ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
Основы методологии науки для студентов
# 11, ноябрь 2008
автор: Битюков П. .
Все исследуй. Давай разуму первое место.
Пифагор
Сильный ум, преследующий практические цели, – лучший ум на земле.
И.Гёте
Автор выражает благодарность ректору Московской финансово-промышленной академии, профессору, д.э.н. Ю.Б.Рубину, инициировавшему написание данной работы; заведующему кафедрой Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, профессору, д.т.н. И.П. Норенкову и доценту, к.т.н. М.В. Покровской, высказавшим ряд полезных замечаний. Автор выражает признательность к.э.н. Ю.В.Нефедову за оказанную помощь в подборе материалов, использовавшихся в работе над статьей.
ПОНЯТИЯ И ЦЕЛИ НАУКИ, НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Что такое наука?
Для начала приведем две цитаты:
«Наука - это та сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, в которую науки - по мере своего развития - проникают все более глубоко и широко» (Кохановский В.П.)1.
«Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность» (Эйнштейн А.)2.
Таким образом, если Вы решите заниматься научной деятельностью, то одной из главных задач для Вас должно быть осмысление существующих знаний и выработка новых. Не следует думать, что наука - это что-то очень отвлеченное. К примеру, задача достижения конвертации рубля и превращение его в одну из мировых валют не может быть выполнена без соответствующего изучения мирового опыта и научного обоснования шагов государства в этом направлении.
Зачем заниматься наукой?
Основные стимулы и мотивы, побуждающие человека заняться научно-исследовательской деятельностью, можно условно отнести к одной из двух групп: моральные и материальные.
Под моральными стимулами и мотивами подразумевается удовлетворение человека от своей творческой деятельности - открытие доселе неизвестного; участие в научной жизни, дискуссиях, посвященных актуальным вопросам науки и практики; возможность получения признания в научном сообществе и в обществе, в целом. К примеру, те из вас, кто занимался программированием, вряд ли забудут то чувство, которое возникало у вас, когда программа, созданная и доведенная вами, начинала работать. Вы как бы совершили небольшое открытие, но в науке таких и гораздо более серьезных открытий значительно больше.
А какими могут быть материальные стимулы в современной российской науке?
Материальные стимулы и мотивы играют тоже далеко не последнюю роль при принятии решения посвятить себя научной деятельности. Исследователь вправе рассчитывать на получение солидной финансовой поддержки, которая позволит ему быть свободным от житейских неудобств и рутины и углубленно заниматься своей основной - научной деятельностью. К примеру, ряд российских и зарубежных фондов осуществляют программы финансирования российских и совместных научно-исследовательских программ на сумму от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов каждая, а также предоставляют стипендии и гранты для студентов и аспирантов на проведение их исследовательских проектов.
Российская академия наук ежегодно присуждает за лучшие научные работы 19 медалей с премиями в размере 50000 рублей каждая молодым ученым РАН, других учреждений, организаций России и 19 медалей с премиями в размере 25000 рублей каждая студентам высших учебных заведений России.3
Какие еще перспективы есть у молодых исследователей?
Перед молодыми учеными открывается возможность получить дополнительное образование в престижных иностранных вузах. Например, Британский Совет ежегодно представляет на конкурсной основе стипендии лицам с высшим образованием на учебу в магистратуре и аспирантуре в Великобритании, в частности, в Кембриджском университете.
С какими целями могут проводиться научные исследования?
«Нет сомнения в том, что любая научная работа, за исключением работы, совершенно не требующей вмешательства разума, исходит из твердого убеждения (сродни религиозному чувству) в рациональности и познаваемости мира».4
Как правило, научные исследования проводятся с целью изучения того или иного явления с тем, чтобы новое знание помогло понять это явление и выработать свое отношение к нему. К примеру, вступление России в ВТО: какие могут быть последствия от этого шага для той или иной отрасли российской промышленности? Как этот процесс может отразиться на потреблении того или иного товара населением России?
Как сочетается научная деятельность и учеба в институте?
Участие в научных исследованиях в период учебы в институте позволит сделать этот процесс интереснее, живее и понятнее, так как речь будет уже идти не о каких-то узко теоретических вопросах и проблемах или о случаях из практики прошлого, а об актуальных вопросах науки и практики, которые еще только требуют своего решения. Это открывает больший простор для творческой фантазии и, кроме того, даст возможность получить ценный опыт практического решения сложных вопросов.
Какой опыт может быть получен во время исследования?
В результате занятия исследовательской деятельностью в коллективе Вы приобретете важный практический опыт совместной работы людей с различными взглядами с целью выработки единого решения. В частности, в ходе такой работы могут проводиться эксперименты по использованию различных методов руководства коллективом. Например, единая группа исследователей подразделяется на несколько подгрупп, в каждой из которых выбирается свой руководитель, использующий определенный стиль руководства (авторитарный, демократический или смешанный). Участники смогут сами испытать преимущества и недостатки каждого из вариантов. Такой опыт, безусловно, будет полезен в Вашей будущей работе.
Одной из особенностей исследовательских проектов для студентов является возможность их участия в научных проектах совместно с профессиональными учеными и практиками. Живое общение с ними может принести большую пользу, чем даже самый замечательный учебник, который, к тому же, может просто устареть.
Где может пригодиться полученный опыт?
Студенты, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, могут принять участие в российских и международных научно-практических конференциях, таким образом, создавая себе имя в научных и деловых кругах. Исследовательский опыт может оказаться серьезным подспорьем в дальнейшей научной карьере, например, при поступлении в аспирантуру, а также может стать хорошей основой для написания серьезных научных работ в будущем.
Какими качествами должен обладать исследователь?
Исследователь, в особенности молодой, должен обладать трудолюбием и силой воли, чтобы суметь заставить себя пройти весь путь до конца. В то же время уместно вспомнить высказывание А. Эйнштейна:
«…Развитие науки и творческая деятельность разума в целом требуют еще одной разновидности свободы, которую можно было бы охарактеризовать как внутреннюю свободу. Это - свобода разума, заключающаяся в независимости мышления от ограничений, налагаемых авторитетами и социальными предрассудками, а также от шаблонных рассуждений и привычек вообще. Подобная внутренняя свобода - редкий дар природы и весьма желанная цель для каждого индивидуума».5
Следует запомнить:
Одной из главных задач при занятии научной деятельностью является осмысление существующих знаний и выработка новых.
Человек, занимающийся научно-исследовательской деятельностью, может получать как моральное, так и материальное удовлетворение от своей работы.
Научная деятельность в студенческие годы может очень удачно дополнить традиционный учебный процесс.
ЧТО НАДО ИССЛЕДОВАТЬ: АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ, НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ
Как выбрать тему исследования?
Очень важным моментом является правильный выбор темы исследования, от которого во многом зависит успех всего дела. Тему нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться именно Вашим способностям, знаниям, интересам. Для того, чтобы конкретно определить область научных исследований, в которой Вы будете работать, Вам следует проанализировать имеющийся у Вас «задел» по наиболее близким для Вас темам и наличие собственных творческих идей. Разумеется, что чем больше Вы занимались той или иной темой, чем больше Вы имеете по ней публикаций, выступлений с научными сообщениями на различных конференциях и семинарах, чем больше у Вас оригинальных идей, связанных с данной темой, тем лучше и многограннее получится Ваша работа.
Материал для работы может черпаться из самых разных источников: монографий, научных журналов, в том числе иностранных, а также из сети Интернет. Предпочтение следует отдавать самым свежим и авторитетным источникам.
Исследование может быть посвящено предложению нового подхода или метода решения актуальной задачи, необычному аспекту рассмотрения известной задачи и т.д.
Тема научной работы должна быть очень конкретной, сосредоточенной на особенностях какого-либо процесса или явления, их влиянии одного на другое, сравнении и т. п.
Например:
Как есть |
Как лучше |
Влияние мировой конъюнктуры на темпы экономического роста в России |
Влияние изменений мировых цен на нефть на темпы экономического роста в России |
Кто и что может помочь в выборе темы?
Не пугайтесь, если Вы не можете сразу выбрать и сформулировать тему исследовательской работы, это абсолютно естественно, когда у человека при небольшом опыте научной работы недостает перспективы видения, чувства актуальности, а также умения кратко и терминологически правильно выразить то, что он смутно чувствует и понимает. Помощь в выборе Вашей темы может оказать научный руководитель проекта. Кроме того, может быть полезно обратить внимание на смежные области знания: иногда на стыке двух научных дисциплин, например, экономики и социологии, экономики и математики, можно найти такие темы, которые как бы забыты и той и другой отраслями науки, но имеют определенные исследовательские перспективы.
Что еще может помочь в исследовательской работе?
Большое значение может иметь знание иностранных языков. Если Вы достаточно свободно читаете научную литературу или можете воспользоваться материалами, имеющимися в сети Интернет на иностранном языке, то Вы всегда можете почерпнуть там немало полезной информации, которая станет серьезным подспорьем в Вашей работе. Кроме того, ссылки на еще непереведенные иностранные источники по Вашей теме послужат украшением работы.
Какой должна быть направленность работы: научной или практической?
Среди исследователей можно условно выделить два типа людей. Одни – практики, для которых научная работа является лишь средством решения практических задач по своей специальности и позволяет им глубже узнать какую-то узловую проблему своей повседневной деятельности, чтобы потом успешнее работать в этой сфере. Другая группа – теоретики, для которых данное исследование – это лишь этап длительного творческого пути, на котором их ждут и кандидатская, и докторская диссертации, и монографии и т.п. Для них выбор темы исследования должен стать стратегическим выбором направления научных поисков на многие годы. Поэтому, выбирая тему исследования, задумайтесь над тем, к какой группе Вы себя относите. От этого будут зависеть требования, которые Вы должны предъявить к своей работе: будет ли это узкоспециальная тема с большим выходом в практику или чисто научная, но очень перспективная и плодотворная теоретически.
Вы выбрали тему исследования, а что дальше?
После выбора темы начинается следующий этап Вашей работы: выбранную тему нужно проанализировать и зафиксировать в четких формулировках. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вы должны определить актуальность темы, научную новизну Ваших положений, их практическую и теоретическую значимость.
Применительно к научной работе, научная новизна – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом.
В науке понятие «впервые» означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания.
Требование новизны вовсе не означает, что вся Ваша работа от начала и до конца должна состоять из никем доселе не сформулированных положений, небывалых понятий, которых не было в научном обороте, и т.д. Применительно к исследовательской работе новизна может сводиться к так называемому «элементу новизны». Таким элементом может быть, например, введение в научный оборот отдельных новых понятий, использование новых методологических подходов к данной теме, использование в Вашей работе данных смежных наук, а также практическая часть работы, если она имеется, – самостоятельно проведенный эксперимент, социологическое исследование и т.п.