ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 4377
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Наука как процесс познания и совершенствование практики
1.2. Специфика педагогики как науки.
1.3. Критерии научности знания
1.4. Классификации научного знания
1.5. Формы организации научного знания
1.6. Принципы научного познания
Сравнительная характеристика двух эпох развития науки (по в.В. Ильину)
2. Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин
2.1. Педагогика и психология как сфера человеческой деятельности.
2.4. Категориальный аппарат науки.
2.5. Закономерности как предмет научного исследования.
2.6. Назначение психолого-педагогических наук
3. Соотношение теории и практики образования
3.1 Влияние науки на практику образования.
3.2. Знания как способ связи науки и практики.
3.3. Разрыв между теорией и практикой образования.
Тема 2. Психолого-педагогические исследования
1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования
1.1. Современная стратегия обновления и развития образования
1.2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании
1.3. Природа и функции образовательных инноваций
1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
1.5. Источники и условия исследовательского поиска
3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский.
5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника.
2. Научное исследование в образовании
2.1. Уровни научного исследования в образовании.
2.2 Принципы научного исследования.
2.3. Основные характеристики научного исследования.
2.4.Субъектность в научной деятельности.
2.5. Виды научных исследований в образовании
2.6. Выбор научной специальности.
3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования
3.1. Опыт и эксперимент в исследовательской работе.
3.2. Экспериментальная работа образовательного учреждения.
3.3. Исследования в образовательных учреждениях.
3.3. Специфика изучения различных аспектов образования
1. Дидактические исследования.
3.4. Исследования в системе непрерывного образования.
Тема 3. Понятие о методологии педагогической науки
1. Понятие «методология образования»
2. Философский уровень методологии образования
3. Общенаучный уровень методологии образования
4. Конкретно-научный уровень методологии образования.
Тема 4. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования
10. Критерии качества педагогического исследования
11. Система научных понятий и образовательная концепция
Тема 5. Методологическая, этическая и правовая культура исследователя
1. Методологическая культура исследователя
2. Этические нормы в исследовательской деятельности.
3. Правовые ограничения в исследовательской деятельности.
4. Стереотипы в исследовательской деятельности.
Тема 6. Организация исследования.
1.1. Принципы и правила исследования
1.2. Содержательные аспекты исследования.
2. Логика психолого-педагогического исследования
3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании
3.2. Роль моделирования в исследовании.
3.3. Система моделей в психолого-педагогическом исследовании.
1) Выявить внешние условия, существенно влияющие на процесс становления феномена,
2) Выделить из их числа педагогически управляемые условия.
4. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании
4.1. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.
5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования
Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.
2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.
3. Классификация методов исследования.
4. Теоретические методы исследования
1) Интерпретация как метод психолого-педагогического исследования.
5) Другие методы теоретического исследования.
Тема 8. Эмпирические методы исследования
1. Требования к эмпирическим методам.
3.2. Интервью в системе диагностики.
5. Социометрические методы исследования.
7. Тесты в психолого-педагогической диагностике
2) Типы тестов в психолого-педагогической диагностике.
8. Контрольные работы в диагностике.
Тема 1. Наука как процесс познания и совершенствование практики
1. Общие понятия о науке
Среди многих людей, далеких от научной деятельности, в том числе и среди работников образования зачастую бытует два противоположных широко распространенных заблуждения. С одной стороны, в представлениях многих наука —— это нечто таинственное, загадочное, доступное лишь кучке избранных. С другой стороны, наблюдается и совершенно пренебрежительное отношение к науке и ученым как к неким «книжным червям», которые «копаются там в чем-то ненужном», а мы мол, практики «делаем нужное дело».
Обе эти точки зрения совершенно неправильны. Наука — это такая же область профессиональной человеческой деятельности, как и любая другая — педагогическая, индустриальная и т.п. Единственное специфическое качество науки заключается в том, что если в других отраслях человеческой деятельности используются знания, получаемые наукой, то наука —— это та область деятельности, где основной целью является получение самого научного знания.
Наука и определяется в широком смысле как сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
В узком смысле термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания: наука «физика», наука «химия», «психо-логия», «педагогика» и т.д.
Наука как феномен —— явление чрезвычайно многоаспектное. В любом случае, говоря о науке, необходимо иметь в виду как минимум три ее основных аспекта, в каждом конкретном случае четко различая, о чем идет речь:
—— наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений и структур научного обслуживания);
—— наука как результат (научные знания);
—— наука как процесс (научная деятельность).
1.1. Наука как результат
В этом смысле наука определяется как система достоверных знаний о природе, человеке и обществе. В данном случае важно подчеркнуть в этом определении два существенных признака:
1. Наука как система знаний —— в этом смысле наука должна рассматриваться как взаимосвязанная совокупность знаний по всем известным на сегодняшний день человечеству вопросам и отвечающая требованиям полноты и непротиворечивости.
2. Речь идет только о достоверных знаниях —— в отличие от обыденных, житейских знаний и представлений каждого человека. Классическим примером различия между обыденным и достоверным научным знанием является взгляд на лук. В представлении подавляющего большинства людей лук —— это корнеплод, такой же как морковь, свекла и т.д. С точки зрения биологической же науки —— лук —— это разновидность растительной почки.
Научные знания —— это специфическая форма отражения действительности в сознании людей в числе еще трех таких же специфических форм: искусства, религии, философии. Наука по отношению к последним выступает в связках: наука——искусство (наука оперирует понятиями, искусство – образами); наука ——религия (наука оперирует знаниями, религия — верой). При этом одно не исключает другое. Например, величайший физик Альберт Эйнштейн был глубоко верующим человеком. Наука —— философия (наука оперирует знаниями, философия – общими взглядами на мир, в то же время опираясь на научные знания и являясь одновременно и частью отраслью самой науки).
1.2. Специфика педагогики как науки.
Можно отметить следующую специфику педагогики как отрасли научного знания:
1. Непосредственно связана со всеми науками. В первую очередь —— через содержание образования, поскольку, в частности, профессиональная педагогика связана с подготовкой специалистов по всем отраслям науки и по всем видам профессиональной деятельности.
2. Строится на использовании достижений почти всех наук, в первую очередь, философии, психологии, физиологии, кибернетики, социологии.
3. Отличается чрезвычайной сложностью объекта исследования, который, пожалуй, наиболее сложен по отношению к объектам всех других наук, поскольку подвержен влиянию огромного количества самых разнообразных факторов: педагог пришел на занятие сегодня в хорошем настроении, завтра в плохом; у учащегося Иванова болит голова; Сидоров влюбился; у Петрова низкая парта и т.п.
4. Пользуется обыденным, общежитейским языком. Даже основные категории педагогики, такие как «образование», «воспитание», «развитие» и т.д. толкуются разноречиво. Более того, многие понятия педагогики в русском языке несопоставимы (непереводимы по объему содержания) с понятиями педагогики в других языках — английском, немецком и т.д.
5. Педагогика в некотором смысле является наукой о будущем, поскольку образовательный процесс сегодня строится исходя из воззрений общества на обучение и воспитание в современных условиях, а учащимся предстоит учиться только в школе в течение 11 лет, затем в каком- либо учреждении профессионального образования от 1 до 5 лет и еще необходимо лет десять после окончания обучения, чтобы бывший ученик, студент состоялся как личность и профессионал. Но за все это время существенно изменятся политические, социальные и экономические условия жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.
6. Специфика реализации результатов педагогической науки в образовательной практике. Реализация достижений педагогики в практике обучения и воспитания в значительной мере опосредуется личностью каждого педагога, его взглядами, стремлениями, профессионализмом. Если в области материального производства можно всегда, следуя рекомендациям науки получить заведомо запланированный результат, то педагогика, также как и, например, медицина —— это одновременно и наука, и в тоже время искусство.
1.3. Критерии научности знания
Существенным для любой науки, любого научного исследования является вопрос о критериях научности знания — по каким признакам выделяются научные знания из всей сферы знаний, включающей и ненаучные формы знания. Разные авторы определяют разные критерии.
Здесь мы приводим минимальный набор признаков научного знания, выделяемый В.В. Ильиным и А.Т. Калинкиным [62]: истинность, интерсубъективность и системность.
Истинность знания. Под истинностью знания понимается соответствие его познаваемому предмету — всякое знание должно быть знанием предметным, т.к. не может быть знания «ни о чем». Однако истинность свойственна не только научному знанию. Она может быть свойственна и донаучным, практически-обыденным знаниям, мнениям, догадкам и т.п. В гносеологии различаются понятия «истина» и «знание». Понятие «истина» подразумевает соответствие знания действительности, достоверность его содержания безотносительно к познающему субъекту и существующего независимо от него в силу своей объективности. Понятие «знание» выражает форму признания истины, предполагающую наличие тех или иных оснований, в зависимости от достаточности которых имеются раз-личные формы признания истины: либо мнение, либо вера, либо практически-обыденное знание, либо научное знание.
Для научного знания свойственно то, что не просто сообщается об истинности того или иного содержания, но приводятся основания, по которым это содержание истинно (например, результаты эксперимента, доказательство теоремы, логический вывод и т.д.). Поэтому в качестве признака, характеризующего истинность научного знания, указывают на требование его достаточной обоснованности. В отличие от недостаточной обоснованности истинности других модификаций знаний. Поэтому принцип достаточного основания (в логике он называется «законом достаточного основания») является фундаментом всякой науки: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Его формулировка принадлежит Г. Лейбницу: «Все существующее имеет достаточное основание для своего существования».
Интерсубъективность. Данный признак выражает свойство общезначимости, общеобязательности для всех людей, всеобщности научного знания. В отличие, например, от индивидуального мнения, характеризующегося необщезначимостью, индивидуальностью. В этом случае между истиной научного знания и истинами других его модификаций проводится следующее разграничение. Истины практически-обыденного знания, истины веры и т.п. остаются «персональными», так как относятся к таким формам знания, которые предполагают признание истины по недостаточным на то основаниям. Что же касается истин научного знания, то они универсальны, «безличны» и принадлежат к формам знания, базирующимся на признании истины по объективно достаточным основаниям. Признак интерсубъективности конкретизируется требованием воспроизводимости научного знания, т.е. одинаковостью результатов, получаемых каждым исследователем при изучении одного и того же объекта в одних и тех же условиях. Напротив, если знание не является инвариантным для всякого познающего субъекта, оно не может претендовать на научность, так как оно не обладает воспроизводимостью.
Системность. Системность характеризует различные формы знания. Она связана с организованностью и научного, и художественного, и обыденного знания. Системная организованность научного знания обусловлена его особенностью: такой обоснованностью, что порождает несомненность в истинности его содержания, ибо имеет строгую индуктивно-дедуктивную структуру, свойство знания рассудочного, полученного в результате связного рассуждения на основе имеющихся опытных данных.
Таким образом, как уже говорилось, специфика научного знания выражается тремя признаками: истинности, интерсубъективности и системности. Каждый признак в отдельности не формирует науку: истину включает и не наука; интерсубъективным может быть и «всеобщее заблуждение»; признак системности, реализованный обособленно от других, обусловливает лишь «наукообразность», видимость обоснованности и т.д. И только одновременная реализация этих признаков в том или ином результате познания в полной мере определяет научность знания.
Соответственно, к любому научно-педагогическому исследованию предъявляются эти указанные требования научности.