Файл: Педагогика досуга. Лекция №1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема №1. «Педагогика досуга в теории и практике культурного развития личности» (2ч.)

Зачатки педагогики досуговой деятельности родились в самые отдаленные времена, когда возникла необходимость в формах той или иной передачи накопленного опыта от поколения к поколению.

В контексте общей истории развития просветительно-образовательной деятельности правомерно выделить несколько относительно самостоятельных периодов, для каждого из которых характерны собственные специфические парадигмы. Зачатки такой деятельности родились в самые отдаленные времена, когда никаких учебных заведений еще не было, но уже возникла необходимость в формах той или иной передачи накопленного опыта от поколения к поколению. Нет никаких сомнений в том, что в определенной мере эту ответственную функцию стали выполнять сначала мифология, а затем выросший из нее фольклор.

Мифология как совокупность разнообразных мифов явилась в первобытном обществе основным способом познания и отражения окружающего мира. В контексте ее переплетались ранние элементы религии, философии и искусства. Это были первоначальные представления о происхождении мира. Солнца, Луны, звезд, животных, самого человека. Важное место в составе мифологии занимали мифы о добывании огня, рождении ремесел, земледелия, животноводства, а также об установлении определенных норм и правил взаимодействия людей друг с другом. В целом мифология функционировала как своеобразная энциклопедия древних, в рамках которой суммировался опыт понимания и объяснения окружающей действительности на основе очеловечивания природы и фантастической персонификации ее объектов. Это был тот уникальный период развития человеческого познания, когда существовала еще нерасчлененность реального предмета и отражающего его условного знака.

О познавательном потенциале фольклора очень выразительно говорит один из древнейших памятников славянской народной культуры – так называемая «Голубиная книга». Содержанием ее являются наивные, но в то же время и мудрые вопросы-ответы о начале и происхождении вещей: от чего зачался и ожил белый свет, от чего зачалось солнце красное, от чего зачались ветры буйные, от чего зачались кости крепкие, которое море морям мати, которая река рекам мати, какой зверь зверям мати и т.д. Все это свидетельствует о необычайной пытливости наших предков и их первых попытках понять и объяснить окружающий мир. Следует подчеркнуть, что подобные попытки нашли свое отражение в очень многих фольклорных произведениях разных времен и разных народов. Наряду с этим в рамках народной культуры получили большое развитие народная медицина, народная агрономия, народное погодоведение, народная педагогика, на которые в дальнейшем постоянно опиралась и опирается наука как форма специализированного общественного сознания.


В контексте нашего разговора нельзя не отметить, что греческое слово «школа» в буквальном переводе первоначально означало ничто иное, как «досуг». Не зря Сократ не устраивал никаких классов – он просто гулял со своими учениками, а сама передача знаний шла на ходу, выливаясь в форму «непринужденных бесед, рассуждений, споров, диспутов». Сократ, Платон и Аристотель – три легендарных философа, каждый из них вышел из другого именно благодаря подобной школе – досугу, построенному на таком продуктивном, как оказалось, свободном общении людей.

Долгое время, на протяжении многих веков, «картину мира» определяли христианские и иные религиозные представления о появлении и развитии окружающей действительности, а в дальнейшем – наука, которая где-то мирно уживалась с религией, а где-то вступала с ней в скрытое или явное противоборство.

Примерно с середины XIX столетия в России параллельно с формированием школьного обучения начинается развитие внешкольного образования. В условиях демократического подъема, вызванного во многом отменой крепостного права, становлением российского капитализма, это была довольно широкая просветительская деятельность прогрессивных общественных организаций и отдельных энтузиастов. Собственно, на этой основе родились те замечательные движения, сутью которых стало целенаправленное насыщение свободного времени разнообразными формами широкой популяризации научных знаний. В 1845 году возник Московский, а в 1861 году – Петербургский Комитет грамотности. С 1869 года начало энергично функционировать Харьковское Общество распространения грамотности. В 1872 году приступил к работе флагман российской научно-популяризаторской деятельности – Московский Политехнический музей. Повсеместно вошли в обиход народные чтения, народные библиотеки, воскресные школы, общеобразовательные курсы и другие формы внешкольного образования.

В 1879 году в Москве были открыты знаменитые Пречистинские курсы для рабочих, ставшие одним из первых российских университетов. К 1908 году здесь уже занимались свыше полутора тысяч учащихся. Курсы имели три отделения – низшее, среднее и высшее. На низшем людей обучали грамоте, на среднем – преподавали курс средней школы, на высшем – читали лекции по программам государственных университетов. Занятия проводили известные ученые И.М. Сеченов, А.Н. Реформатский, М.И. Коновалов, педагоги А.У. Зеленко, Н.В. Чехов, М.М. Ковалевский. С действовавшими на базе курсов художественно-творческими коллективами работали скульптор А.С. Голубкина, артисты М.Н. Сумбатов-Южин, В.Н. Массалитинова, Е.Б. Вахтангов и др.


Открытый в 1908 году Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского учредил в своем составе научно-популяризаторское (оно давало среднее образование) и академическое образование с циклами общественно-философских и естественных наук, слушатели которого получали высшее законченное образование. Это было уникальное учебное заведение. Ни одна страна не имела в те годы ничего подобного.

Авторитет этих народных университетов был очень высоким. После разгрома Московского университета реакционным министром просвещения Кассо в 1911 году ушли в знак протеста в отставку 125 его лучших педагогов. Среди них оказались такие ученые, как К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, С.А. Чаплыгин, Н.А. Умов и др. Значительная часть из них перешли работать в систему народных университетов, что еще больше укрепило рейтинг российского внешкольного образования.

Дореволюционные внешкольные начинания были затем продолжены в годы советской власти. В современной научной литературе нет однозначных оценок постановки массового просвещения в этот период. На наш взгляд, тогда в области внешкольной работы было сделано много полезного. Известный лозунг «Учиться, учиться и учиться» действительно активно претворялся в жизнь. Разумеется, не без ошибок и перекосов, но претворялся. В конце 1920-х годов Всемирная ассоциация взрослых послала в нашу страну своего сотрудника – Ф. Миллигена. Результатом его обследования внешкольного дела России стала книга-отчет «Образование взрослых в России», где констатировалось, что русские и в самом деле нашли систему, успешно решающую проблемы образовательной работы среди взрослых. В 1929 году в Америке вышла еще одна книга. Автором ее был знаменитый педагог и психолог Джон Дьюи. Книга называлась «Впечатление о Советской России». В ней Джон Дьюи писал, что в стране, где он побывал, создаются такие внешкольно-образовательные фирмы, которые должны послужить образцом для всего мира. Вполне возможно, что-то из этих высоких оценок является своеобразной данью уважения к державе, из всех сил старавшейся поднять культурный уровень своих граждан. Но в целом такие оценки весьма показательны.

Во второй половине XIX века в России параллельно с развитием внешкольных центров для взрослых началось активное формирование сферы массового самообразования. В 1863 году в составе Общества распространения технических знаний была создана специальная Комиссия по организации домашнего чтения, которая сразу же занялась разработкой самообразовательных программ и приступила к выпуску популярной «Библиотеки для самообразования». В начале 90-х годов XIX века по инициативе известных энтузиастов самообразования Н.А. Рубакина и Н.И. Кареева начал функционировать Отдел для содействия самообразованию в Санкт-Петербурге. В 1892 году группа московских ученых подготовила и выпустила в свет фундаментальный труд «Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по основным отраслям знания». Важную роль в дальнейшем развитии российского самообразовательного движения сыграли работы Н.А. Рубакина «Письма к читателям о самообразовании» (1913), «Практика самообразования» (1914), но особенно его капитальный труд «Среди книг» (1911-1915).


В послереволюционный период интерес к самообразованию возобновился в начале 1920-х годов. С 1922 года была создана Всероссийская Комиссия помощи самообразованию при Главполитпросвете, которая через год приступила к выпуску весьма популярного тогда журнала «Помощь самообразованию». С 1923 года начала работать Центральная комиссия по самообразованию и стали открывать губернские и уездные самообразовательные бюро. В 1925,1927 и 1928 годах прошли Всесоюзные совещания по вопросам организации самообразования. Однако в конце 1930-х годов организаторский порыв в этой важной и нужной сфере просвещения заглох. Как социокультурный феномен самообразовательная деятельность, естественно, оставалась, но прежний интерес к ней со стороны властных структур явно угас. Центр тяжести был перенесен в область массовой политико-просветительной, а затем культурно-просветительной работы, кстати говоря, очень сильно формализованной и политизированной. Массовое просвещение на этом пути, в сущности, слилось с официозной агитацией и пропагандой и во многом снизило свой прежний рейтинг.

Определенное оживление самообразовательных традиций мы наблюдаем в период оттепели 50-х – начала 60-х годов XX века. Во всяком случае, именно тогда произошло повторное обращение к позабытой идее о необходимости всемерной помощи людям, занимающимся самообразованием. На этой волне возобновилась деятельность народных университетов, быстро ставших довольно популярными и хорошо посещаемыми. Активное участие в них принимало окрепшее к этому времени общество «Знание» и другие общественных организации.

Несомненное оживление просветительной образовательной работы среди взрослых было связано с попытками реализации в 1970 1980-х годах идеи непрерывного образования. Довольно активно подключились к этой работе средства массовой информации и система общедоступных культурных досуговых центров.

К сожалению, развитие просветительно-образовательной работы среди взрослых явно затормозилось с наступлением периода реформирования общества. Как это ни странно звучит, до нее просто-напросто не доходили руки. В кризисную ситуацию попала система культуры в целом. Серьезно ослабло ее материально-техническое обеспечение. Начала сокращаться сеть массовых социокультурных центров. Почти заглохла просветительская деятельность общества «Знание». Сошли на нет оживившиеся было народные университеты. У людей в эту трудную пору появились новые проблемы, явно отодвинувшие вопросы образования и самообразования на второй план.


Вполне понятно, что все это надо рассматривать как ситуационный спад. Познавательные потребности у человека, в том числе у взрослого человека, могут в определенной мере ослабнуть, но никогда не могут заглохнуть вовсе, ибо это было бы равносильно гибели общества. Переживаемый нами период реформирования настойчиво требует громадного повышения культуры. Осознание этого заметно уже сегодня, о чем свидетельствуют, в частности, снова возросшие конкурсы в средние и высшие учебные заведения. Наше общество медленно, но направленно возвращается в нормальное состояние развития, а это значит, что проблема овладения знаниями и культурой в целом снова выходит на передний план. Уже сегодня появляются новые акты, свидетельствующие о том, что в стране начинается еще один этап возрождения народно-университетских традиций в их истинном и полноценном виде.

В общей системе массового просвещения одно из почетных мест занимали и занимают научно-популярные книги. В этих книгах, рождающихся на стыках научной, научно-публицистической и научно-просветительной литературы, органично сочетается документная точность с доступностью, доходчивостью, общеинтересностью.

Научная популяризация практически всегда представляет гуманизированный процесс распространения знаний. Преподносимый читателю материал сосредоточен здесь применительно к действиям и поведению людей науки. Речь идет об их поисках, находках, ошибках и успехах. Как правило, это яркие и сюжетно острые рассказы, имеющие своей основой «драму идей». Развитие науки не сводится при таком подходе к самому перечню определенных фактов, а оказывается представленной яркими, запоминающими событиями.

Из произведений зарубежных авторов особенно широкой известностью у нас пользовались и пользуются книги «Охотники за микробами» П. Де Крайфа, «Боги, гробницы, ученые» К. Керама, книги о животных Дж. Даррелла, книги Вильяма Сибрука о работе выдающихся физиков, книги Конрада Лоренца о птицах.

В общем контексте отечественного попул5физаторства следует прежде всего отметить творчество Б.С. Житкова, М. Ильина, Я.И. Бианки, Я.И. Перельмана, Д.С. Данина, О.Н. Писаржевского, Я.К. Голованова, Н.Я. Эйдельмана, А.М. Ливанова. На протяжении ста последних лет (с некоторыми перерывами) в России выходит знаменитая серия «Жизнь замечательных людей», представляющая жизнеописания выдающихся отечественных и зарубежных деятелей культуры. Громадная масса российских читателей воспитывалась и ныне воспитывается на журналах «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Знание – сила», «Техника – молодежи», «Юный натуралист» и т.д.