Файл: на каф. СКД риторика УМК.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Фгбоу впо «Казанский государственный университет культуры и искусств» Кафедра социально-культурной деятельности

Программа учебной дисциплины в.2.2. «риторика»

Казань 2012

Учебная программа дисциплины «риторика»

2. Место учебной дисциплины в структуре ооп бакалавриата

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

4. Структура и содержание учебной дисциплины

5. Образовательные технологии

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.

Тема 6. Характерные черты устной речи.

Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала, подготовка плана речи.

Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.

Тема 6. Характерные черты устной речи.

Тема 11. Основные правила искусства выразительного слова.

Карта компетенций дисциплины

Фгбоу впо «Казанский государственный университет культуры и искусств» Кафедра социально-культурной деятельности

«Утверждаю»

Проректор

по учебной работе

П.П. Терехов

«____» _____________ 20__г.

Программа учебной дисциплины в.2.2. «риторика»

(код по ГОС (ОКСО)/ (название дисциплины (модуля) по ГОС/ ФГОС / учебному плану)

ФГОС /учебному плану)

по направлению

подготовки

071800.62

Социально-культурная деятельность

(код) (название направления по ГОС/ ФГОС ВПО)

специализация /квалификация

071800.62

бакалавр

(код) (название специализации по ГОС/ ФГОС ВПО)

Казань 2012

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) разработан с учетом требований Государственного образовательного стандарта /Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 09.02.11г.

Разработчик УМК

д.п.н., профессор Терехов П.П. /___________/ «____»_________20___г.

УМК обсужден и одобрен на заседании кафедры социально-культурной деятельности


«_____»________20 __г., протокол №____.

Заведующая кафедрой разработчика УМК к.п.н., доцент Г.Х.Калимуллина /__________________/ «____»_________20___г.

Согласовано:

Учебная программа дисциплины «риторика»

  1. Цели  освоения учебной дисциплины

Дисциплина призвана дать студентам знания о значении публичной речи в жизни современного общества, пояснить необходимость формирования и развития ораторских знаний, умений и навыков, научить слову в профессиональной и общественной работе человека, раскрыть формы личного участия в публичных выступлениях.

2. Место учебной дисциплины в структуре ооп бакалавриата

В.2. Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору

В.2.2. Риторика.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, а также дисциплин: «Русский язык и культура речи», «Практикум по русскому языку», «Деловое общение», «Культура деловых коммуникаций».

В результате освоения дисциплины обучающиеся приобретают как теоретические знания в области риторики, так и практические навыки применения этих знаний в будущей деятельности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Знать:значение дисциплины в общем курсе гуманитарных наук, а также теоретические основы ведения споров, дискуссий, бесед;

Уметь:правильно выделить цель и тему устного выступления, использовать логические законы и методы, риторические выразительные средства, стилистические особенности устной речи, пользоваться голосом, привлечь аудиторию и заинтересовать ее, отстоять свою точку зрения в диалоге и дискуссии;

Владеть:знаниями структуры доказательства и опровержения, сформированности стиля слушания и умелой постановки вопросов, знаниями принципов и правил спора, методами разрешения конфликтных ситуаций;

Демонстрировать способность и готовность: к выстраиванию коммуникаций, применению теоретических знаний по дисциплине в речевой практике, а также к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач.


Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 071800.62 «Социально-культурная деятельность»:

а) общекультурных компетенций (ОК):

- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1)

- владеть культурой мышления, быть способным к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выборпу путей ее достижения (ОК-2)

- уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7)


4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

Краткое содержание

Ораторское искусство в Древнем мире. Буржуазное ораторское искусство XVIII - XX веков. Д. Карнеги и его книги.Цели и задачи предмета «Риторика».Исторические этапы развития ораторского искусства.Виды ораторской речи.Выбор темы, определение целей, сбор материала, подготовка плана речи.Подготовка вступления и заключения речи.Характерные черты устной речи.Доказательство в устном выступлении.Работа над главной частью. Методы изложения материала.Риторические выразительные средства.Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.Основные правила искусства выразительного слова.Социально-психологические признаки аудитории.Личность оратора и стиль его выступления.Слушание как важнейшее средство общения.Жесты в устном выступлении.Наглядные и технические средства в речи.Дискуссия и ее особенности.Опровержение в устном выступлении.Риторические методы аргументации.Диспут: его подготовка и проведение.Особенности ведения деловой беседы.Принципы и правила ведения спора.

 

 

п/п

 

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Л

СР

Сем.

К

1

Цели и задачи предмета «Риторика»

1

1

2

2

Ежен.

Присутствие на лекциях;

2

Исторические этапы развития ораторского искусства

1

2

2

2

Ежен.

Присутствие на лекциях, участие в обсуждении;

3

Виды ораторской речи

1

3

6

2

Ежен.

Присутствие на лекциях; участие в семинаре;

4

Выбор темы, определение целей, сбор материала, подготовка плана речи

1

4

2

2

Ежен.

Присутствие на лекциях; участие в семинаре; написание эссе;

5

Подготовка вступления и заключения речи

1

5-6

2

6

2

Ежен.

Присутсвие на лекциях; участие в семинаре;

6

Характерные черты устной речи

1

7-8

2

4

2

Ежен.

Присутствие на лекциях; чтение источников; обсуждение материала;

7

Доказательство в устном выступлении

1

9-10

4

4

Ежен.

Присутствие на лекциях; текущее обсуждение самостоятельно изученных источников; семинарское занятие;

8

Работа над главной частью. Методы изложения материала

1

11-12

2

2

2

Ежен.

Присутствие на лекциях; участие в текущем обсуждении;

9

Риторические выразительные средства

1

13-14

4

4

Ежен.

Подготовка презентаций; участие в обсуждении;

10

Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.

1

15-16

2

4

Ежен.

Присутствие на лекциях; подготовка и участие в семинаре;

11

Основные правила искусства выразительного слова

1

17-18

2

2

2

Ежен.

Подготовка и участие в практическом занятии; участие в семинаре;

12

Социально-психологические признаки аудитории

2

1

2

2

Ежен.

Участие в семинаре

13

Личность оратора и стиль его выступления

2

2

2

2

Ежен.

Присутствие на лекции; текущее обсуждение;

14

Слушание как важнейшее средство общения

2

3

6

2

Ежен.

Участие в диспуте.

15

Жесты в устном выступлении

2

4

2

2

Ежен.

Присутсвие на лекциях; участие в семинаре;

16

Наглядные и технические средства в речи

2

5-6

4

6

Ежен.

Присутствие на лекциях; чтение источников; обсуждение материала;

17

Дискуссия и ее особенности

2

7-8

4

4

Ежен.

Присутствие на лекциях; текущее обсуждение самостоятельно изученных источников; семинарское занятие;

18

Опровержение в устном выступлении

2

9-10

4

4

Ежен.

Присутствие на лекциях; участие в текущем обсуждении;

19

Риторические методы аргументации

2

11-12

2

2

2

Ежен.

Подготовка презентаций; участие в обсуждении;

20

Диспут: его подготовка и проведение

2

13-14

4

4

Ежен.

Присутствие на лекциях; подготовка и участие в семинаре;

21

Особенности ведения деловой беседы

2

15-16

2

4

Ежен.

Подготовка и участие в практическом занятии; участие в семинаре;

22

Принципы и правила ведения спора

2

17-18

2

2

2

Ежен.

Участие в семинаре

Итого:

24

72

48