ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 609
Скачиваний: 0
A A A
Рисунок 7.15 Трансформации, манипулирующие толщиной штрихов: Bold и Outline (для изменения насыщенности символов и построение контурных шрифтов)
Рисунок 7.16 Набор декоративных эффектов
Применение любых трансформаций к участку контура производится при помощи команд меню Transform, а к символам целиком и к группам символов - при помощи панели инструментов окна Table.
Формирование заголовка шрифта
Формирование заголовка шрифта может производиться в двух режимах: полном и упрощенном. B упрощенном режиме от вас потребуется дать ответ на несколько простых вопросов (например, имя шрифта и его тип), а все остальные поля будут заполнены автоматически с очень высоким качеством.
Рисунок 7.17 Диалоговое окно редактирования заголовка шрифта
B полном режиме вы получите контроль над всеми параметрами, относящимися к форматам Type 1 и TrueType. При этом остается возможность автоматического определения всех значений (для вызова этого диалогового окна необходимо выбрать команду Font Info... из
- 198 -
меню File). Само окно представлено на Рисунок 7.17.
Все поля огромного диалогового окна редактирования заголовка шрифта содержат исчерпывающие пояснения на русском языке, доступные по нажатию правой кнопки мыши.
Одной из самых трудоемких операций при определении заголовка шрифта считается синтез описания шрифта в соответствии со стандартами IBM Classification и PANOSE. B FontLab этот процесс, как и все другие, автоматизирован. От вас только требуется выбрать из списка шрифт, похожий на ваш, и все параметры будут определены автоматически. Всего список содержит более 700 примеров шрифтов, причем вы можете дополнять его самостоятельно.
Редактирование метрик символов
Средствами FontLab можно определить все возможные метрики символов и шрифта: поля и ширину символов, кернинг и трекинг. Размеры полей символов можно изменять прямо в окне редактирования (Рисунок 7.18), передвигая границы, но лучше для этого использовать специальную панель (она вызывается командой Set Sidebearings... из меню Expert).
Рисунок 7.18 Диалоговое окно определения метрик шрифта
B этой панели можно очень удобно изменять ширину символа и величину правого и левого полей, при этом автоматически производится расчет оптических параметров символа (относительной площади черной области, а также оптических полей символов). Кроме того, если вы нажмете кнопку с изображением «магического камня», то появится Меню, в котором можно выбрать команду автоматического определения полей для текущего символа или для всего шрифта.
Для определения кернинга применяется окно, показанное
- 199 -
Рисунок 7.19. (вызывается командой Set Kerning... из меню Expert).
Рисунок 7.19 Диалоговое окно определения кернинга
Окно предусматривает ручной и автоматический режимы работы. B ручном режиме вы просто вводите строку, для символов которой необходимо определить кернинг (или выбираете эту строку из ниспадающего списка), и перемещаете символы, добиваясь их наилучшего расположения. B автоматическом режиме достаточно просто выбрать команду Autokern String (или Autokern Font - если вы хотите определить кернинг для всех символов шрифта). Чтобы определить трекинг (напомним, что значения трекинга сохраняются только в AFM-файлах Type 1 шрифтов) , необходимо открыть соответствующее окно (коман-
да Set Tracking... из меню Expert).
Рисунок 7.20 Окно примера FontLab
B этом окне можно графически или численно определять вид линий трекинга. Всего может быть установлено до 16 линий, а каждая
- 200 -
из них может иметь максимум 16 точек.
Результат, отражающий воздействие всей метрической информации (полей, кернинга и трекинга), можно увидеть в окне примера (оно вызывается командой Preview из меню File), представленное на
Рисунок 7.20.
B окне примера вы можете увидеть линию подчеркивания, положение и толщина которой задаются в диалоговом окне определения параметров заголовка шрифта.
Экспорт шрифта
Система FontLab обычно сохраняет шрифты в своем собственном формате. Это сделано, во-первых, для ускорения процесса записи, а во-вторых, для того, чтобы в одном файле сохранить всю информацию о шрифте, необходимую для его экспорта в формате Type 1 или TrueType.
B тот момент, когда вы захотите получить готовый шрифт в одном из форматов, вы просто выбираете команду Export из меню File, указываете имя шрифтового файла, при необходимости определяете параметры экспорта и нажимаете кнопку OK. Все остальное FontLab сделает автоматически в полном соответствии с требованиями форматов, причем в фоновом режиме, то есть в процессе экспорта, вы можете продолжать работу над шрифтом.
Редактирование существующих шрифтов
Для того чтобы начать работу с готовым контурным шрифтом, его необходимо импортировать. Эта операция довольно проста и сводится к выбору команды Import из меню File, указанию формата, в котором представлен шрифт (TrueType или Type 1), и выбору шрифтового файла. Как только вы выполните все эти действия, FontLab начнет импортировать шрифт и через некоторое время его символы появятся в рабочих окнах программы.
Совсем другие действия приходится выполнять в том случае, когда вы собираетесь ввести не цифровой шрифт, а изображение символов, считанное с бумаги или пленки при помощи сканера. Для ввода таких шрифтов в состав системы FontLab включена программ ScanFont, которая может открывать графические файлы, позволяет немного редактировать изображение, разделяет его на символы и трассирует их, то есть на выходе вы получаете готовый контурный шрифт.
Сервисные программы
- 201 -
Сервисные программы для работы со шрифтами можно разделить на несколько групп:
•программы для поиска шрифтов;
•программы для печати примеров шрифтов;
•программы для преобразования шрифтов;
•программы для простого редактирования шрифтов.
Программы для поиска шрифтов
Среди программ первой группы хотелось бы отметить програм-
мы FontMinder, FontMonster и FindFont (входящую в состав системы
FontLab). Обе программы производят поиск Type 1 и TrueTypeшрифтов по нескольким критериям и позволяют увидеть заголовки шрифтов.
Программа FontMonster, кроме того, умеет устанавливать шрифты в программах, которые с ними работают (Windows Control Panel для TrueType-шрифтов и ATM Control Panel - для Type 1 шриф-
тов), и формировать наборы шрифтов, позволяя легко менять их в зависимости от потребностей.
Программа FindFont позволяет преобразовывать шрифты в другой формат (например, все Type 1 шрифты в формат TrueType) и, при наличии основной программы FontLab, определять кернинг, автоматически определять разметку и трансформировать исходные шрифты.
Программы для печати примера шрифтов
Специальных программ для этой цели известно не очень много, но подобными функциями обладают многие текстовые процессоры и издательские системы, как правило, имеющие в своем составе программу, печатающую красиво оформленные примеры установленных шрифтов.
Кроме того, некоторые программы поиска шрифтов, например FontMonster, позволяют печатать их примеры.
Программы для преобразования шрифтов
Программы этой группы можно разделить на несколько типов:
•программы, преобразующие не установленный в системе шрифт в другой формат и трансформирующие исходный шрифт;
•программы, выполняющие те же действия только с установленными шрифтами;
•программы, генерирующие декоративные изображения слов, набранных тем или иным шрифтом.
-202 -
Программы первого типа (FontLab FindFont, Altsys Metarmophosis
и Ares FontMonger) импортируют исходные шрифты, преобразуют их (это Могут быть стандартные трансформации, такие как изменение насыщенности, пропорций или угла наклона) и экспортируют в заданном формате. Обычно такие программы могут использоваться для генерирования семейства шрифтов на основе одного, обычно прямого нормального, начертания.
Программы второго типа (самый яркий представитель - Altsys Fontomatic) в качестве основы используют установленные в системе TrueType или Type 1 шрифты, трансформируют их (обычно используются декоративные эффекты, позволяющие получать забавные начертания известных гарнитур) и экспортируют в одном из форматов
(для Fontomatic - только в формате TrueType).
Программы третьего типа (Bitstream MakeUp, Adobe TypeAlign и Pixar Typestry) используют установленные шрифты для создания декоративных надписей и иллюстраций и экспортируют их в графические файлы, обычно в форматах EPS или TIF. Такие программы не создают новых шрифтов, а, скорее, приближаются к универсальным графическим пакетам. Adobe TypeAlign использует двумерные операции для преобразования надписей, Bitstream MakeUp в большей степени основывается на использовании различных сложных текстур и контуров, a Pixar Typestry - синтезирует трехмерные надписи, моделируя освещение и тип материала, из которого они выполняются.
Программы для простого редактирования шрифтов
Такие программы обычно используются в тех случаях, когда возникает необходимость создания символьных шрифтов (например, состоящих из лого-символов) или редактирования нескольких символов в существующих шрифтах. Отличие этих программ от полноценных шрифтовых редакторов состоит, во-первых, в цене, а во-вторых, в том, что с их помощью обычно разрабатывают шрифты не для продажи, а исключительно для внутреннего использования. Поэтому в таких программах процесс редактирования символов предельно упрощен, а многие функции, обязательные для профессиональных систем, например, редактирование разметки символов, отсутствуют. B качестве примеров таких программ можно назвать FontMonger фирмы Ares и FontLab 2.0 Lite фирмы СофтЮнион.
Если FontLab 2.0 Lite - это попросту упрощенная и несколько «урезанная» версия полной версии, возможности которой мы уже обсудили довольно подробно, то FontMonger - это программа, специально разработанная для целей преобразования шрифтов из одних форматов другие, трансформирования шрифтов и простого редактирования отдельных символов.
- 203 -
Она способна импортировать TrueType и Type 1 шрифты, представленные в любом виде, в том числе и для Macintosh, и экспортировать их, обеспечивая автоматическую разметку и определение большинства параметров заголовка.
Возможность экспортирования шрифтов в формате, поддерживаемом операционной системой компьютера Macintosh встречается довольно редко и поэтому является одной из самых сильных сторон программы.
Одновременно в программе FontMonger может быть открыто несколько шрифтов, при этом обеспечивается возможность копирования символов между ними. Таким образом, можно открыть, например, любой наборный шрифт и добавить к нему любые значки из символьного шрифта.
Особенно хочется отметить возможности FontMonger по созданию составных символов. Такие символы могут состоять из нескольких обычных символов, каждый из которых может быть произвольно трансформирован (масштабирован, наклонен или повернут). Процесс формирования дробей полностью автоматизирован, то есть от вас требуется только ввести два символа (обычно это цифры), которые образуют дробь, и она будет построена автоматически.
B целом, программу Ares FontMonger можно порекомендовать тем, кто не занимается профессиональным производством шрифтов, а использует их, при этом потребность изменить что-либо в шрифтах возникает нечасто, а качество результата такой модификации большого значения не имеет. Всем остальным, то есть разработчикам шрифтов и серьезным полиграфистам, разрабатывающим высококачественную продукцию, все же стоит обратиться к большим шрифтовым редакторам. Используя их, вы, по крайней мере, получите полный контроль над шрифтом, а результат работы не будет зависеть от предположений, положенных в основу работы программ типа FontMonger.
- 204 -