ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зритель, как и артист, является творцом спектакля и ему, как и исполнителю, нужна подготовка, хорошее настроение, без которых он не может воспринимать впечатлений и основной мысли поэта и композитора.

Общая рабская зависимость всех работников театра от основной цели искусства остается в силе не только во время спектакля, но и в репетиционное и в другое время дня. Если по тем или другим причинам репетиция оказалась непродуктивной, те, кто помешал работе, вредят общей основной цели. Творить можно только в соответственной необходимой обста­новке, и тот, кто мешает ее созданию, совершает преступление перед искусством и обществом, которому мы служим. Испорчен­ная репетиция ранит роль, а израненная роль не помогает, а мешает проведению основной мысли поэта, то есть главной за­даче искусства.

Обычное явление в жизни театра — антагонизм между арти­стической и административной частями, между сценой и конто­рой. В царские времена это погубило театр. «Контора импера­торских театров» в свое время стало «именем нарицательным», лучше всего определяющим бюрократическую волокиту, застой, рутину и проч.

Мне вспоминается при этом случай из театральной жизни Станиславского, очень ярко рисующий бюрократизм конторы, его результаты на сцене... 14

Ясно, что театральная контора должна быть поставлена на свое место в театре. Место это служебное, так как не контора, а сцена дает жизнь искусству и театру. Не контора, а сцена привлекает зрителей и дает популярность и славу. Не контора, а сцена творит искусство. Не контору, а сиену любит общество, не контора, а сцена производит впечатление и оказывает воспи­тательное значение на общество. Не контора, а сцена делает сборы и т. д.

Но попробуйте сказать это любому антрепренеру, директору театра, инспектору, любому конторщику. Они придут в раж от такой ереси — так сильно вкоренилось в них сознание, что успех театра в них, в их управлении. Они разрешают и не разрешают платить или не платить, ставить ту или другую постановку, они утверждают и разрешают сметы, они определяют жалование, взимают штрафы, у них приемы, доклады, роскошные кабинеты, огромный штат, который съедает нередко большую часть бюд­жета. Они бывают довольны и недовольны успехом спектакля, актера. Они раздают контрамарки. Это их униженно просит актер пропустить в зрительный зал необходимое актеру лицо или ценителя. Это они отказывают в контрамарке актеру и пе­редают ее своему знакомому. Это они важно расхаживают по театру и снисходительно принимают униженные поклоны арти­стов. Это они являются в театре страшным злом, угнетателями и разрушителями искусства. У меня нет достаточных слов, чтоб излить всю злобу и ненависть на очень распространенные в театре типы конторских деятелей, наглых эксплуататоров артистического труда.


С незапамятных времен контора угнетает артистов, поль­зуясь известными особенностями нашей природы. Вечно отвле­ченные в область воображения, творческой мечты, переутомлен­ные, с утра до вечера живущие своими обостренными нервами на репетиции, спектакле, в домашней подготовительной работе, впечатлительные, нервные, неуравновешенные, с легко возбуж­даемыми темпераментами, малодушные и быстро падающие ду­хом, артисты нередко беспомощны в своей частной и нехудожественной жизни. Они точно созданы для эксплуатации, тем более что они, отдавая все сцене, не имеют больше нервов для отстаивания своих человеческих прав.

Как редки среди театральных администраторов и конторских деятелей люди, которые понимают правильно свою роль в театре. Контора и ее служащие должны быть первыми друзья­ми искусства и помощниками его жрецов — артистов. Какая чу­десная роль! Каждый из самых мелких служащих может и дол­жен в той или другой степени приобщиться к общему творче­скому делу в театре, способствовать его развитию, стараться по­нять его главные задачи, проводить их вместе с другими. Как важно знать, находить и искать материал, необходимый для постановки, декораций, костюмов, эффектов, трюков! Как важен порядок и строй, и весь уклад жизни на сцене, в уборных ар­тистов, в зрительном зале, в мастерских театра! Надо, чтоб зри­тель, актер и каждый имеющий отношение к театру входил в него с особым чувством благоговения.

Надо, чтобы зритель, отворяя двери театра, проникался соответствующим настроением, которое помогает, а не мешает восприятию впечатления. Какое огромное значение для спек­такля имеет настроение за кулисами и в зрительном зале. А ли­тургическое настроение за кулисами! Какое огромное значение оно имеет для артиста! А порядок, спокойствие, отсутствие суеты в уборных артистов. Все эти условия сильно влияют при создании рабочего самочувствия артиста на сцене.

В этой области административные деятели в театре близко соприкасаются с самыми интимными и важными сторонами на­шей творческой жизни и могут оказывать артистам большую по­мощь и поддержку. В самом деле, если в театре спокойный, со­лидный порядок, он много дает: хорошо подготовляет артиста к творчеству, а зрителей — к его восприятию. Но если, наоборот, обстановка, окружающая артиста на сцене, а зрителя в зале, раздражает, сердит, нервит, мешает, то творчество и его вос­приятие или становятся совершенно невозможными, или же тре­буют исключительного мужества и техники, чтобы бороться с тем, что им противодействует. Между тем, сколько на свете существует театров, в которых актерам перед началом спектакля приходится выдерживать це­лую трагедию и вести бой с портными, костюмершами, с гриме­рами, бутафорами, чтоб отвоевывать себе каждую часть костю­ма, приличную обувь, чистое трико, платье по мерке, парик или бороду из волос, а не из пакли. Портным, гримерам, не проник­шимся своей важной ролью в общем, художественном деле, без­различно, в чем выходит артист перед зрителями. Они остаются за сценой и даже не видят результатов своего неряшества и не­внимания. Но каково артисту, играющему роль героя драмы, благородного рыцаря, пламенного любовника, выходить на по­смешище и вызывать хохот своим костюмом, гримом, париком там, где зритель должен любоваться красотой и изяществом актера.


Как часто, измотав все нервы до начала спектакля и в его антрактах, актер выходит на сцену с истрепанными нервами и пустой душой и играет плохо потому, что не имеет сил играть хорошо.

Чтоб понять, какое влияние все эти закулисные невзгоды имеют на его рабочее самочувствие и на самый процесс творчества, надо быть артистом и испытать на себе самом все эти закулисные беспорядки. Но если в театре нет надлежащей дис­циплины и строя, то артист чувствует себя не лучше и на самой сцене. Там, стоя на подмостках, он рискует не найти необходи­мой для игры бутафорской вещи, на которой иногда построена сцена, или пистолета, кинжала, которым надо покончить с собой или со своим соперником.

Как часто электротехник перетемнит освещение и сорвет тем лучшую сцену артиста. Как часто бутафор перестарается и пере­пустит закулисные шумы, совершенно заглушая монолог и диа­лог артистов на сцене. В довершение же всего зрители, почув­ствовавшие беспорядок в самом театре, поддаются дезорганиза­ции и так шумливо, невоспитанно ведут себя, что бедному актеру создается еще новое труднейшее препятствие при твор­честве — борьба с толпой. Самое страшное и непобедимое, когда зритель шумит, разговаривает, ходит и особенно кашляет во время действия. Чтоб держать зрителя в дисциплине, необхо­димой спектаклю, чтоб заставить его до начала сидеть на ме­стах, быть внимательным, не шуметь, не кашлять, надо прежде всего, чтоб сам театр заслужил к себе уважение, чтоб зритель сам чувствовал, как ему надлежит себя держать в театре. Если вся обстановка театра не соответствует высокому назначению нашего искусства, если она располагает к распущенности, то на актера падает непосильный труд побороть эту обстановку и заставить зрителя забыть то, что толкает его к невниманию.

40