Файл: основы методологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует запомнить:

Выбирать тему исследования следует с учетом Ваших знаний, опыта и интереса.

Помощь в выборе темы может оказать научный руководитель проекта.

Тема исследования должна быть конкретной, а решаемая задача – актуальной.

ГИПОТЕЗЫ И ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Как следует себя настраивать?

Успех исследования во многом определяется психологическим фактором. Серьезное научное исследование – длительный процесс, который может занять несколько лет. В этой связи важно с самого начала настроить себя на терпеливое преодоление неизбежных трудностей, правильно распределить силы на начальном и последующих этапах работы, выработать ее оптимальный ритм и режим, не бояться изменить свою тактику, если эти изменения способствуют успешному достижению цели.

В то же время студенческие исследования имеют свою специфику, в частности, они, как правило, длятся один-два семестра, что позволяет студентам получить ценный опыт без серьезного перенапряжения.

Зачем нужен план исследований и как его готовить?

Подготовка плана исследования может облегчить Вам дальнейшую исследовательскую работу, так как в ходе его подготовки Вы сможете лучше уяснить для себя содержание и объем Вашей будущей работы.

Подготовка плана – дело индивидуальное: Вы можете продумывать его в уме или записывать пункты плана в рабочую тетрадь или записную книжку. Главное, чтобы в итоге Вы смогли формализовать Ваш рабочий план. Разумеется, нельзя заранее предусмотреть все нюансы, новые идеи или сложности, которые могут возникнуть в процессе исследований, поэтому не следует относиться к плану как к чему-то неизменному. Неизменной является лишь основная цель исследования – изучить, описать, объяснить то или иное явление, предложить новый метод решения актуальной задачи и т.п., то есть то, ради чего и начиналось данное научное исследование.

В начале работы над планом полезно подготовить несколько вариантов рабочего плана, а затем выработать на их основе один – оптимальный, с Вашей точки зрения. Непременным условием создания рабочего плана является логическая связь между последовательными разделами.

Какой последовательности разделов плана следует придерживаться?

Очень важной является логическая последовательность пунктов плана. Этапы исследования должны следовать друг за другом таким образом, чтобы каждый предыдущий этап соответствующим образом подводил Вас к последующему. Нарушение логической последовательности плана Вашей деятельности может серьезно затруднить Вашу работу и даже сделать ее невыполнимой. В то же время план должен позволять вносить в него различные тактические изменения в ходе исследования при сохранении его основной стратегии. Как уже было сказано, стратегическая цель исследования должна быть неизменной и четкой на протяжении всего исследования, доминируя над его ходом, и все Ваши тактические приемы, исследовательские методы и средства должны содействовать ее достижению.


Общая схема исследовательского процесса представлена на Рис. 1.

Рис. 1. Общая схема исследовательского процесса

Что такое проблема исследования?

Проблема исследования и его тема – это не одно и то же. Проблема как бы задает ракурс рассмотрения темы и является основной, стержневой для всей работы. В связи с этим нужно четко, ясно, корректно определить проблему. Она может быть сформулирована в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п. Проблема – это, своего рода, граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы.

Правильная формулировка проблемы научного исследования является залогом успеха всей Вашей работы. А для того, чтобы верно сформулировать проблему, необходимо понять, что в выбранной теме уже было разработано до Вас, что еще пока слабо разработано, а чего, вообще, никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы.

Поставленная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования. В свою очередь, цель определяет тактику исследования – последовательность конкретных шагов (исследовательских задач), посредством которых проблема может быть решена. Вариант решения проблемы, составляющий само содержание работы, первоначально формулируется в виде основной гипотезы исследования (Рис. 1). Это пробное решение, которое необходимо проверить и доказательно обосновать в ходе исследования.

Как лучше организовать поиск материалов?

Выработанный в начале исследований рабочий план облегчит Вам дальнейший целеустремленный поиск источников информации по выбранной теме и поможет достичь требуемого уровня осмысления материалов, которые Вы найдете в ходе поисков.

Очень полезным приемом работы с литературными источниками является составление картотеки научных источников по теме. Грамотно составленная картотека даже при беглом обзоре заголовков позволяет охватить проблему в целом.

Вам следует просмотреть все виды источников, связанных с темой Вашего исследования. В их число могут входить материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии, информация, размещенная в сети Интернет, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, диссертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, материалы зарубежных фирм. В этой связи Вам могут помочь информационные изданиями типа каталогов, которые включают в себя не только сведения о публикациях в печати, но и краткий обзор их содержания.


Кроме того, в работе могут оказаться полезными материалы Всероссийского научно-технического информационного центра (ВНТИ Центр), который осуществляет сбор, накопление и обработку информации по всем видам публикуемых исследовательских работ, проводимых в стране, и издает по ним информационные издания реферативного и сигнального типов.

В процессе поиска материалов по интересующей Вас теме следует широко использовать возможности информационно-поисковых систем, баз и банков данных. Полученная таким образом информация может оказаться полезной как сама по себе, так и послужить в качестве отправной точки для поиска дополнительной информации.

Как следует работать с литературой?

Работа с научной литературой является одним из основных подготовительных этапов в исследовательской работе. Не следует преждевременно пугаться, если вдруг окажется, что по Вашей теме имеется очень много литературы. При правильном методе ознакомления с источниками Вы быстро научитесь свободно ориентироваться в литературе по Вашей теме. В центре работы над научной литературой находится основная проблема исследования. Изучая источники, следует особое внимание уделить степени изученности проблемы, а полученная и накопленная из литературы информация поможет Вам при постановке проблемы.

В процессе работы с источниками полезно делать выписки, которые облегчат Вам дальнейшую работу. Как именно делать выписки, каждый должен решать сам, выбирая оптимальный способ на основании собственного опыта. Это могут быть конспекты, фрагменты работ, отдельные цитаты и т.п. Вы будете делать выписки для себя, поэтому при их составлении ориентируйтесь на собственные способности и память.

Что нужно выписывать?

Можно составлять подробные конспекты просмотренных работ, но такая работа потребует слишком много времени и сил, поэтому более рационально составлять карточки с информацией. В подобную карточку следует заносить систематизированную информацию, которая облегчит поиск нужных материалов в будущем.

Структура карточки может выглядеть так:

Тема

Раздел темы

Общий термин

Ключевой термин

Полное название работы с выходными данными, количеством страниц

Внутренняя нумерация

Библиотечный шифр, код, идентификатор

Информационные материалы по данной работе, соответствующие разделу темы, проясняющие общий и ключевой термины. Материалы могут даваться в форме описания или/и цитирования с точным воспроизведением текста и указанием соответствующей страницы

Общая характеристика структуры всей работы (основные разделы с номерами страниц)


Например:

Экономические информационные системы

Банковские информационные системы

Организация межбанковских взаимодействий

Система SWIFT

Дик В. В., Бебнева Е. В., Божко В. П., Голкина Г. Е., Лихачева Г. Н., Одинцов Б. Е., Хорошилов А. В., Шостак И. И. Информационные системы в экономике: Учебник / Под ред. проф. В. В. Дика. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 272 с.

1

 

Общество всемирных банковских коммуникаций – Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication (S.W.I.F.T.) (188)

Структура сети SWIFT-2 (191)

Категории, группы и типы сообщений в SWIFT (195)

Экономические информационные системы (7-23)

Особенности банковских информационных систем (125-141)

Внутрибанковское информационное обслуживание (141-168)

Телекоммуникационные взаимодействия коммерческого банка (169-172)

Электронное денежное обращение на основе пластиковых карточек (172-186)

Телекоммуникационные взаимодействия клиента и банка (186-188)

Организация международных межбанковских взаимодействий через систему SWIFT (188-204)

Постоянное пополнение подобной картотеки поможет Вам создать собственный банк данных.

С чего начать?

Работу с литературой лучше начинать с наиболее фундаментальных работ, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области, а затем двигаться дальше в направлении от общего к частному – от базисных положений к более конкретным. Но не забывайте, что Ваша задача состоит в том, чтобы не заимствовать материалы из авторитетных источников, а в том, чтобы, почерпнув из них все лучшее, осмыслить и переработать весь накопленный Вами материал, предложив собственное осмысление Вашей темы.

Помимо фундаментальных работ, следует уделить внимание научным статьям, публикуемым в периодических изданиях и размещенным в сети Интернет, делая при этом поправку на то, что они, как правило, более актуальны, но и более подвержены искажениям, вызванным политической и экономической конъюнктурой.

Что такое гипотеза?

После знакомства с научной литературой, связанной с проблемой исследования, ее постановка увязывается с научной гипотезой, которая должна предположить пути решения проблемы. Именно в виде гипотезы первоначально формулируется решение проблемы, которое и составляет главное содержание научной работы. С помощью выдвинутых в процессе работы гипотез и выявленных закономерностей обобщаются ранее известные и полученные в ходе исследования эмпирические данные.


«Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными».6

После того, как Вы сможете сформулировать цель исследования и научную гипотезу, они определят частные, сравнительно самостоятельные цели и задачи исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

Как уже говорилось, одно из главных требований к исследовательской работе – это ее новизна, а это означает, что она должна содержать решение новой научной задачи или новые разработки, расширяющие существующие границы знаний в данной отрасли науки. Гипотеза как раз и может обладать признаками новизны и оригинальности.

Следует запомнить:

Студенческие исследования, как правило, длятся один-два семестра, что позволяет получить ценный опыт без серьезного перенапряжения.

Для лучшего понимания содержания и объема будущей работы полезно заранее подготовить план исследования.

Работа с научной литературой является одним из основных подготовительных этапов в исследовательской работе.

Научная гипотеза должна предположить пути решения проблемы исследования, а ее достоверность проверяется в процессе исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Каковы могут быть результаты исследования?

Научными результатами исследования могут быть:

  • новые или усовершенствованные критерии оценки исследуемых процессов с учетом их показателей;

  • новые или усовершенствованные методики анализа, синтеза или расчета основных характеристик объекта;

  • разработка или применение математических моделей для комплексного исследования;

  • впервые поставленные и решенные задачи, проблемы, темы;

  • впервые примененные методы и технологии;

  • классические зарубежные и отечественные концепции, впервые привлекаемые для решения теоретических задач.