инструментовке М. Равеля.