ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
Мусоргский строит монолог на противопоставлении монотонной, долбящей интонации (чаще всего на одном звуке) широкому распеву, характеризующему мечты семинариста. Молодой семинаристь принадлежит к «люду сельскому, захолустному, провинциальному» (В. Стасов). Этим объясняется присутствие в музыке народно-песенной интонации.
«Для поверхностного и рассеянного слушателя «Семинарист» Мусоргского – только предмет потехи, предмет веселого смеха, - писал В. Стасов. - Но для кого искусство – важное создание жизни, тот с ужасом взглянет на то, что изображено в «смешном» романсе. Молодая жизнь, захваченная в железный нелепый ошейник и там бьющаяся с отчаянием, - какая это мрачная трагедия! И тот, который в романсе Мусоргского, - еще свежий, здоровый молодой парень, еще милый и интересный, юмористический и бодрый, скоро опустится и отупеет, жизненные краски поблекнут, и останется бездушная топорная кукла».1
Замечательную параллель проводит В. Стасов между Мусоргским и великим русским художником В. Перовым. У В. Перова семинарист является два раза. Первый раз в «Рыболове».
Илл. В. Г. Перов. Рыболов. 1871. Государственная Третьяковская галерея.
«Это еще живой проворный мальчик, старательно приготавливающий на бережку ведра для рыбы. (…) В другой раз превращение уже совершилось (картина «Прием странника-семинариста»).
Илл. В. Перов. Угощение странника-семираниста. 1871. Кировский областной художественный музей.
«Тот кто был вначале живой веселый мальчик, и кого потом так долго били, так систематически одурачивали, превратился уже в бурсацкую тупицу. Вот он сидит в избе, куда забрел по дороге. На его сапожищах пуд грязи и пыли, платье на нем – дерюга; его приняли и приютили радушные бабы, старуха и молодая ее сноха. (…) Из «семинариста» выработался теперь равнодушный, грубый, бесчувственный парень, уже от головы до ног проза самая беспробудная».
Примечания:
1 Стасов В. Перов и Мусоргский. Стасов В. Статьи о музыке. Вып. 3 (1880 - 1886). М. 1977. С.
© Александр МАЙКАПАР