ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
Исследование позволило обосновать сущность и специфику, принятой в педагогической культурологии, методики сотворчества как наиболее адекватной природе досуга совокупности приемов и способов обеспечения культуросозидающего влияния на людей в сфере свободного времени, построенной на внедрении субъект-субъектньгх отношений и преобразовании объекта воспитательного воздействия в субъект культурно-досугового творчества.
В ходе исследования раскрыты содержание и структура процесса обеспечения культуры досуга, включающего в себя формирование:
-
осмысленной необходимости рационально использовать свое свободное время;
-
активного стремления духовно насыщать и интенсивно строить свой досуг;
-
умений и навыков планировать и организовывать свое свободное время.
Исследование показало, что культура досуга как способность личности к выработке качественно нового, собственного подхода, замыслов и решений по организации своего свободного времени представляет своеобразный образ мысли по созданию своих, индивидуализированных способов действия в сфере досуга. Как результат педагогического воздействия и самовоспитания, культура досуга является слагаемым одновременно действующих интеллектуальных, эмоциональных и волевых факторов организатора свободного времени и объекта его воздействия, который последовательно преобразуется в субъект социально-культурного творчества.
Культуру досуга в этой связи можно определить как сложное качество личности, характеризующееся совокупностью проявления самостоятельности мышления и действия, функциональной и интеллектуальной активности, творческих устремлений во имя реализации прогрессивного процесса отдыха и дальнейшего саморазвития, продуктивного влияния на окружающих.
Отражая социально-сущностные силы человека, которые реализуются в практике общественной жизни, культура досуга входит в структуру социальной активности как один из способов ее выражения и критерий ее эффективности.
Возможность проявления личностью культуры досуга определяется не только объективно (социальными условиями), но и совокупностью субъективных факторов:
-
развитых структурных компонентов культуры свободного времяпрепровождения;
-
наличием основ специальных знаний и умений в избранной области культурно-досуговой деятельности;
-
творческой установкой на данный вид отдыха.
Осуществленное нами исследование позволило утвердить в общественном сознании понимание культуры досуга как интегрального качества личности, отражающего потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном отдыхе, удовлетворении и постоянномвозвышениидуховныхпотребностейпосредствомрепродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию культурных ценностей и развитию своих сущностных сил.
В ходе исследования обоснована программа формирования духовных интересов разных групп населения и способов их реализации в сфере досуга в условиях повседневного, воскресного и каникулярно-отпускного свободного времени, основанная на поэтапном переходе от пассивных и ситуативных к активным и стабильным формам свободного времяпрепровождения на уровне:
-
репродуктивном, когда досуг строится на известных образцах;
-
поисково-творческом, при котором личность вносит в досуг элементы индивидуализации его форм и содержания;
-
творческо-созидательном, обеспечивающем разностороннее раскрытие индивидуальности.
Показателем эффективности этой программы выступает коэффициент интенсивности освоенного свободного времени, отражающий взаимосвязь духовного наполнения досуга и уровня владения умениями и навыками его организации, что проявляется в способности личности:
-
планировать свой досуг;
-
активно опираться на эстетический и оздоровительный потенциал природной среды;
-
осуществлять интеллектуально насыщенное общение в кругу семьи, друзей, клубного объединения или иной социальной общности;
-
эффективно использовать возможности чтения, избирательного просмотра телепрограмм и других форм индивидуального потребления ценностей культуры;
-
реализовывать свои способности и дарования в различных областях художественного, технического и социального творчества.
Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания педагогика досуга оформилась во второй половине ХХ века. Ее истоки просматриваются в культурно-историческом опыте народов, в развитии досуговедения как науки, отражающей педагогическое осмысление культурно-досуговой практики. Одним из основоположников мирового досуговедения считается Джофф Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к обществу досуга» (1962 г.), «Досуг и город» (Т. I. – 1966 г.; Т. 2. – 1976 г.). Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж. Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.).
В 80-х годах ХХ столетия Д. Кларк и Ч. Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук». Уже в самом названии книги отчетливо слышится сигнал тревоги: досуг – это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И это действительно так. Досуг – явление достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам досуга как в теории, так и на практике.
Педагогика досуга имеет в нашей стране добротную историко-педагогическую основу. Отечественные педагоги занимались исследованиями вопросов внешкольного образования, семейной педагогики, организации досуга, влияния на развитие личности окружающей социальной среды. В их работах рассматривается широкий круг проблем социально-культурологического образования, его педагогических компонентов, обеспечения органической взаимосвязи культурологической и педагогической подготовки специалистов социальной работы, социокультурной сферы с идеей национально-культурного возрождения России.
Принципиальное значение для педагогики досуга имеют огромный предшествующий опыт и научные разработки отечественных и зарубежных ученых в области развития теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности. В них культурно-досуговая деятельность квалифицируется как педагогическое явление досуговой жизни, важнейшая разновидность педагогического труда, соответствующая самым строгим педагогическим критериям.
Осуществляя междисциплинарный подход к огромному по своим масштабам воспитательному и образовательному опыту в сфере досуга и творчества, можно определить сам процесс воспитания и образования как с педагогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, организатором досуга в современную социально-культурную среду, в созданный цивилизацией и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неиссякаемым родникам народной педагогики и народного творчества.
Современные исследования педагогических и культурологических концептов досуга отражают взаимосвязь педагогики досуга с общим процессом культурогенеза в стране, характеризуют ключевые понятия досуговой деятельности, определяют аксиологию досуга исходя из того, что культура служит не только отдыху и развлечению, не только восстановлению нормального состояния тела и души, а является целью и средством развития человека, обусловливающими повышение уровня досуговой деятельности и, следовательно, культурного уровня самого человека.
Педагогика досуга как целостная дисциплина также может быть описана с помощью ряда системных признаков: историчности, компоненты, интегративных качеств и коммуникативных свойств, присущих каждому из элементов, функциональных характеристик.
Педагогика досуга обладает такими признаками науки, как предмет исследования, категориально-понятийный аппарат, дифференциация данной науки. Возникновение и диалектика развития педагогики досуга связаны с философским, культурологическим, педагогическим, социально-психологическим обоснованиями термина. Предшествующие или сопутствующие этой категории понятия «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-массовая работа», «дополнительное образование» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание, оставляя при этом общую для всех педагогическую направленность. Их современной преемницей стала культурно-досуговая деятельность – составная часть социально-культурной деятельности. Социально-педагогические аспекты этой деятельности представляют основу педагогика досуга.
В систему педагогики досуга входят такие составные части, как история педагогики досуга, теория педагогики досуга, технология педагогики досуга.
История педагогики досуга исследует возникновение и развитие культурно-воспитательной практики, теорий досуга, общих и частных методологических концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики досуга необходимо для того, чтобы глубже понимать решаемые в настоящее время вопросы.
Теория педагогики досуга изучает закономерности передачи социально-культурного опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.
Технология педагогики досуга – направление, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых культурно-воспитательных процессов. Технология педагогики досуга представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм социально-культурной деятельности. Ценность педагогических технологий в досуговой сфере заключается в том, что, основанные на использовании определенного алгоритма, они могут быть воспроизведены во многих культурно-досуговых ситуациях с другими объектами и субъектами влияния.
Термин «педагогика досуга» в жизни употребляется в трех значениях: как досуговая практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социальной и социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теории, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.