Файл: Шрифты. Разработка и использование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 610

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

грамму или использовано в качестве макропрограммы для текстового редактирования координат и типов точек.

Palette Для облегчения создания декоративных символов в программу FontLab включено 20 заготовок, которые могут быть добавлены к символу в окне редактирования при помощи этого окна. Среди заготовок - звезда, многоугольник, шесть видов прямоугольников, два вида эллипсов, овал и другие фигуры.

Кроме окон редактирования и командных окон, на экране могут находиться управляющие панели, которые реализуют некоторые сложные функции, например, редактирование кернинга или трекинга.

Подготовка шрифта

Прежде чем приступить к созданию символов, необходимо разметить шрифт (здесь мы употребляем это слово в его традиционном значении).

Рисунок 7.6 Пример символа со всей разметкой

Для этих целей можно использовать следующие средства: глобальные и локальные разметочные линии, глобальные и локальные

- 191 -


хинты (пары линий, находящихся на определенном расстоянии), сетку с изменяемым шагом, маску любой формы и растровые подложки. Ко всем элементам разметки (Рисунок 7.6), кроме растровых подложек, возможно «прилипание» точек, образующих контуры символов.

Глобальные элементы разметки могут появляться во всех символах шрифта, тем самым позволяя определять общие для нескольких символов уровни. Положение глобальных разметочных элементов (линеек, хинтов и сетки) относительно каждого символа можно точно определять. Например, определяются разные наборы глобальных линеек для прописных и строчных символов.

Когда будут построены контуры символов, при перемещении глобальных или локальных хинтов точки, связанные с ними, тоже буду перемещаться. Это свойство особенно удобно для изменения некоторых параметров шрифта, например, величины оптического наплыва или положения средней линии. Точная разметка подобных элементов глобальными хинтами позволит изменять их положение во всех символах одновременно.

Способы построения символов

B системе FontLab символы хранятся и отображаются точно так же, как это принято в формате Type 1, а значит, для описания контуров используются векторы и кривые Безье третьего порядка. Редактирование контуров происходит путем перемещения опорных точек, последовательность которых и определяет контуры (см. рис 7.7).

Рисунок 7.7 Перемещение опорных точек при редактировании контуров в программе FontLab

Наличие в кривых Безье контрольных точек, не лежащих на контуре, затрудняет работу шрифтовых художников. Для того чтобы уст-

- 192 -

ранить этот недостаток, в программе FontLab применяется уникальный метод редактирования контуров без использования опорных точек. Это означает, что вы можете изменять форму контура не только перемещая точки, но и непосредственно изменяя контур, захватывая его за любую точку. При этом положение конечных точек векторов и контрольных точек кривых определяется автоматически, вместе с автоматическим контролем за сохранением гладкости контура в местах сопряжения графических примитивов.

Кстати, в FontLab сопряжения могут быть трех типов: угловые (гладкость не контролируется), гладкие и фиксированные. Фиксированный метод сопряжения при редактировании контура перемещением опорных точек ничем не отличается от гладкого, а при свободном редактировании направления контрольных векторов кривых фиксируются, что дает гарантию сохранения основных свойств символов.

Новые символы могут быть определены следующими способа-

ми:

набраны из примитивов окна Palette и объединены командой объединения контуров;

получены путем автотрассировки растровых подложек;

нарисованы инструментом Contour, который можно выбрать из окна инструментов (Tools).

Инструмент Contour сочетает режим поточечного рисования и свободный режим (достаточно просто нажать клавишу Alt на клавиатуре, что делает его незаменимым для построения сложных символов, особенно в комбинации с командой построения параллельных линий, командами объединения контуров и логическими контурными командами.

Кроме стандартного набора контурных операций (разрыв, объединение и изменение направления), в программе FontLab поддерживаются логические операции над замкнутыми контурами. При помощи команды Overlap... из меню Transform можно объединять контуры, устранять самопересечения, находить область пересечения и вычитать контур, как показано на Рисунок 7.8.

Рисунок 7.8 Примеры работы с контурами в программе FontLab

Кроме команд построения контуров, придется использовать команды и инструменты редактирования. Таких инструментов семь.

Основной из них - инструмент редактирования Edit, который может перемещать точки в поточечном и свободном режимах, изме-

- 193 -


нять свойства любых объектов, расположенных в окне редактирования, удалять и добавлять опорные точки, преобразовывать векторы в кривые и обратно, нормализовать кривые (превращать их в дуги эллипсов) и выделять часть контура. При перемещении опорных точек и других элементов описания символа можно точно задавать их новые координаты, просто нажав на клавишу Ctrl.

Свойства инструмента редактирования дополняют два других инструмента: Select и Erase. Первый используется для более удобного выделения участков контура, с которыми после этого можно производить различные операции, например, скопировать в другое место, удалить, дублировать или трансформировать. Второй инструмент применяется для быстрого удаления опорных точек и работает как стирательная резинка.

Инструменты Arc и Curve применяются для преобразования участков контуров в часть эллипса или в кривую Безье соответственно. Инструмент Curve можно использовать для ручной аппроксимации участков контуров (Рисунок 7.9), а его свойство фиксации направлений контрольных векторов получающейся кривой позволяет за один шаг получать высококачественные контуры.

Инструмент Arc, кроме своей основной функции, может применяться для определения произвольных эллипсов или окружностей.

Для точного определения положения опорных точек применяется инструмент Set, используя который можно точно установить любую опорную точку относительно другой, задав смещение в прямоугольных или полярных координатах.

Рисунок 7.9 Пример использования инструмента Curve программы

FontLab

Последний инструмент редактирования - это инструмент Move, предназначенный для перемещения выделенных участков контуров и их трансформирования (масштабирования, поворота или наклона).

Для измерения любых размеров символа применяется инструмент Meter. Так же как и инструмент Set, он может работать в прямоугольной или полярной системе координат. Измерения могут производиться в свободном режиме (без ограничения направления) или перпендикулярно контуру. Кроме измерения расстояний и углов, инструмент Meter может использоваться для установки хинтов и рисования трех типов прямоугольных штрихов.

- 194 -

Автоматическое тестирование правильности построения контуров

Чтобы гарантировать стопроцентное математическое качество контуров, созданных средствами системы FontLab, в ее состав включена принципиально новая технология, называемая FontAudit. FontAudit постоянно тестирует контур символа на его соответствие более чем 20 требованиям и отображает найденные ошибки в специальной панели.

Результаты тестирования носят рекомендательный характер, но, как правило, художники стремятся к тому, чтобы ошибок в шрифте не возникало, о чем и говорит отсутствие сообщений в диалоговом окне (Рисунок 7.10). FontAudit имеет еще одно полезное свойство: он может самостоятельно исправлять наиболее распространенные ошибки (команда Optimize в меню Transform/More или в ниспадающем меню панели FontAudit).

Рисунок 7.10 Сообщения системы FontAudit программы FontLab

Разметка символов

B системе FontLab контуры хранятся в соответствии с требованиями формата Type 1. Это также относится и к разметке. To есть внутри программы шрифты размечаются как Type 1 шрифты, и при экспорте в этом формате разметка полностью сохраняется. Более того, разметка исходных Type 1 шрифтов сохраняется и при их импорте, обеспечивая свойство прозрачности FontLab по отношению к Type 1 шрифтам. Для TrueType-шрифтов всегда производится автоматическое построение разметки.

- 195 -



Разметка Type 1 шрифтов состоит из двух частей: глобальной разметки (установки зон выравнивания, стандартных толщин штрихов и некоторых других параметров) и локальной разметки, относящейся к отдельным символам.

Глобальная разметка в FontLab производится в диалоговом окне описания параметров шрифта, где она при желании может быть определена автоматически.

Локальная разметка, которая состоит из разметки шрифтов и слабо изогнутых кривых, производится в окне редактирования (установка глобальных и локальных штриховых хинтов) и в специальной панели разметки, которая называется Advanced Hinting. B этой панели можно определять смену хинтов, размечать слабо изогнутые кривые (Flex) и симметричные элементы (тройные хинты - для разметки штрихов символов типа Ш или многоточия). B окне редактирования хинты могут быть установлены двумя способами: инструментом Edit

или Meter.

Использование подпрограмм

B шрифтах часто встречаются символы (Рисунок 7.11), содержащие одинаковые элементы:

Рисунок 7.11 Одинаковые элементы в различных символах

Такие элементы можно формировать при помощи команд копирования участков контуров, но при этом теряется связь между ними, и если приходится вносить в них изменения, процесс копирования необходимо повторять сначала.

Рисунок 7.12 Организация связи элементов символов в программе

FontLab

Для упрощения подобных операций в FontLab реализована поддержка контурных подпрограмм – общих динамически связанных эле-

- 196 -

ментов символов (Рисунок 7.12).

Использование подпрограмм позволяет структурно описывать символы, а динамическая связь между ними дает возможность изменять почти весь шрифт, редактируя только один символ. Подпрограммы могут быть вложенными, как показано на Рисунок 7.14.

Рисунок 7.13 Пример вложенных подпрограмм при работе с FontLab

B процессе редактирования контуров подпрограммы ведут себя совершенно «прозрачно», то есть в них, независимо от глубины вложенности, можно перемещать, удалять и добавлять точки. При этом обновление всех символов, которых затрагивает это редактирование, производится автоматически.

Трансформации и эффекты

Уже говорилось о том, что при помощи макроязыка можно программировать последовательность преобразований символов шрифта. Все средства трансформации доступны не только из макроязыка, но и из меню, и могут применяться к участку контура символа, к символу целиком или к нескольким символам, выделенным в окне Table.

Трансформации можно разделить на три группы, представлен-

ные на Рисунок 7.14, Рисунок 7.15, Рисунок 7.16.

Рисунок 7.14 Масштабирование, растягивание по одной из координатных осей, поворот и наклон на заданный угол

- 197 -