Файл: Педагогика досуга. Лекция №1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характерно, что по своему содержанию и наполнению досуговая практика, в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частности соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции многих исследователей как послереволюционного, так и более позднего советского времени основывались на том, что досуговая деятельность – это педагогически организованная свободная деятельность населения с целью развития, рекреации и удовлетворения своих культурных потребностей. Такое понимание позволило квалифицировать досуговую деятельность как педагогическое явление социальной жизни.

Взаимосвязь социального и культурного в досуговой практике определяется через соотношения: социальное – форма взаимодействия, культурное – результат взаимодействия. Социальное и культурное растворены друг в друге, поскольку в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей.

Педагогический процесс в сфере культурного досуга можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая – в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям.

Как учебный предмет педагогика досуга – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном развитии и использовании междисциплинарных связей с другими науками (социальная педагогика, психология, социология досуга, прикладная культурология, социально-культурная деятельность и др.) и адаптировании их к решению задач, возникающих в досуговой сфере. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений о процессе педагогической организации отдельных сторон досуговой деятельности.

Семинарское занятие №1 по теме «Педагогика досуга в теории и практике культурного развития личности».

Вопросы для обсуждения:

  1. История развития досуговой деятельности.

  2. Особенности и принципы просветительно-образовательной деятельности в условиях свободного времени.

  3. Цель и задачи просветительно-образовательной деятельности.

  4. Формы и методы просветительно-образовательной деятельности.

  5. Раскрыть понятия: «досуг», «свободное время».

  6. Роль досуга в духовной жизни общества.

  7. Нравственно-эстетический потенциал досуга.

  8. Функции и формы досуга.

  9. Анализ теоретических, методических и прикладных выводов исследований досуговой деятельности.

  10. Педагогика досуга: история, современные исследования, теория, технологии.


Семинарское занятие №2 Круглый стол на тему: «Научно-теоретический вклад Н.Ф. Максютина в теорию педагогики досуга».

Семинарское занятие №3 Тестовые задания по теме «Педагогика досуга в теории и практике культурного развития личности».

Список основной литературы:

  1. Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга. – 2-е стер. изд. – Казань: Медицина, 2003. – 128 с.

  2. Жарков

  3. Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: учебное пособие [Текст]. – М.: МГУКИ, 2008. – 272с.

Список дополнительной литературы:

  1. Ариарский М.А. Педагогическая культурология. Том 2. Социально-культурная деятельность и технологии ее организации. – СПб.: Концерт, 2012. – 448 с.

  2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.