ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Программа учебной дисциплины в.2.2. «риторика»
Учебная программа дисциплины «риторика»
2. Место учебной дисциплины в структуре ооп бакалавриата
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
4. Структура и содержание учебной дисциплины
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Тема 6. Характерные черты устной речи.
Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала, подготовка плана речи.
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Тема 6. Характерные черты устной речи.
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Вступление как введение в тему, как средство установления контакта с аудиторией. Способы установления контакта с аудиторией: обращение, привлекающий внимание факт, апелляция к событию, времени, месту, апелляция к средствам массовой информации, постановка проблемного вопроса. Определение размера вступления. Функция заключительной части. Заключение и его виды. Краткое повторение основных положений или выводов выступления. Обобщение сказанного в речи. Постановка задач. Пожелания. Выражение перспектив. Призыв или лозунг. Соответствие концовки стилю речи.
Тема 6. Характерные черты устной речи.
Выразительность, импровизационный характер, непосредственное общение, своеобразное, словесное оформление устной речи. Высокая культура устной речи: общедоступность, логическая стройность и богатство, литературное произношение, грамматическая правильность, стилистическая точность, образность и выразительность, правильное внешнее оформление. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение (размышление).
Тема 8. Работа над главной частью. Методы изложения материала.
Методы логической организации материала. Дедукция. Индукция. Аналогия. Метод контраста. Концентрический метод. Ступенчатый метод. Исторический и пространственный методы изложения материала.
Тема 11. Основные правила искусства выразительного слова.
Произношение и интонационная подвижность. Наиболее распространенные недостатки звучащей речи. Правила пользования голосом. Логические центры текста. Ударные и неударные слова. Объем звучащих слов. Паузы в тексте. Характер произнесения текста. Темпо-ритм. Звуковысотные изменения. Уровень громкости. Тембр.
2 семестр.
Тема 12. Социально-психологические признаки аудитории.
Аудитория как специфическая общность людей. Оценка аудитории. Социально-психологический анализ аудитории: ее состояние подготовленности к восприятию, ее предрасположенность, степень и характер активности, настроения. Виды обратной связи оратора и аудитории, развитие зрительных и мыслительных контактов оратора и аудитории. Внимание и его поддержание. Развитие познавательных интересов аудитории.
Тема 13. Личность оратора и стиль его выступления.
Характерные черты личности оратора. Учет индивидуальных особенностей оратора. Оратор и аудитория. Понятие об ораторском стиле. Стилевые манеры выдающихся ораторов прошлого и настоящего времени.
Тема 16. Наглядные и технические средства в речи.
Виды наглядных средств. Виды технических средств. Правила использования наглядных и технических средств.
Тема 19. Риторические методы аргументации.
Метод фундаментальный, метод сравнения, метод да..., но; метод видимой поддержки и др.
Тема 22. Принципы и правила ведения спора.
Предварительная подготовка к ведению спора. Терпимое отношение к инакомыслящим. Последовательный анализ альтернатив. Корректное ведение спора. Отстранение в процессе ведения спора. Преодоление психологических барьеров в процессе ведения спора. Поэтапное продвижение к истине.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1 семестр.
Тема 3. Виды ораторской речи.
Социально политическое красноречие: доклад, отчетный доклад, политическая речь, дипломатическая речь, военно-патриотическая речь, митинговая речь. Академическое красноречие: вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение и информация. Судебное красноречие: прокурорская или обвинительная речь, Адвокатская или защитительная речь, общественно-защитительная речь, самозащитительная речь обвиняемого. Социально-бытовое красноречие: юбилейная или похвальная речь, застольная речь-тост, надгробное слово или поминальная речь. Богословское красноречие: проповедь.
Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала, подготовка плана речи.
Выбор темы. Определение названия. Определение цели и замысла. Направленность цели на повышение квалификации и на изменение убеждений, мнений, ценностных ориентаций и установок аудитории. Информирование как способ сообщения с аудиторией. Убеждение и внушение. Общие и конкретные цели. Источники информации: общественно-политическая литература, справочники и энциклопедии, художественная литература, средства массовой информации, местный материал, личные контакты. Предварительный просмотр литературы, углубленное чтение. Ведение записей и комментариев. Комбинирование собранного материала и собственных идей. Группировка и перегруппировка материала: вступление, изложение главных положений, развитие темы и заключение. Ориентация плана на конкретную аудиторию. Четкая формулировка разделов и частей. Выделение основных вопросов. Логическая связь между разделами выступления.
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Вступление как введение в тему, как средство установления контакта с аудиторией. Способы установления контакта с аудиторией: обращение, привлекающий внимание факт, апелляция к событию, времени, месту, апелляция к средствам массовой информации, постановка проблемного вопроса. Определение размера вступления. Функция заключительной части. Заключение и его виды. Краткое повторение основных положений или выводов выступления. Обобщение сказанного в речи. Постановка задач. Пожелания. Выражение перспектив. Призыв или лозунг. Соответствие концовки стилю речи.
Тема 6. Характерные черты устной речи.
Выразительность, импровизационный характер, непосредственное общение, своеобразное, словесное оформление устной речи. Высокая культура устной речи: общедоступность, логическая стройность и богатство, литературное произношение, грамматическая правильность, стилистическая точность, образность и выразительность, правильное внешнее оформление. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение (размышление).
Тема 7. Доказательство в устном выступлении.
Структура доказательства (тезис, аргумент, демонстрация). Опора на факты, законы науки, аксиомы. Требования к тезису и аргументам. Распространенные логические ошибки, их преодоление. Прямое и косвенное доказательство.
Тема 8. Работа над главной частью. Методы изложения материала.
Методы логической организации материала. Дедукция. Индукция. Аналогия. Метод контраста. Концентрический метод. Ступенчатый метод. Исторический и пространственный методы изложения материала.
Тема 9. Риторические выразительные средства.
Фразеологические единицы. Пословицы и поговорки. Афоризмы. Сравнения. Метафоры. Олицетворения. Эпитеты. Гиперболы. Литоты. Синонимы. Омонимы. Антонимы.
Тема 10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.
Особенности отбора топов и их сочетаний. Смысловые модели: «определение», «целое-части», «свойства», «сопоставление», «причина и следствие», «обстоятельства», «пример и свидетельства», «имя». Расположение в речи смысловых моделей. Риторические фигуры соотношения значений слов: антитеза и градация. Риторически фигуры для облегчения слушания, понимания и запоминания речи: повтор, единоначалие, параллелизм и период. Риторические фигуры для активизации внимания аудитории: риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос и др.
Тема 11. Основные правила искусства выразительного слова.
Произношение и интонационная подвижность. Наиболее распространенные недостатки звучащей речи. Правила пользования голосом. Логические центры текста. Ударные и неударные слова. Объем звучащих слов. Паузы в тексте. Характер произнесения текста. Темпо-ритм. Звуковысотные изменения. Уровень громкости. Тембр.
2 семестр.
Тема 14. Слушание как важнейшее средство общения.
Стиль слушания. Рефлексное и нерефлексное слушание. Виды рефлексивных ответов. Причины, препятствующие внимательно выслушивать собеседников. Дурные привычки, затрудняющие установление контакта при разговоре. Правила активного слушания.
Тема 15. Жесты в устном выступлении.
Жесты как средство передачи мысли. Виды жестов. Правила использования жестов.
Тема 16. Наглядные и технические средства в речи.
Виды наглядных средств. Виды технических средств. Правила использования наглядных и технических средств.
Тема 17. Дискуссия и ее особенности.
Дискуссия как разновидность спора, как одна из важнейших форм коммуникации и своеобразный способ познания. Цель дискуссии. Средства, применяемые в дискуссии. Отличие дискуссии от полемики.
Тема 18. Опровержение в устном выступлении.
Опровержение как логический прием доказательства неистинности тезиса. Способы опровержения: опровержение ложного тезиса фактами, критика аргументов, использование против оппонента его же слов, принципов и доводов, удар по системе доказательств, сведение к абсурду, апелляция к чувству юмора аудитории.
Тема 19. Риторические методы аргументации.
Метод фундаментальный, метод сравнения, метод да..., но; метод видимой поддержки и др.
Темы 20. Диспут: его подготовка и проведение
Диспут как форма диалога в споре. Тема и ее формулировка. Цели диспута. Роль ведущего.
Тема 21. Особенности ведения деловой беседы.
Деловая беседа как форма делового общения между партнерами. Цель деловой беседы. Система подготовки к деловой беседе. Структура деловой беседы. Аргументирование и контраргументирование в деловой беседе. Подведение итогов деловой беседы. Практические рекомендации по проведению деловых бесед.