ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Театральная этика Станиславского

Я получил повестку, приглашающую меня явиться сегодня в девять часов утра в наш театр. Вход с главного артистического подъезда.

Первый, кого я встретил в передней, был наш милый и тро­гательный Иван Платонович.

Когда все ученики собрались, он объявил нам, что Аркадий Николаевич решил занять школу в народных сценах возобнов­ляемой пьесы Островского «Горячее сердце»1. Это нужно ему для проверки выработанного нами внутреннего сценического са­мочувствия я укрепления его в обстановке спектакля и публич­ного выступления.

Однако, прежде чем пускать на сцену неопытных учеников, не имеющих представления о закулисном мире, необходимо, по словам Рахманова, познакомить их с условиями нашей актерской жизни. Надо, чтоб мы узнали расположение помещения за сценой, входов и выходов. Это необходимо на случай пожара. Участникам спектакля необходимо знать, где помещаются арти­стические уборные с ваннами и душем, гримерские, костюмерные отделения, вечерние склады бутафории, музейных вещей, все отделы многочисленных цехов театра, комната электротехников, фойе рабочих.

Необходимо также показать новичкам сложную конструкцию сцены, чтоб они познали ее опасные места, как, например: про­валы, люки в полу, куда можно упасть в темноте, вращающуюся сцену с огромной подпольной фермой, которая может раздавить и смять человека, спуски и подъемы тяжелых софитов, декора­тивных полотен, которые могут прошибить голову, наконец, ме­ста на сцене, на которых можно, или, напротив, нельзя ходить во время действия, без риска быть замеченными зрителями при открытом занавесе.

С целью такого ознакомления Иван Платонович предпринял подробный осмотр сцены и закулисья. Нам показали все ее се­креты и отделы: люки, трюмы, рабочие площадки, перекидные мостки, колосники, электрическое оборудование, регуляторную и реостатную комнаты, огромные шкафы с электрическими прибо­рами, фонарями и проч.

Нас водили по огромным главным и малым складам декора­ций, мебели, бутафорских вещей и реквизита. Мы были в орке­стровой комнате со складом музыкальных инструментов.

Нам показали режиссерскую и репертуарную конторы, будку помощника режиссера на сцене, пожарные посты и выходы и проч. и проч.

Потом нас повели во двор, во все корпуса, где изготовля­ются оформления постановок театра.


Это целая фабрика с огромными художественно-декорацион­ными, скульптурными, поделочными, столярными, слесарными, бутафорскими, пошивочными, красильными, прачечными мастер­скими. Мы были и в автомобильном гараже.

Нам показали квартиры для артистов и служащих, библиоте­ки, общежития рабочих, кухни, столовые, буфетные комнаты и проч. и проч.

Я был потрясен виденным, так как никогда не думал, что театр такая огромная и сложная организация.

— Эта «махина», дорогие мои, работает и день, и половину ночи, и зимой, и весной, и осенью, а летом, пока артисты разъ­езжают по гастролям, здесь в театре производится ремонт старых и изготовление новых постановок.

Судите сами, какая нужна организация для того, чтобы эта «махина» работала в полном порядке, при полном контакте всех частей между собой. В противном случае — катастрофа.

Беда, если самый маленький винтик этой огромной «махины» заработает неправильно! Только один негодный винтик, говорю я, дорогие мои, может вызвать ужасные результаты, катастрофу с человеческими жертвами.

  • Во! Катастрофу! Какую же? — заволновался Вьюнцов.

  • Например, из-за небрежности рабочего сцены оборвется старый трос, упадет подвесной прожектор или огромный софит и убьет кого-нибудь из артистов. Штука-то какая!

  • Во!!

  • Или дадут не вовремя сигнал и опустят провал. Или по небрежности электротехника произойдет контакт, соеди­нение проводов в таком месте, куда трудно проникнуть. Начнет­ся пожар, паника, люди будут давить друг друга. Могут произойти и другие неприятности.

Раньше времени закроют занавес. Это сорвет акт или конец его. Наоборот, могут раздернуть занавес и до начала спектакля. Эта оплошность обнаружит закулисную жизнь и ее работу, вне­сет в спектакль комическую нотку. Закулисный шум и разгово­ры создают дезорганизацию и деморализуют зрителей 2.

Стоит хотя бы самому маленькому исполнителю роли не явиться на сцену тотчас же по звонку ведущего спектакль по­мощника режиссера, и уже задержка неизбежно произошла. Пока найдут неаккуратного актера по лабиринтам закулисного мира, пока водворят его на место, пройдет немало времени. Ко­нечно, опоздавший приведет, в свое оправдание сотни причин: не слыхал звонка, не успел переодеться или перегримироваться, разорвался костюм и проч. и проч. Но разве все эти оправдания вернут излишнюю затяжку вечера, разве они залечат изъян, тре­щину?!


Не забывайте, что в театре очень много активных и помогаю­щих участников спектакля, и если каждый из них будет недо­статочно внимателен, то кто же поручится за то, что такая же задержка и трещина не произойдут среди акта, например акте­ры не выйдут вовремя на сцену, чем поставят своих партнеров в безвыходное положение.

Эти задержки и недоразумения могут быть вызваны не толь­ко артистами, но и рабочими сцены, бутафорами, электротехни­ками, которые забудут поставить на место необходимые для игры предметы или выполнить по сигналу порученное им дело, или выполнить звуковой или световой эффект.

Каждый член театральной корпорации должен во всякую минуту чувствовать себя «винтом» большой, сложной машины. Он должен ясно сознавать вред, который может причинить все­му делу его неправильное действие и отклонение от установлен­ной для него линии.

Вы все, ученики, тоже явитесь маленькими винтиками огром­ной сложной машины — театра и от вас будет зависеть успех, судьба, строй спектакля не только в те моменты, когда занавес поднят, но и тогда, когда он закрыт и за кулисами происходит трудная физическая работа по перестановке огромных стенок декораций, по сооружению огромных подмостков, а в уборных артистов производятся спешные переодевания и перегримировки. Публика чувствует, когда все эти работы выполняются беспо­рядочно, неорганизованно. Усилия рабочих за закрытым занаве­сом передаются в зрительный зал, проявляясь в общей тяжести и загруженности спектакля.

Если же прибавить к этому возможные затяжки антрактов, то судьба спектакля окажется в большой опасности.

Чтоб избежать этой опасности, существует одно средство — железная дисциплина. Она необходима при всяком кол­лективном творчестве. Будь то оркестр, хор, другой какой-нибудь ансамбль.

Тем более это относится к сложному сценическому спек­таклю.

Какая организация, какой образцовый порядок должны быть установлены в нашем коллективном творчестве только для того, чтоб внешняя, организационная часть спектакля протекала пра­вильно, без перебоев.

Еще большего порядка, организации и дисциплины требует внутренняя, творческая сторона. В этой тонкой, сложной, щепе­тильной области работа должна протекать по всем строгим зако­нам нашей душевной и органической природы.

Если принять во внимание, что эта работа проходит в очень тяжелых условиях публичного творчества, в обстановке сложной, громоздкой закулисной работы, то станет ясно, что требования к общей, внешней и духовной дисциплине намного повышаются. Без этого не удастся провести на сцене всех требований «систе­мы». Они будут разбиваться о непобедимые внешние условия, уничтожающие правильное сценическое самочувствие творящих на сцене.


Чтоб бороться с этой опасностью, необходима еще более строгая дисциплина, еще более высокие требования к коллектив­ной работе каждого, самого маленького винтика огромного те­атрального аппарата.

Но, дорогие мои, театр не только фабрика декораций, он и фабрика человеческих душ. Штука-то какая!

В театре выращиваются живые, человеческие создания артисто-роли.

Театр — художественная мастерская и школа для артистов, и массовая аудитория для зрителей.

Театр пропускает сотни тысяч, миллионы людей! Миллионы, говорю я!! Театр заражает их благородным экстазом.

Теперь вы поняли, какая огромная машина, фабрика — театр. Чтоб заставить его правильно внешне функционировать, нужны строжайший порядок и железная дисциплина. Но как сделать, чтоб они не давили, а помогали артисту?

Ведь в театре фабрикуется не только внешняя постановка — там создаются роли, живые люди, их души и жизни человече­ского духа. Это куда важнее и труднее, чем создание внешнего строя спектакля и жизни за кулисами, декораций, обстановки и внешнего режима.

Внутренняя работа требует еще большей внутренней дисци­плины и этики 3.

— Пришло время сказать вам еще об одном элементе или, вернее, условии сценического самочувствия,— говорил Торцов.— Его зарождает окружающая актера атмосфера не только на сие­не, но и в зрительном зале, артистическая этика, художествен­ная дисциплина и ощущение коллективности в нашей сцениче­ской работе.

Все вместе создает артистическую бодрость, готовность к сов­местному действию. Такое состояние благоприятно для творче­ства. Я не могу придумать ему названия.

Оно не может быть признано самим сценическим самочувствием, так как это лишь одна из составных частей его. Оно подготов­ляет и способствует созданию сценического самочувствия.

За неимением подходящего названия я буду называть то, о чем идет теперь речь, «артистической этикой», которая играет одну из главных ролей в создании этого предтворческого со­стояния.

Артистическая этика и создающееся ею состояние очень важ­ны и нужны в нашем деле благодаря его особенностям.

Писатель, композитор, художник, скульптор не стеснены вре­менем. Они могут работать тогда, когда находят для себя удоб­ным. Они свободны в своем времени.

Не так обстоит дело со сценическим артистом. Он должен быть готов к творчеству в определенное время, помеченное на афише. Как приказать себе вдохновляться в определенное время? Это не так-то просто 4.


— Предстаньте себе на минуту, что вы пришли в театр иг­рать большую роль. Через полчаса — начало спектакля 5. Опоз­дание произошло потому, что у вас в частной жизни много мел­ких забот и неприятностей. В квартире — беспорядок. Завелся домашний вор. Он украл недавно ваше пальто и новую пид­жачную пару. Сейчас вы тоже в тревоге, так как, придя в убор­ную, заметили, что дома остался ключ от стола, где хранятся деньги. Ну, как и их украдут?! А завтра срок платежа за квар­тиру. Просрочить нельзя, так как ваши отношения с хозяйкой до последней степени обострены. А тут еще письмо из дома. Болен отец, и это вас мучает. Во-первых, потому что вы его лю­бите, а во-вторых, потому что, случись с ним что-нибудь, вы лишитесь материальной поддержки. А жалование в театре ма­ленькое.

Но самое неприятное то, что отношение к вам актеров и на­чальства плохое. Товарищи то и дело подымают вас на смех. Они устраивают вам сюрпризы во время спектакля: то умышленно пропустят необходимую реплику, то неожиданно изменят мизансцену, то шепнут вам во время действия что-нибудь обид­ное или неприличное. А вы человек робкий, теряетесь. Но это-то и нужно им, это-то и смешит других актеров. Они любят от скуки и ради потехи устраивать себе смешные номера.

Вникните поглубже в предлагаемые обстоятельства, которые я вам только что нарисовал, и решите сами: легко ли при таких условиях подготовить в себе необходимое для творчества сцени­ческое самочувствие?

Конечно, мы все признали, что это трудная задача и осо­бенно для короткого срока, который остался до начала спектак­ля. Дай бог успеть загримироваться и одеться.

— Ну, об этом не заботьтесь,— успокоил Торцов. — При­вычные руки актера наложат парик на голову, а краски и на­клейки на лицо. Это делается само собой, механически, так, что вы сами не заметите, как все будет готово. В самую последнюю минуту вы, во всяком случае, успеете прибежать на сцену. Зана­вес раздвинется, пока вы еще не справитесь с одышкой. Но язык привычно проболтает первую сцену. А там, отдышавшись, мож­но будет подумать и о «сценическом самочувствии». Вы думаете, что я шучу, иронизирую?

Нет, к сожалению, приходится сознаться, что такое ненор­мальное отношение к своим артистическим обязанностям часто встречается в нашей закулисной жизни,— заключил Аркадий Николаевич.

После некоторой паузы он снова обратился к нам.

— Теперь, — сказал он,— я набросаю вам другую картину.