ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Программа учебной дисциплины в.2.2. «риторика»
Учебная программа дисциплины «риторика»
2. Место учебной дисциплины в структуре ооп бакалавриата
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
4. Структура и содержание учебной дисциплины
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Тема 6. Характерные черты устной речи.
Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала, подготовка плана речи.
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Тема 6. Характерные черты устной речи.
Фгбоу впо «Казанский государственный университет культуры и искусств» Кафедра социально-культурной деятельности
«Утверждаю»
Проректор
по учебной работе
П.П. Терехов
«____» _____________ 20__г.
Программа учебной дисциплины в.2.2. «риторика»
|
|
(код по ГОС (ОКСО)/ (название дисциплины (модуля) по ГОС/ ФГОС / учебному плану)
ФГОС /учебному плану)
по направлению подготовки |
071800.62 |
|
Социально-культурная деятельность |
(код) (название направления по ГОС/ ФГОС ВПО)
специализация /квалификация |
071800.62 |
|
|
бакалавр |
(код) (название специализации по ГОС/ ФГОС ВПО)
Казань 2012
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) разработан с учетом требований Государственного образовательного стандарта /Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 09.02.11г.
Разработчик УМК
д.п.н., профессор Терехов П.П. /___________/ «____»_________20___г.
УМК обсужден и одобрен на заседании кафедры социально-культурной деятельности
«_____»________20 __г., протокол №____.
Заведующая кафедрой разработчика УМК к.п.н., доцент Г.Х.Калимуллина /__________________/ «____»_________20___г.
Согласовано:
Учебная программа дисциплины «риторика»
|
|
Цели освоения учебной дисциплины
Дисциплина призвана дать студентам знания о значении публичной речи в жизни современного общества, пояснить необходимость формирования и развития ораторских знаний, умений и навыков, научить слову в профессиональной и общественной работе человека, раскрыть формы личного участия в публичных выступлениях.
2. Место учебной дисциплины в структуре ооп бакалавриата
В.2. Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору
В.2.2. Риторика.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, а также дисциплин: «Русский язык и культура речи», «Практикум по русскому языку», «Деловое общение», «Культура деловых коммуникаций».
В результате освоения дисциплины обучающиеся приобретают как теоретические знания в области риторики, так и практические навыки применения этих знаний в будущей деятельности.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Знать:значение дисциплины в общем курсе гуманитарных наук, а также теоретические основы ведения споров, дискуссий, бесед;
Уметь:правильно выделить цель и тему устного выступления, использовать логические законы и методы, риторические выразительные средства, стилистические особенности устной речи, пользоваться голосом, привлечь аудиторию и заинтересовать ее, отстоять свою точку зрения в диалоге и дискуссии;
Владеть:знаниями структуры доказательства и опровержения, сформированности стиля слушания и умелой постановки вопросов, знаниями принципов и правил спора, методами разрешения конфликтных ситуаций;
Демонстрировать способность и готовность: к выстраиванию коммуникаций, применению теоретических знаний по дисциплине в речевой практике, а также к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 071800.62 «Социально-культурная деятельность»:
а) общекультурных компетенций (ОК):
- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1)
- владеть культурой мышления, быть способным к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выборпу путей ее достижения (ОК-2)
- уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7)
4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
Краткое содержание
Ораторское искусство в Древнем мире. Буржуазное ораторское искусство XVIII - XX веков. Д. Карнеги и его книги.Цели и задачи предмета «Риторика».Исторические этапы развития ораторского искусства.Виды ораторской речи.Выбор темы, определение целей, сбор материала, подготовка плана речи.Подготовка вступления и заключения речи.Характерные черты устной речи.Доказательство в устном выступлении.Работа над главной частью. Методы изложения материала.Риторические выразительные средства.Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.Основные правила искусства выразительного слова.Социально-психологические признаки аудитории.Личность оратора и стиль его выступления.Слушание как важнейшее средство общения.Жесты в устном выступлении.Наглядные и технические средства в речи.Дискуссия и ее особенности.Опровержение в устном выступлении.Риторические методы аргументации.Диспут: его подготовка и проведение.Особенности ведения деловой беседы.Принципы и правила ведения спора.
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|
||||
|
|
|
|
Л |
СР |
Сем. |
К |
|
|
|
1 |
Цели и задачи предмета «Риторика» |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
Ежен. |
Присутствие на лекциях; |
||
2 |
Исторические этапы развития ораторского искусства |
1 |
2 |
2 |
2 |
|
Ежен. |
Присутствие на лекциях, участие в обсуждении; |
||
3 |
Виды ораторской речи |
1 |
3 |
|
6 |
2 |
Ежен. |
Присутствие на лекциях; участие в семинаре; |
||
4 |
Выбор темы, определение целей, сбор материала, подготовка плана речи |
1 |
4 |
|
2 |
2 |
Ежен. |
Присутствие на лекциях; участие в семинаре; написание эссе; |
||
5 |
Подготовка вступления и заключения речи |
1 |
5-6 |
2 |
6 |
2 |
Ежен. |
Присутсвие на лекциях; участие в семинаре; |
||
6 |
Характерные черты устной речи |
1 |
7-8 |
2 |
4 |
2 |
Ежен. |
Присутствие на лекциях; чтение источников; обсуждение материала; |
||
7 |
Доказательство в устном выступлении |
1 |
9-10 |
|
4 |
4 |
Ежен. |
Присутствие на лекциях; текущее обсуждение самостоятельно изученных источников; семинарское занятие; |
||
8 |
Работа над главной частью. Методы изложения материала |
1 |
11-12 |
2 |
2 |
2 |
Ежен. |
Присутствие на лекциях; участие в текущем обсуждении; |
||
9 |
Риторические выразительные средства |
1 |
13-14 |
|
4 |
4 |
Ежен. |
Подготовка презентаций; участие в обсуждении; |
||
10 |
Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры. |
1 |
15-16 |
|
2 |
4 |
Ежен. |
Присутствие на лекциях; подготовка и участие в семинаре; |
||
11 |
Основные правила искусства выразительного слова |
1 |
17-18 |
2 |
2 |
2 |
Ежен. |
Подготовка и участие в практическом занятии; участие в семинаре; |
||
12 |
Социально-психологические признаки аудитории |
2 |
1 |
2 |
2 |
|
Ежен. |
Участие в семинаре |
||
13 |
Личность оратора и стиль его выступления |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Ежен. |
Присутствие на лекции; текущее обсуждение; |
||
14 |
Слушание как важнейшее средство общения |
2 |
3 |
|
6 |
2 |
Ежен. |
Участие в диспуте. |
||
15 |
Жесты в устном выступлении |
2 |
4 |
|
2 |
2 |
Ежен. |
Присутсвие на лекциях; участие в семинаре; |
||
16 |
Наглядные и технические средства в речи |
2 |
5-6 |
4 |
6 |
|
Ежен. |
Присутствие на лекциях; чтение источников; обсуждение материала; |
||
17 |
Дискуссия и ее особенности |
2 |
7-8 |
|
4 |
4 |
Ежен. |
Присутствие на лекциях; текущее обсуждение самостоятельно изученных источников; семинарское занятие; |
||
18 |
Опровержение в устном выступлении |
2 |
9-10 |
|
4 |
4 |
Ежен. |
Присутствие на лекциях; участие в текущем обсуждении; |
||
19 |
Риторические методы аргументации |
2 |
11-12 |
2 |
2 |
2 |
Ежен. |
Подготовка презентаций; участие в обсуждении; |
||
20 |
Диспут: его подготовка и проведение |
2 |
13-14 |
|
4 |
4 |
Ежен. |
Присутствие на лекциях; подготовка и участие в семинаре; |
||
21 |
Особенности ведения деловой беседы |
2 |
15-16 |
|
2 |
4 |
Ежен. |
Подготовка и участие в практическом занятии; участие в семинаре; |
||
22 |
Принципы и правила ведения спора |
2 |
17-18 |
2 |
2 |
2 |
Ежен. |
Участие в семинаре |
||
|
Итого: |
|
|
24 |
72 |
48 |
|
|