ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тегеранская конференция. Ее решения
1. Военные вопросы на конференции
1. Интересы 3-х держав на конференции.
32. Глава 5. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине 40-х-90-е г.
§ 1. Проблемы выбора путей развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы
38.Экономика сша после Второй мировой войны
10.2.1. Основные направления экономического развития
40.Контуры внешней политики сша в 90-х годах и иерархия Лейка
42.Http://www.Referat.Ru/referats/view/8488
2. Международные отношения в начале XXI векаМеждународный терроризм
- достижение соглашения по западному Берлину и проведение общеевропейского совещания.
30 сентября 1971 года Министр Иностранных Дел России Громыко и Государственный секретарь США Роджер подписали соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между двумя государствами, которое фиксировало договоренности по предупреждению случайного или несанкционированного применения ядерного оружия. Так же было подписано соглашение об усовершенствовании линии прямой связи между руководителями СССР и США.
Никсон сначала решил посетить Китай.
Визит в Китай состоялся в 1972 году в феврале. Москва вынуждена была считаться с угрозой дальнейшего сближения между США и Китая. Поэтому основной задачей СССР была противодействие такому союзу.
В мае 1972 года Никсон посетил Москву.
Был подписан документ "Основные взаимоотношения между СССР и США". Отношения между странами должны были быть основаны на мирном сосуществовании.
26 мая 1972 года Брежнев и Никсон подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временной соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ - 1).
По договору по ПРО обе стороны взяли на себя обязательства не развертывать такие системы, которые бы обеспечивали защиту всей территории страны от ракетного нападения. Каждому участнику договора разрешалось разместить системы ПРО в двух районах (прикрыть столицу и одну базу МБР), радиусом не более 150 км. С наличием в каждом районе не более 100 противоракет. Позднее стороны подписали Протокол, по которому они согласились на противоракетную оборону лишь одного района. СССР прикрыл Москву, а США - базу для запуска своих МБР в штате Северная Дакота.
Позитивная тенденция в советско-американских отношениях получила дальнейшее развитие во времена визита Брежнева в США в июне 1973 г.
Было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны. Обе стороны обязались воздерживаться от применения силы.
В 1974 году президент США нанес визит в СССР. В ходе него было подписано соглашение об ограничении подземных испытаний ядерного оружия (мощностью более 150 кТ).
Завершение разрядки.
Каждая из сторон стремилась в ходе разрядки укрепить свои собственные позиции, добиться для себя некоторых преимуществ.
Разрядка не отменила соперничество двух стран в наращивании ракетно-ядерных потенциалов. При этом США делали ставку на сохранение своего технологического преимущества, на создание новых более совершенных компонентов стратегической триады, на качественное улучшение систем управления войсками.
СССР стремился обойти США, разрабатывая новые усовершенствованные ракеты среднего радиуса действия. Завершение подготовки нового договора ОСВ 2 становилось еще более трудным делом.
В период разрядки США закончили войну во Вьетнаме, тем самым выполнив одну из тактических задач. США могли активизировать свою политику теперь по другим направлениям.
СССР сделало другие выводы из войны во Вьетнаме, оно сочло это свидетельством серьезного ослабления мощи США. К этому прибавился вынужденный уход Никсона с поста президента.
Углубление разрядки встречало в Вашингтоне и Москве возрастающее сопротивление ее противников. В обеих странах политика разрядки наталкивалась на противодействие влиятельных группировок: военно-промышленного комплекса и военных.
К концу 1975 года появилось все больше признаков того, что разрядка в отношениях между СССР и США в том виде, как она осуществлялась, себя исчерпала.
50. В результате реального ослабленияглобального военно-политического противостояния между двумя блоками с одной стороны,и одновременного обострения региональных конфликтных ситуаций и угрозы «малыхвойн »- с другой стороны, на первый план мировой политики вышли проблемызащиты прав и безопасности личности и народов, гуманитарно-правовые, культурныеконтакты, распространение объективной информации. Совокупность этих характеристикполучила название "человеческое измерение". Конкретные люди творят предпосылкидоверия или недоверия между народами и государствами, от которых зависит решениевоенно-политических проблем, проблем охраны и улучшения состояния природнойсреды, развитие торгово-экономических и научно-технических связей и т.п.
Концепция «человеческого измерения» имеханизм сотрудничества государств по гуманитарно-правовым вопросам были обоснованыв специальном разделе итогового документа Венской встречи участниковСБСЕ в январе 1989 г.
Важными органами, которые призванызаниматься гуманитарными проблемами, вопросами обеспечения основных прав исвобод людей есть СБСЕ (с 1994 г. называется ОБСЕ - Организация побезопасности и сотрудничеству в Европе) и Совет Европы - региональная межправительственнаяорганизация, созданная в 1949 г.
Распад СССР и Югославии, образование новыхнезависимых государств, трудности стран бывшего социалистического лагеря, объединениеГермании и интеграция западных стран стали важными факторами построенияобщеевропейского дома и развитию международных отношений 90-х годов.
Рухнула прежняя стабильность,опирающейся на быструю реакцию сверхдержав на нарушение равновесия и насопоставление своих шагов с реакцией возможного врага, равно как и с собственнойвозможностью его нейтрализовать.
Вместе с тем распад двухполюснойсистемы вызвал потерю политических ориентиров в отдельных государств, крах идеологиитоталитаризма там, где она царила, хаос в мышлении многих людей. В образованнуюполость врывается национализм, вражда, безудержная агрессивность.
Миротворческиеусилия ООН, ЕС, НАТО и других международных структур не всегда являются эффективными иадекватными. Вместо опасности глобального столкновения в мире усилилась угрозалокальных войн.
Кардинальные изменения в мире сделалиактуальной задачу становления новой системы европейской безопасности. Решениюэтой задачи способствовали как различные многосторонние встречи, так идвусторонние контакты между государствами Европы.
Важным шагом к установлениюновой системы безопасности в Европе стало подписание в марте 1995 г. 52странами ОБСЕ "Пакта стабильности в Европе". Страны, подписавшиепакт, обязались развивать добрососедские отношения на основеглавных документов ООН, ОБСЕ и Совета Европы, согласно принципам суверенногоравенства, уважения прав, присущих суверенитету, нерушимости границ,территориальной целостности государств, уважения международно признанных границ,невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека, особенно лиц,Представители национальных меньшинств.
В 1993-1995 гг центр этническогопротивостояния на территории бывшей Югославии переместился из Хорватии вБоснию, где вели между собой борьбу три общины: сербский, хорватский имусульманская. Мировое сообщество всю вину за развязывание конфликта положилона Сербию и 25 апреля 1993 установило экономическую блокаду.
После четырех лет войны в Босниипод давлением мирового сообщества конфликтующие стороны наконец серьезно селиза стол переговоров и 15 декабря 1995 было заключено мирное соглашение. С цельювыполнение соглашения на территорию Боснии были введены войска НАТО численностью 60тыс. человек.
Утолив конфликт в Боснии,мировая общественность оказалась перед лицом проблемы Косово, вступившаявооруженного характера. Албанское меньшинство, проживающее на территории Сербии врайоне Косово, взялась за оружие с целью добиться присоединения края к Албании.Сербская армия, имея опыт антипартизанской борьбы, жестокими средствамистала подавлять партизанское движение албанцев. Чтобы потушить новую пожар наБалканах, в конфликт вмешались ООН, НАТО, ОБСЕ и другие организации. Оназаставили враждующие стороны сесть за стол переговоров и заключить соглашение(1998 г.). Но выполнение соглашения все время подвергается сопротивление ее противниковкак с одной, так и с другой стороны, что выливается в вспышки насилия. Чтобыположить конец кровопролитию, в феврале 1999 г. под угрозой применениясилы со стороны НАТО обе враждующие стороны сели за стол переговоров. Однакодоговоренности не было достигнуто. Вину за срыв переговоров был положен наСербию. НАТО, чтобы сделать Сербию более уступчивой, решили против нее войну. Течение 78 днейавиация НАТО бомбила Сербию. Наконец, сербы вывели свои войска из Косово,а в край были введены войска НАТО и России.
Война в Косово нестала последней в регионе. В следующем году вспыхнула война в Македонии, гдеалбанское меньшинство поддержана извне развернула войну против центрального правительства.Наконец, благодаря усилиям ООН, НАТО, ЕС, ОБСЕ конфликт удалось погасить.
Опасным и напряженным остаетсяположение на Ближнем Востоке (Палестина, Ирак, район проживания курдов и др.)и в ряде государств бывшего Советского Союза (Грузия, Армения, Азербайджан,Таджикистан). Обострилось противостояние между Индией и Пакистаном, которые сделалирешительные шаги в сторону превращения в ядерные государстве, осуществив подземные ядерныеиспытания. Серьезный удар по стабильности в мире нанесла азиатскаяфинансово-экономический кризис. Для решения острых конфликтных ситуаций в этихрегионах необходимы совместные усилия всех заинтересованных сторон и международныхмиротворческих организаций.
Появление новых независимых государствпривела к новой расстановке сил в мировой политике. США остались единственнойсверхдержавой. Вступила в новую фазу борьба за сферы влияния.
Политическая нестабильность в различныхрегионах мира угрожает взрывами новых локальных конфликтов. В конце 90-хлет Тропическая и Южная Африка стали регионом кровавых войн, переворотов,партизанских движений (Конго, Ангола, Руанда и др.).
Все больше дают о себе знатьсоциально-экономические проблемы стран "третьего мира". Чистая прибыль200 самых богатых людей превышает доход 40% населения мира (т.е. 2500000000человек).
Недоразумения между Россией и СШАпоставили под угрозу развитие общеевропейского процесса и процесса ядерногоразоружения. Разногласия возникли из разные позиции сторон в вопросахрасширение НАТО на Восток, в урегулировании ближневосточного и югославскогоконфликтов. Россия стремится играть доминирующую роль на территории бывшегоСоветского Союза. С такими проблемами мир вступил в третье тысячелетие.
2. Международные отношения в начале XXI векаМеждународный терроризм
Начало XXI века не принес мирана Земле. Из всех проблем, которые были унаследованы из предыдущего века наиболееопасной стала проблема международного терроризма.
Явление международного терроризма известночеловечеству еще со времен средневековья, но именно в настоящее время, когда завершаетсяформирование глобальной мировой цивилизации международный терроризм приобретает новуюкачества и места в мировой политике.
Причины существования международноготерроризма на современном этапе:
нерешенностьнациональных проблем; проблем границ. Значительная часть народов лишена правана национальное самоопределение;
отсутствие действенногомеханизма борьбы с терроризмом;
доминирование США в мире,как единственной сверхдержавы;
противоречие междухристианской, исламской, дальневосточной цивилизациями;
стремление отдельных людей,организаций к дезорганизации установленного мирового порядка, их стремлениепосеять зерна страха и неуверенности.
Особенностимеждународного терроризма на современном этапе:
направленность противведущих стран мира;
использование регионовмеждународной нестабильности для развития сетей своих организаций и осуществления террористической деятельности;
поддержкасепаратистских движений, попытка установить контроль над национально-освободительнымидвижениями;
использованиясовременной техники и технологий;
координация действий ивзаимная поддержка террористических организаций;
организация финансированиятеррористической деятельности за счет легального бизнеса и контроля наднелегальным бизнесом;
осуществленияширокомасштабных террористических акций, которые бы имели широкий мировой резонанс;
стремление террористовсоздать «государство в государстве»;
значительное влияниеисламского фактора.
Террористический акт 11 сентября2001 в Нью-Йорке и Вашингтоне (захваченные террористами-смертникамипассажирские самолеты врезались в небоскребы Всемирного торгового центра издание Пентагона) побудил мировую общественность к объединению в борьбе стерроризмом. Была создана широкая антитеррористическая коалиция государств во главе сСША, развернула широкомасштабную борьбу с сетью террористическихорганизаций. Эта борьба ведется в экономической сфере (ликвидация источников,каналов финансирования террористических структур); военной (осуществление антитеррористических операций по уничтожению обнаруженных базтеррористов); политической и др. Важным на пути борьбы с терроризмом ликвидации регионов международнойнестабильности, свержения в некоторых странах тех режимов, которые способствуют деятельноститеррористов, урегулированию конфликтов в горячих точках.