ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
Исследование может быть посвящено более детальной проработке известного явления или процесса с использованием всего арсенала научных методов исследования и должно привести к получению интересных научных результатов.
На что следует обратить внимание при оформлении результатов исследования?
Очень важно помнить, что все предложенные новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены. Оценка результатов работы должна быть качественной и количественной. Сравнение с известными решениями следует проводить по всем аспектам, в том числе по эффективности. Полезно указать на возможность обобщений, дальнейшего развития методов и идей, а также возможность использования результатов исследования в смежных областях.
Вполне вероятно, что новая проблема, решаемая в ходе исследования, новизна подхода к ее решению, оригинальные пути достижения результата, новый метод исследования представляют интерес не только для отдельной отрасли знания, но и для науки в целом.
Каким образом могут быть обоснованы результаты исследования?
Если научное исследование имеет прикладной характер, то очень важно привести данные, подтверждающие возможность практического использования полученных научных результатов, а в исследовании, имеющем теоретическое значение, следует уделить особое внимание рекомендациям по дальнейшему использованию научных выводов.
Результаты теоретического исследования находят свое выражение в таких формах, как гипотеза, теория, теоретическое исследование и построение теории изучаемого объекта. Важнейшим моментом является построение гипотезы как научного предположения, допущения, истинное значение которого не определено. Гипотеза является одним из методов научного исследования, который заключается в выдвижении вероятностного предположения.
Как процесс мысли или методический прием – гипотеза состоит из двух этапов: выдвижение предположения и его подтверждение (или опровержение). Основанием для первого этапа служат материалы обзора литературы по теме. Описание этого участка и необходимого научного поиска, гарантирующего достижение цели, составляет сущность гипотезы. Это связано с использованием таких логических и познавательных средств, как индукция, аналогия и сравнение. Подтверждение гипотезы представляет собой процесс дедуктивного развития гипотезы, то есть такую процедуру, когда на основе выдвинутых предположений оцениваются общие черты решения поставленной проблемы. Для этого сопоставляют логические следствия из гипотезы с известными данными из смежных областей науки и техники. Основой теоретического исследования служит разработка теории предмета исследования, превращение гипотезы в теорию.
Далее следует экспериментальная и теоретическая проверка, которая либо подтверждает гипотезу, и она становится фактом, теорией, концепцией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза. Возможно построение теоретического раздела исследования на основе некоторой базовой гипотезы, которая всесторонне обосновывается путем логического доказательства, апелляцией к авторитетам, обращением к практике и истории вопроса. Очень важно помнить, что для подтверждения гипотезы требуется согласование с большим числом эмпирических фактов, а для опровержения достаточно одного факта несогласованности с опытом.
Что такое теория?
«Теория – учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы».7
Теорией признается система знаний, если она удовлетворяет признакам предметности, адекватности как возможности описывать любые ситуации, верифицируемости (проверяемости) или фальсифицируемости (опровергаемости), истинности и достоверности. В структуре научной теории выделяют следующие основные уровни: эмпирическая основа, новые запросы практики, идеализированный объект исследования, теоретическая модель, методология, методики доказательств, массив теоретических знаний, образующий новые положения об изучаемом объекте. При этом доля составляющих зависит от множества факторов и не регламентируется. Важно приблизиться к достижению поставленной цели исследования.8
Каким критериям должна удовлетворять научная теория?
А. Эйнштейн считал, что любая научная теория должна отвечать следующим критериям:
а) не противоречить данным опыта, фактам;
б) быть проверяемой на имеющемся опытном материале;
в) отличаться «естественностью», т. е. «логической простотой» предпосылок (основных понятий и основных соотношений между ними);
г) содержать наиболее определенные утверждения: это означает, что из двух теорий с одинаково «простыми» основными положениями следует предпочесть ту, которая сильнее ограничивает возможные априорные качества систем;
д) не являться логически произвольно выбранной среди приблизительно равноценных и аналогично построенных теорий (в таком случае она представляется наиболее ценной);
е) отличаться изяществом и красотой, гармоничностью;
ж) характеризоваться многообразием предметов, которые она связывает в целостную систему абстракций;
з) иметь широкую область своего применения с учетом того, что в рамках применимости ее основных понятий она никогда не будет опровергнута;
и) указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем.9
Каким образом может быть построена новая теория?
Одним из самых распространенных и универсальных способов построения новой теории является моделирование процесса или явления на базе известных моделей, но имеющее новые существенные отличия, достигнутые за счет снятых допущений, новых использованных эффектов, новых подходов к решению. Благодаря новому обобщению находится то, что их объединяет: содержательное и сущностное, а не поверхностное и случайное. Способы теоретических обобщений многообразны: оригинальная классификация объекта и предмета исследований по различным основаниям, установление новой иерархии признаков, свойств, отношений объектов изучения; новое представление и сравнение количественных оценок. Уже само обобщение как способ фактического материала включает момент нового упорядочения. Любая теория общего или частного характера по-новому систематизирует и упорядочивает материал, устанавливает соотношения между понятиями, выделяет главное и второстепенное.
В чем может выразиться новизна результатов исследования?
Научная новизна результатов исследования может заключаться, например, во введении в научный оборот нового цифрового и фактического материала, полученного в результате проведения эксперимента или опроса. Кроме того, новой может оказаться детализация известного процесса, явления. Подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям. Таким образом, элементы новизны исследования могут заключаться в самых простых формах: впервые поставленная задача или новая постановка известной задачи; новый метод или новое применение известного метода; новые результаты, критерии оценки, конкретные зависимости; усовершенствование имеющихся или разработка новых методик; разработка математических моделей процессов; разработка нового инструментария; создание на основе известных положений нового обобщения с разработками прикладного характера.
Следует запомнить:
Результаты исследования должны содержать научную новизну (новые данные, новые задачи или оригинальные решения, новые методики, теории и т.д.).
Все предложенные новые решения задач должны быть строго аргументированы и критически оценены.
Новая теория может быть разработана на базе известных моделей процессов или явлений, но обязательно должна иметь новые существенные отличия, достигнутые за счет снятых допущений, использования новых эффектов и подходов к решению.
1 Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону.: “Феникс”, 1999. с.3.
2 Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Том 4 - М.: Наука, 1967 - 600 с.
3 http://www.ras.ru/about/awards/awardregulations2.aspx
4 Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Том 4 - М.: Наука, 1967 - 600с.
5 Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Том 4 - М.: Наука, 1967 - 600с.
6 Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1999. с.135-136.
7 Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. - М.: «Ось-89», 1998. с.142.
8 Ярская В.Н. Методология диссертационного исследования. В 2 частях. // Поволжский межрегиональный учебный центр
9 Эйнштейн А. Физика и реальность. С.139-143, 204.