ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Программа учебной дисциплины в.2.2. «риторика»
Учебная программа дисциплины «риторика»
2. Место учебной дисциплины в структуре ооп бакалавриата
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
4. Структура и содержание учебной дисциплины
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Тема 6. Характерные черты устной речи.
Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала, подготовка плана речи.
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Тема 6. Характерные черты устной речи.
5. Образовательные технологии
Лекции, практические аудиторные занятия, самостоятельная работа студентов.
При проведение лекций планируется проведение кратких опросов, обязательно предполагается диалогичность в методике преподавания.
При проведении практических занятий предусмотрено использование активных и интерактивных форм занятий (подготовка докладов, презентаций, проведение диспутов) в сочетании с внеаудиторной (самостоятельной) работой при поддержке преподавателя и с обсуждением возникающих проблем в формате дискуссии.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
Примерные задания текущего контроля, самоконтроля, итогового контроля – см. в соответствующих разделах УМК.
Вопросы для зачета:
Значение публичной речи в жизни современного общества.
Живое слово в профессиональной работе специалиста социально-культурной деятельности.
Ораторское искусство в Древней Греции.
Ораторское искусство в Древнем Риме.
5. Ораторское искусство Средних веков.
Буржуазное ораторское искусство XVIII - XX веков.
Ораторское искусство Древней Руси.
Красноречие в России в XVIII - XX веках.
Социально-политическое красноречие.
Академическое красноречие в России.
Вопросы для экзамена:
1. Судебное красноречие.
2. Социально-бытовое красноречие.
3. Характерные черты личности оратора и стиль его выступления.
4. Стилистические особенности устной речи.
5. Аудитория и ее признаки.
6. Образность и выразительность языка.
7. Правила звучащего слова.
8. Слушание как важнейшее средство общения.
9. Использование жестов в устной речи.
10. Наглядные и технические средства и их использование в устном выступлении.
11. Определение темы, цели и жанра устного выступления.
12. Источники информации для подготовки устного выступления и работы с ними.
13. Подготовка вступления и заключения речи.
14. Подготовка заключения речи.
15. Функционально-смысловые типы речи.
16. Работа над главной частью выступления.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Андреев В. И. Деловая риторика. Казань, 1993.
Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.
Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1994.
Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.
Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.
Культура русской речи. М., 1998.
Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996.
Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. М., 1996.
Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М., 1989.
Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов-на-Дону, 1999.
Терехов П.П. Риторика (программа курса и конспект лекций для студентов факультета социально-культурной деятельности). Казань, 2002. – 107с.
б) дополнительная литература:
Аверьянов Н. Я. Искусство задавать вопросы. М., 1987.
Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективное использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. Спб., 1993 г.
Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров и разрешения конфликтов. Казань, 1992.
Апресян Г. Э. Ораторское искусство. М., 1978.
Атватер И. Я. Я вас слушаю. М., 1987.
Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов. М., 1999.
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.
Каррас Ч. Искусство ведения переговоров. - М., 1997.
Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность людей, выступая публично. М., 1989.
Марченко О. М. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1994.
Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.
Об ораторском искусстве. М., 1973.
Ораторское искусства лектора. М., 1986.
Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб, 1996.
Прошунин Н. Что такое полемика? М., 1985.
Сивкова 3. В. Средства речевой выразительности. Л., 1982.
Сидельникова Т. Т. Спор! Спор? Спор... Казань, 1992.
Снелл Ф. Искусство делового общения. М., 1990.
Стешов А. В. Как победить в споре. Л., 1991.
Таранов П.С. Универсальная энциклопедия аргументов.
Спорные истины; В 2 т. Висагинас, 2000.
Таранов П.С. Универсальная энциклопедия аргументов. 1000 способов убеждения. - Висагинас: Альфа, 2000.
в) программное и коммуникационное обеспечение
Учебные материалы по дисциплине можно найти на Интернет-ресурсах:
http://www.distedu.ru/mirror/_rus/www.mediaterra.ru/rhetoric/index.htm
http://www.gramota.ru/book/ritorika/index1.htm
http://www.psychologos.ru/Риторика
http://www.tigf.org/Osnovi-delovoj-ritoriki-fl.html
http://pedved.ucoz.ru/publ/14
http://www.rodchenko.ru/liter/books/ritorika/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитория, доступ к сети Интернет во время самостоятельной работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Советы по планированию и организации времени.
Преподавателю рекомендуется придерживаться той организации времени, которую предусматривает рабочая программа: количество часов, запланированное на изучение каждой темы, выверено в процессе многолетнего обучения студентов и является, на наш взгляд, оптимальным.
2. Сценарий изучения дисциплины.
Сценарий изучения дисциплины подчинен программе курса и конспекту лекцийд.п.н. профессора Терехова П.П. При подготовке преподавателя к занятию желательно также использовать материал из дополнительной литературы – по усмотрению преподавателя, исходя из богословской и общегуманитарной подготовленности группы, ее интересов и т.п.
3. Рекомендации по использованию материалов УМК.
Материалы УМК предназначены для оптимизации работы преподавателя и студентов. Студенты могут ознакомиться с методическими рекомендациями и планом практических занятий, со списком обязательной и дополнительной литературы, а также с регламентом балльно-рейтинговой системы для уяснения требований преподавателя. Преподавателю предназначаются учебно-методические материалы практических занятий, формы различного вида контроля знаний студентов и общие методические рекомендации.
4. Рекомендации по работе с литературой.
При возникновении сложностей в процессе усвоения темы или при желании изучить тему более детально после консультации с преподавателем можно обратиться к списку основной и дополнительной литературы.
5. Разъяснения по поводу домашних заданий (самостоятельной работы).
Домашние задания должны в обязательном порядке задаваться и контролироваться преподавателем, так как работа дома в изучении любого языка является одной из важнейших вех обучения.
6. Советы по подготовке к зачету/экзамену.
При подготовке к итоговой форме контроля важно внимательно повторить не только теоретический материал, но и еще раз просмотреть выполнение практических заданий в аудитории и домашних работ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИЙ
1 семестр.
Тема 1. Цели и задачи курса «Риторика».
Значение публичной речи в жизни современного общества. Живое слово в профессиональной и общественной работе человека. Формы личного участия в публичных выступлениях. Необходимость формирования и развития ораторских знаний, умений и навыков - неотъемлемая часть профессионального мастерства любого специалиста.
Тема 2. Исторические этапы развития ораторского искусства.
Ораторское искусство в Древней Греции: Демосфен. «Риторика» Аристотеля. Ораторское искусство Древнего Рима: Цицерон как теоретик ораторского искусства. «Риторика» Квинтилиана. Ораторское искусство средних веков и эпохи Возрождения. Буржуазное ораторское искусство XVIII - XX веков. Ораторское искусство Древней Руси. Красноречие в России. М. В Ломоносов и его книга «Краткое руководство к красноречию». Военное красноречие в России: А. В. Суворова М. И. Кутузов. Разработка красноречия в XIX веке. Русские писатели об ораторском искусстве. Теория и практика судебного красноречия в России второй половины XIX века: К.Ф.Кони, Ф.И. Плевако, П.С. Пороховщиков. Академическое красноречие в Россини: Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Д.М. Менделеев, И.Л. Павлов. Революционное ораторское искусство в России. Развитие советского ораторского искусства. Современная теория и практика красноречия.