ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
Метнер, Николай Карлович
[править | править исходный текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Метенр»)
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Метнер.
Николай Карлович Метнер |
|
Николай Метнер. Почтовая карточка (1910 год) |
|
Основная информация |
|
Дата рождения |
24 декабря 1879 |
Место рождения |
Москва |
Дата смерти |
13 ноября 1951 (71 год) |
Место смерти |
Лондон |
Страна |
Россия |
Профессии |
пианист, композитор |
Инструменты |
Фортепиано |
http://www.medtner.org.uk/publications.html |
Никола́й Ка́рлович Ме́тнер (24 декабря 1879 (5 января 1880), Москва ― 13 ноября 1951, Лондон) ― русскийкомпозитор и пианист.
Содержание
[Убрать]
-
1 Биография
-
2 Творчество
-
3 Сочинения
-
3.1 Концерты для фортепиано с оркестром
-
3.2 Фортепиано соло
-
3.3 Для двух фортепиано
-
3.4 Камерные сочинения
-
3.5 Вокальные сочинения
-
-
4 Примечания
-
5 Литература
-
6 Ссылки
Биография[править | править исходный текст]
Предки Метнера имели скандинавское происхождение (отец ― датское, мать ― шведско-немецкое), но ко времени его рождения семья уже на протяжении многих лет жила в России. Первые уроки игры на фортепиано он получил в возрасте шести лет от матери, затем учился у своего дяди, Фёдора Гедике (отца Александра Гедике). В 1892 Метнер поступил в Московскую консерваторию, где обучался в классах А. Галли, П. Пабста, В. Сапельникова и В. Сафонова, и в 1900 окончил её с большой золотой медалью. Композицией Метнер занимался самостоятельно, хотя в студенческие годы брал уроки теории у Кашкина и гармонии ― у Аренского.
Вскоре после окончания консерватории Метнер принял участие в конкурсе пианистов имени Рубинштейна, на котором заслужил почётный отзыв от влиятельного жюри, однако, по совету Сергея Танеева и своего старшего братаЭмилия вместо концертной карьеры серьёзно занялся композицией, выступая лишь изредка, и в основном с собственными сочинениями. В 1903 году некоторые из его произведений появились в печати. Соната f-moll привлекла внимание известного польского пианиста Иосифа Гофмана, своё внимание на музыку молодого композитора обратилСергей Рахманинов (ставший в более поздние годы одним из ближайших друзей Метнера). В 1904―1905 и 1907 годахМетнер выступил с концертами в Германии, но не произвёл на критиков особого впечатления. В то же время в России (и в особенности в Москве) у него появилось немало почитателей и последователей. Признание Метнера как композитора пришло в 1909 году, когда ему была присуждена Глинкинская премия за цикл песен на слова Гёте. Метнер принимал активное участие в деятельности «Дома песни». Вскоре он получил место профессора фортепианного класса Московской консерватории, а в 1916 ― ещё одну Глинкинскую премию за фортепианные сонаты. Н. К. Метнер состоял членом совета Российского музыкального издательства, учреждённого в 1909 г. Сергеем Кусевицким, в котором помимо него состояли также А. Ф. Гедике, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин (позднее его место занял А. В. Оссовский), Н. Г. Струве [1].
В 1921 году Метнер вместе с женой эмигрировал в Германию, где, однако, интерес к его музыке был ничтожно мал, а концертных предложений почти не поступало. Финансовую помощь Метнеру оказал Рахманинов, организовавший концертный тур пианиста по США в 1924―1925. Вернувшись в Европу, Метнер осел в Париже, но там, как и в Германии, его сочинения не пользовались большим успехом. Круг друзей Метнера в это время был небольшим и состоял в основном из русских эмигрантов. Среди немногих современных ему музыкантов во Франции, почитавших его творчество, был Марсель Дюпре. В 1927 Метнер выступил с концертами в Советской России, а год спустя ― в Великобритании, где композитор получил звание почётного члена Королевской академии музыки и с успехом исполнил собственный Второй концерт с оркестром Королевского филармонического общества. Радушный приём, оказанный ему, сподвиг его на то, чтобы постоянно поселиться в Лондоне. В 1929―1930 Метнер провёл новую серию концертов в Северной Америке, однако сотрудничавшее с ним концертное агентство обанкротилось, и лишь с помощью Рахманинова ему удалось избежать финансовых трудностей.
Наблюдая за развитием современной ему композиторской техники, Метнер в начале 1930-х годов решил выразить в печати собственную эстетику, среди современников считавшуюся чересчур консервативной. В своей книге «Муза и мода», вышедшей в Париже в 1935 году, композитор изложил свои взгляды на непреложные законы искусства и выразил мнение, что модные модернистские течения в музыке являются не более чем заблуждениями, разрушающими связь между душой музыканта и его творчеством.
В октябре 1935 композитор с женой окончательно обосновался в Лондоне. Успех его концертов, частное преподавание и контракт с немецким издательством обеспечивали ему достойное существование вплоть до начала Второй мировой войны, когда Метнеры вынуждены были переехать в Уорикшир, где их приняла семья пианистки Эдны Айлс. В 1942 у Метнера случился инфаркт, но уже в феврале 1944 он смог исполнить в Королевском Альберт-холле своё новое сочинение ― Третий концерт.
Последние годы жизни Метнера, несмотря на его болезнь, были насыщены событиями. В 1946 индийский махараджа выделил сумму на основание Метнеровского общества, что позволило пианисту в течение ближайших лет сделать записи практически всех своих крупнейших сочинений. Эти записи составляют часть золотого фонда мировой музыкальной культуры и дают наглядное представление о мастерстве музыканта.
Скончался Н.К. Метнер 13 ноября 1951 года, похоронен в Лондоне на кладбище Хендон (Hendon Cemetery).
В 1959―1963 в Москве было издано собрание сочинений композитора в двенадцати томах.
В 2006 пианистом Борисом Березовским был организован Международный фестиваль Николая Метнера («Метнер-фестиваль»). В 2006 и 2007 годах фестиваль прошел сразу в нескольких российских городах — Екатеринбурге, Владимире и Москве.
Творчество[править | править исходный текст]
Один из последних композиторов-романтиков, Метнер занимает важнейшее место в истории русской музыки, наряду сАлександром Скрябиным, Сергеем Рахманиновым и Сергеем Прокофьевым, в чьей тени он оставался всё время своей карьеры. Фортепиано занимает доминирующее место в творчестве Метнера ― у него нет ни одного сочинения, в котором не был бы задействован этот инструмент. Великолепный пианист, Метнер тонко чувствует выразительные возможности фортепиано, его произведения предъявляют к исполнителю высокие технические требования. Стиль музыки Метнера отличается от большинства его современников, в нём русский дух гармонично сочетается с классическими западными традициями ― идеальным структурным единством, мастерством полифонического письма, сонатной формой. Язык композитора практически не претерпел изменений в течение времени.
Русская и немецкая стороны музыкальной личности Метнера ярко проявляются в его отношении к мелодической составляющей, которая варьируется от русских мотивов («Русская сказка») до тончайшего лиризма (Второй концерт). Гармония Метнера насыщенна и богата, но практически не выходит за рамки, сформировавшиеся в XIX веке. Ритмическая составляющая, с другой стороны, иногда весьма усложняется ― Метнер использует различные виды полиритмии.
В наследии Метнера особое место занимают четырнадцать фортепианных сонат. Это разнообразные по масштабу сочинения, от небольших одночастных сонат из Триады до эпической e-moll’ной сонаты, соч. 25 № 2, которая в полной мере раскрывает мастерство композитора во владении крупномасштабной структурой и глубиной тематического проникновения. Среди других сочинений Метнера для фортепиано соло выделяются тридцать восемь разнообразных по характеру, изящных и мастерски написанных миниатюр, озаглавленных автором как «Сказки». Три фортепианных концерта ― единственные произведения, в которых Метнер использует оркестр. Камерные сочинения Метнера включают в себя три сонаты для скрипки с фортепиано, несколько небольших пьес для того же состава и фортепианный квинтет. Наконец, ещё одна область творчества Метнера ― вокальные сочинения. Более сотни песен и романсов написаны на стихи русских и немецких поэтов, в основном, Пушкина и Гёте. Фортепиано в них играет не менее важную роль, чем голос.
Сочинения[править | править исходный текст]
Концерты для фортепиано с оркестром[править | править исходный текст]
-
Концерт № 1 c-moll, op. 33 (1914―1918)
-
Концерт № 2 c-moll, op. 50 (1920―1927)
-
Концерт № 3 e-moll, op. 60 (1940―1943)
Фортепиано соло[править | править исходный текст]
-
Восемь картин, ор. 1 (1895―1902): Пролог ― Andante cantabile, Allegro con impeto, Maestoso freddo, Andantino con moto, Andante, Allegro con humore, Allegro con ira, Allegro con grazia
-
Три импровизации, op. 2 (1896―1900): Nixe, Воспоминание о бале («Eine Ball-Reminiscenz»), Адское скерцо («Scherzo infernale»)
-
Четыре пьесы, ор. 4 (1897―1902): Этюд, Каприс, Музыкальный момент «Жалоба гнома», Прелюдия
-
Соната f-moll, op. 5 (1895―1903)
-
Три арабески, ор. 7 (1901―1904): Идиллия, «Трагический фрагмент» a-moll, «Трагический фрагмент» g-moll
-
Две сказки, ор. 8 (1904―1905): c-moll, c-moll
-
Три сказки, ор. 9 (1904―1905): f-moll, C-dur, G-dur
-
Три дифирамба, ор. 10 (1898―1906): D-dur, Es-dur, E-dur
-
Сонатная Триада, ор. 11 (1904―1907): As-dur, d-moll, C-dur
-
Две сказки, ор. 14 (1905―1907): «Песнь Офелии» f-moll, «Шествие рыцарей» e-moll
-
Три новеллы, ор. 17 (1908―1909): G-dur, c-moll, E-dur
-
Две сказки, ор. 20 (1909): b-moll, № 1 , «Кампанелла» h-moll, № 2.
-
Соната g-moll, ор. 22 (1901―1910)
-
Четыре лирических фрагмента, ор. 23 (1896―1911): c-moll, a-moll, f-moll, c-moll
-
Соната-сказка c-moll, ор. 25 № 1 (1910―1911)
-
Соната «Ночной ветер» e-moll, op. 25 № 2 (1910―1911)
-
Четыре сказки, ор. 26 (1910―1912): Es-dur, Es-dur, f-moll, fis-moll
-
Соната-баллада Fis-dur, op. 27 (1912―1914)
-
Соната a-moll, op. 30 (1914)
-
Три пьесы, ор. 31 (1914): Импровизация, Траурный марш, Сказка
-
Четыре сказки, ор. 34 (1916―1917): «Волшебная скрипка» h-moll, e-moll, «Леший» a-moll, d-moll
-
Четыре сказки, ор. 35 (1916―1917): C-dur, G-dur, a-moll, cis-moll
-
«Забытые мотивы», ор. 38 (1919―1922): «Соната-воспоминание» (Sonata-Reminiscenza), Грациозный танец (Danza graziosa), Праздничный танец (Danza festiva), Речная песня (Canzona fluviala), Сельский танец (Danza rustica), Вечерняя песня (Canzona serenata), Рождественский танец (Danza silvestra), В духе воспоминаний (alla Reminiscenza)
-
«Забытые мотивы», ор. 39 (1919―1920): Размышление (Meditazione), Романс (Romanza), Весна (Primavera), Утренняя песнь (Canzona matinata), соната «Трагическая» (Sonata Tragica, op. 39 № 5)
-
«Забытые мотивы», ор. 40 (1919―1920): Danza col canto, Danza sinfonica, Danza fiorata, Danza jubilosa, Danza ondulata, Danza ditirambica
-
Три сказки, ор. 42 (1921―1924): f-moll («Русская сказка»), c-moll, gis-moll
-
Вторая импровизация, ор. 47 (1925―1926)
-
Две сказки, ор. 48 (1925): C-dur, g-moll
-
Три гимна труду, ор. 49 (1926―1928)
-
Шесть сказок, ор. 51 (1928): d-moll, a-moll, A-dur, fis-moll, fis-moll, G-dur
-
Соната «Романтическая» b-moll, op. 53 № 1 (1929―1930)
-
Соната «Грозовая» f-moll, op. 53 № 2 (1929―1931)
-
Романтические эскизы для юношества, ор. 54 (1931―1932): Прелюдия (Пастораль), Птичья сказка, Прелюдия (Tempo di sarabanda), Сказка (Скерцо), Прелюдия, Сказка (Шарманщик), Прелюдия (Гимн), Сказка
-
Тема с вариациями, ор. 55 (1932―1933)
-
Соната-идиллия G-dur, ор. 56 (1935―1937)
-
Две элегии, ор. 59 (1940―1944): a-moll, e-moll