ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
Характерно, что по своему содержанию и наполнению досуговая практика, в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частности соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции многих исследователей как послереволюционного, так и более позднего советского времени основывались на том, что досуговая деятельность – это педагогически организованная свободная деятельность населения с целью развития, рекреации и удовлетворения своих культурных потребностей. Такое понимание позволило квалифицировать досуговую деятельность как педагогическое явление социальной жизни.
Взаимосвязь социального и культурного в досуговой практике определяется через соотношения: социальное – форма взаимодействия, культурное – результат взаимодействия. Социальное и культурное растворены друг в друге, поскольку в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей.
Педагогический процесс в сфере культурного досуга можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая – в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям.
Как учебный предмет педагогика досуга – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном развитии и использовании междисциплинарных связей с другими науками (социальная педагогика, психология, социология досуга, прикладная культурология, социально-культурная деятельность и др.) и адаптировании их к решению задач, возникающих в досуговой сфере. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений о процессе педагогической организации отдельных сторон досуговой деятельности.
Семинарское занятие №1 по теме «Педагогика досуга в теории и практике культурного развития личности».
Вопросы для обсуждения:
-
История развития досуговой деятельности.
-
Особенности и принципы просветительно-образовательной деятельности в условиях свободного времени.
-
Цель и задачи просветительно-образовательной деятельности.
-
Формы и методы просветительно-образовательной деятельности.
-
Раскрыть понятия: «досуг», «свободное время».
-
Роль досуга в духовной жизни общества.
-
Нравственно-эстетический потенциал досуга.
-
Функции и формы досуга.
-
Анализ теоретических, методических и прикладных выводов исследований досуговой деятельности.
-
Педагогика досуга: история, современные исследования, теория, технологии.
Семинарское занятие №2 Круглый стол на тему: «Научно-теоретический вклад Н.Ф. Максютина в теорию педагогики досуга».
Семинарское занятие №3 Тестовые задания по теме «Педагогика досуга в теории и практике культурного развития личности».
Список основной литературы:
-
Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга. – 2-е стер. изд. – Казань: Медицина, 2003. – 128 с.
-
Жарков
-
Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: учебное пособие [Текст]. – М.: МГУКИ, 2008. – 272с.
Список дополнительной литературы:
-
Ариарский М.А. Педагогическая культурология. Том 2. Социально-культурная деятельность и технологии ее организации. – СПб.: Концерт, 2012. – 448 с.
-
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.