ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
Прекрасным популяризатором в области литературы, искусства и науки был выдающийся американский писатель Ирвин Стоун – автор романизированных биографий Ван Гога («Жажда жизни»), Дж. Лондона («Моряк в седле»), Микеланджело («Муки и радости»), Ч. Дарвина («Происхождение»). Не менее почетное место в ряду талантливых популяризаторов принадлежит французу Андре Моруа, который является создателем очень популярных во многих странах, включая и Россию, книг о таких выдающихся мастерах культуры, как Тургенев, Байрон, Бальзак, Шелли, Ж. Санд, Дюма-отец, Дюма-сын, Гюго. Эти книги, написанные прекрасным и доступным для массовой аудитории языком, помогли приобщить к литературе и истории литературы миллионы читателей в разных уголках мира.
Еще в самые первые годы после революции подключилось к популяризации научных знаний тогда совсем молодое российское радио. В 1928 году появился первый рабоче-крестьянский радиоуниверситет с общеобразовательным, сельскохозяйственным, кооперативным и педагогическим факультетами. В 1930 году он был преобразован в институт заочного обучения по радио (ИЗОР), который имел целый ряд филиалов в регионах. В середине 30-х годов XX века в системе центрального радиовещания начал работать специальный сектор самообразования. Содержанием его деятельности стала организация эпизодических и цикловых лекций по различным наукам и отраслям народного хозяйства. Активное участие в этой работе принимали такие видные ученые, как А.Н. Бах, СИ. Вавилов, Н.Д. Зелинский, А.Ф. Иоффе, И.В. Мичурин и др. В последующие годы очень большой популярностью среди радиослушателей пользовался Радиоуниверситет культуры, проводивший весьма интересные передачи общественно-гуманитарной направленности.
Говоря об истории просветительно-образовательной работе в нашей стране, нельзя обойти вниманием опыт приобщение к такой работе отечественного телевидения. Передачи подобного рода начались с мая 1955 года. В основном они были адресованы учащимся общеобразовательной школы и студентам очных и заочных отделений техникумов и вузов.
В 1965 году правительство приняло специальное постановление об организации систематического телевещания для учебных заведений, а также взрослых специалистов различных профилей. В том же году на Центральном телевидении была открыта специализированная программа, которую стали официально называть «Третья учебная программа». Начала свою работу главная редакция учебных и научно-популярных передач. В первой половине семидесятых годов XX века в ней насчитывалось уже 10 отделов и свыше 300 сотрудников. Для ведения программ приглашались известные ученые, педагоги, деятели культуры и искусства.
Следует особо отметить, что выпускаемые программы строились по законам произведений искусства – они имели свою драматургию, режиссуру, особую технику изложения материала. Интерес к ним превзошел все ожидания. Многие из таких передач до сих пор составляют основу «золотой коллекции» Государственного фонда телевизионных программ.
Среди зрителей особым успехом пользовались передачи по литературе, музыке, театру, кино. Исключительно популярным стал систематически выходящий тележурнал «Здоровье». Телевидение имело несколько постоянных рубрик, посвященных проблемам развития науки и техники – «Наука сегодня», «Человек. Земля. Вселенная», «Новаторы и консерваторы», «Ярмарка идей», «Что вы можете» и т.д.
С начала девяностых годов XX века объем образовательно-просветительных передач на ТВ резко пошел на убыль. Прекратили свое существование многие из учебных программ, исчезли с экрана полюбившиеся зрителям «народные университеты». До сих пор восстановить потери полностью так и не удалось. Радует лишь то, что и сегодня в системе популяризации знаний есть телепрограммы «В мире животных», «Здоровье», «Живая природа», «Клуб путешественников», «Путешествия натуралиста», «Все в сад» и др. Обретает силы созданный в 1997 году телеканал «Культура», в рамках которого телевидение, ориентированное на художественное образование, переплетается с более широкой просветительной проблематикой.
В общей системе важную роль играло и играет научно-популярное кино. Предназначенное для самых широких кругов кино- и телезрителей, это кино в предельно общедоступной форме информирует их о знаменательных событиях в мировой и отечественной науке, об актуальных проблемах в научном мире, о последних научно-технических достижениях, о редких явлениях в природе, о дальних странах, о путешественниках, исследователях, творческих исканиях деятелей искусства и т.д. Нельзя не упомянуть в связи с этим имена таких мастеров научно-популярного жанра, как В. Шнейдеров, А. Згуриди, Б. Долин, Ю. Желябужский, В. Архангельский и др. Внимание кино- и телезрителей всегда привлекали и привлекают популярные киножурналы «Наука и техника», «Хочу все знать» и др.
На современном этапе все большее значение начинает приобретать процесс компьютеризации массового просвещения. Укрепляется материально-техническая база этого процесса. Есть определенные сдвиги в сфере общественного пользования компьютерной техникой. Более доступным стало для населения подключение к Интернету. Растет компьютерная грамотность россиян, улучшается дело с программным обеспечением. Компьютер позволяет строить овладение новыми знаниями в режиме диалога и помогает организовать индивидуализированное самообразование. Появляются новые возможности оперативного получения самой свежей информации. Компьютеризация создает благоприятные предпосылки для наглядного представления популяризируемых знаний, что в системе массового просвещения имеет особое значение. Все большее распространение получают игровые обучающие программы, столь привлекательные для детей и молодежи.
В последнее время заметно активизировала свою работу Российская федерация «Интернет – образование», в рамках которой действуют свыше двадцати специализированных центров. Успешно реализуется популярный проект «Учение для будущего». Организованные в этих центрах курсы активно работают с учителями и преподавателями, которые, овладев интернет-технологиями, становятся их популяризаторами среди многомиллионной армии школьников и студентов.
Очень многое для понимания природы, сущности и особенностей просветительно-образовательной деятельности дает ее психологический анализ. И это вполне закономерно, ибо в процессе передачи и усвоения знаний осуществляется направленное развитие качеств личности, то есть правильно решаются вопросы, входящие в компетенцию психологической науки. Научно-психологический подход помогает понять процесс формирования личности как процесс формирования целостной системы, включающий целенаправленное развитие личного опыта (направленность, идейные и нравственные установки, потребности, интересы, знания, умения и навыки), механизмов психики (восприятие, мышление, память, речь), типологических свойств личности (способности, темперамент, характер).
Из области психологии теория и практика просветительно-образовательной деятельности берет на свое вооружение систему сложившихся взглядов на основные умственные операции человека. Наибольшее значение имеют здесь психологические представления о сущности, особенностях анализа и синтеза, условиях формирования правильных обобщений, сущности абстрагирования, роли наглядности, взаимодействия между конкретным и абстрактным мышлением, системе мотивации и стимулов личности – субъекта познавательной деятельности. Не менее ценными являются материалы, относящиеся к вопросу о влиянии на познавательный процесс личностных взаимоотношений внутри учебной аудитории или самодеятельного учебного коллектива.
В современных условиях возникает особенно острая необходимость в тщательном изучении движущих сил гностического саморазвития личности. На этом пути предстоит добиться более активного использования достижений психологии по проблемам потребностей, интересов, мотивов и стимулов. Слабое знание потребностно-мотивационного аспекта познавательной деятельности взрослого человека влияет буквально на все компоненты организации этой деятельности. Не постигнув в должной мере движущие силы процесса, практика не может проникнуть в сложный внутренний механизм тех гностических явлений, с которыми она сталкивается.
В настоящее время рассматриваемой практике явно недостает глубокого психологического подхода к научно обоснованному выстраиванию важнейших этапов просветительного воздействия. Речь идет о знании того, как привлечь внимание к предлагаемому материалу, обеспечить его полноценное восприятие, добиться внимания и достичь прочного закрепления усвоенной информации в памяти. Не вполне оправдывают себя прямые экстраполяции из области школьного обучения. Массовая аудитория по многим своим характеристикам неадекватна учебной группе из системы базового образования. Также и элементарный перенос выявленных закономерностей из одной области знания в другую не всегда дает положительные результаты.
Важнейшей особенностью и отправным принципом организации образования взрослых в условиях свободного времени является сегодня принцип фасилитации. Этот термин происходит от английского facilitate, что означает в переводе на русский язык облегчение для человека той или иной работы путем умелого ее направления, познавательный процесс при таком подходе извне лишь стимулируется и в нужных случаях корректируется, основой же его остается собственная активность занимающихся самообразованием.
Рассматриваемая деятельность имеет существенную специфику обусловленную особенностями ее субъекта, объекта, целей, содержания, методов и форм. Однако в целом этот процесс подчиняется общим педагогическим закономерностям, которые в своем развернутом виде определяют сущность реально развивающейся практики, а ответственно, влияют на характер его научного отражения.
Исходной педагогической базой обоснования просветительно-образовательной деятельности в сфере свободного времени выступает дидактика, в рамках которой происходит разработка совокупности проблем, связанных с передачей и усвоением научных знаний в условиях разнообразных просветительно-воспитательных институтов. Не подменяя собой конкретных научных дисциплин, дидактика включает в предмет своего исследования такие общезначимые проблемы образования и обучения, как цели, задачи, содержание, принципы, методы и организационные формы. Выработанные ею подходы к анализу процесса распространения культурных ценностей могут и должны использоваться в конкретных социокультурных исследованиях в качестве общих ориентации и исходных объяснительных тем.
Одним из важных принципов организации просветительно-образовательной деятельности в сфере свободного времени является принцип интереса. К основным приемам возбуждения интереса следует отнести умение организаторов занятий акцентировать внимание на актуальных, важных для общества вопросах, умение отбирать для популяризации такой материал, который был бы отчасти нов, а отчасти знаком, поэтому дополнял, подтверждал или, наоборот, опровергал то, что люди уже знают; умение очень целенаправленно использовать наглядные образы, яркие сравнения, помогающие оценить новые и необычные стороны рассматриваемого вопроса; умение вызывать удивление, которое всегда есть начало понимания и путь к пониманию; умение учитывать возрастные, профессиональные и другие особенности аудитории; умение сделать процесс познания активным, заставить людей размышлять, сравнивать, анализировать, действовать.
Большое значение имеет умелое использование в просветительных целях искусства. Педагогически правильное применение художественных средств не только обогащает чувственную основу знаний, но и значительно повышает качество рационального познания, ведет к более глубокому, полному и объективному постижению истины, положительно воздействует на общее интеллектуальное развитие личности.
В искусстве заложены грандиозные познавательные возможности, поскольку искусство, как и наука, отражает то, что существует объективно. Но отражает не в форме понятий, а в ярких конкретно-чувственных образах. Наука дает абстрактную идею, которая, по существу, лишена эмоциональной стороны. Для искусства эмоциональность – один из первостепенных моментов, именно через чувства оно воздействует на разум человека.
Овладение знаниями не может ограничиться их элементарным накоплением без достаточно активного использования. Мир познают не для того, чтобы просто познавать, а чтобы применять полученные знания в качестве необходимого регулятора различных видов предметно-практической деятельности, которые при определенных педагогических условиях начинают сами активно влиять на последовательное углубление процесса познания. Эти исключительно важные возможности обусловлены тем, что способы выполнения деятельности всегда содержательны и связаны с актуализацией уже приобретенных знаний, их закреплением и получением новых знаний, умений и навыков.
Пока мы еще не имеем достаточно ясных ответов на вопрос, при каких условиях система проводимых занятий и массовых информационно-просветительных программ в наилучшей мере способствует формированию культуры творческого мышления человека. Здесь особенно полезным мог бы оказаться научный анализ накопленного опыта с позиций креациологии. Именно в рамках этой теории разрабатываются такие столь важные в рассматриваемом аспекте проблемы, как отношение мышления к действительности, отношение человека к изучаемому объекту, сущность истины и пути ее постижения, технология развития креативных способностей, продуктивная организация творческого поиска и др.