ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 604
Скачиваний: 0
вы увидите на оттисках черные точки в тех местах, где их совсем не должно было быть.
Владельцам PostScript-принтеров следует просмотреть следующий раздел, посвященный лазерным экспонирующим устройствам - вся информация, касающаяся особенностей PostScript-вывода, помещена там. B разделе «проблемы и решения» приведены ответы на вопросы, наиболее часто возникающие при выводе «твердых копий».
Вывод на лазерном экспонирующем устройстве
C точки зрения пользователя, лазерное экспонирующее устройство представляет собой PostScript-принтер, имеющий очень высокое разрешение (до 2400 dpi, иногда до 5000 dpi) и достаточно большой формат. При этом вывод осуществляется не на бумагу, а на прозрачную пленку. Выбирая (если есть такая возможность) устройство, на которое будет выведена ваша работа, в первую очередь обратите внимание на два его параметра - максимальное разрешение и повторяемость изображения.
Доступные разрешения и линиатуры растра являются важ-
нейшими характеристиками выводных устройств. Что это такое? Запись информации на фотоформу осуществляется лазерным лучом, который либо оставляет след (точку, укол, laser dot - просьба не путать с растровой точкой) в определенном месте пленки, либо нет, Эти точки соответствуют битам в bitmap-образе страницы. Расстояние между соседними «уколами» лазера характеризуется разрешением вывода. Для разных моделей выводных систем эта характеристика может изменяться в пределах от 1000-1200 точек на дюйм (около 50 точек на мм) до 5000 точек на дюйм (200 точек на мм). При выводе штриховых работ (или штриховых компонентов работ) именно разрешение определяет качество аппроксимации наклонных и криволинейных границ элементов изображения. Впрочем, уже шаг в 20 микрон (1/50 мм) невидим невооруженным глазом, и если в вашей работе нет микротекстов с высотой букв в 1-2 пункта (или других столь же мелких фрагментов), разрешение 1200 точек на дюйм было бы достаточным для вывода. Необходимость вывода полутонового изображения меняет требования к разрешению.
Вывод полутоновых изображений на формы (и последующая печать) осуществляется с помощью растра. Если вам никогда не приходилось разглядывать в лупу офсетный оттиск, сделайте это, чтобы обнаружить составляющие его точки (они имеют размер в 0.1-0.2 мм, так что без лупы не обойтись). Точки, из которых состоит изображение, называются растровыми точками. Точки растра размещаются на форме (и бумаге) с постоянным шагом, характеризуемым линиатурой
- 224 -
растра - количеством растровых точек на дюйм или сантиметр.
Для каждой растровой точки выделяется квадратная область со стороной, обратно пропорциональной линиатуре растра - «место растровой точки» - dot area. Растровая точка занимает некоторую часть отведенной ей площади - выраженная в процентах, эта часть и называется процентом растровой точки, с которым манипулируют все программы обработки полутоновых изображений. При записи фотоформ каждая растровая точка собирается из микроэлементов - «уколов» или пятен, оставляемых лазерным лучом (Рисунок 8.1).
Рисунок 8.1 Структура растровой точки в матрице 7*7
Как и для чисто штриховых работ, расстояние между центрами соседних микроэлементов определяется разрешением вывода. Чем выше разрешение, тем ближе форма точки к желаемому идеалу (кругу, квадрату или эллипсу). Гладкость контура точки не самоцель, но она тесно связана с другой характеристикой растра - числом ступеней (уровней) градаций площади. Если линейный размер dot area в семь раз больше шага между пятнами лазерного луча, как в приведенном примере, растровая точка строится из 49 микроэлементов (7x7 = 49). Поскольку площадь точки определяется количеством засвеченных лазером микроэлементов, возможны 50 различных (по площади) вариантов формирования растровой точки, то есть при матрице разложения растровой точки 7x7 фотоформа может передавать не более 50 градаций плотности. Для повышения качества воспроизведения полуто-
- 225 -
новых иллюстраций желательно целиком использовать всю информацию, которая хранится в их компьютерных версиях - по 256 уровней на канал цвета. Для этого необходимо выполнение следующего соотношения между линиатурой (L) и разрешением (R) - R/L i 16 (если, конечно, и разрешение и линиатура имеют одинаковую размерность). Иными словами, для линиатуры в 150 линий на дюйм разрешение вывода не должно быть меньше 2400 точек на дюйм. Использование больших разрешений не приводит практически ни к каким изменениям, кроме пропорционального увеличения времени вывода.
Выбор линиатуры определяется возможностями формного и печатного цеха. Общий принцип достаточно прост - увеличение линиатуры приводит к улучшению внешнего вида полутоновых иллюстраций, но требует более качественного оборудования и большей точности при изготовлении печатных (офсетных) форм и собственно печати. Для журнальной продукции наиболее распространенной линиатурой является 150, реже 175 lpi (line per inch - линий на дюйм). Художественные журналы, альбомы печатаются при 175-200 lpi, для плакатной продукции или иллюстрированного еженедельника вполне достаточно 133 lpi. Цветные газеты обычно делаются при линиатуре 100-120 lpi.
Рассматривая формирование растровой точки в экспонирующем устройстве, мы упомянули такую характеристику растровой точки, как форма. Геометрическая форма растровой точки достаточно сильно влияет на качество печатной продукции, особенно на такие характери-
стики, как растискивание краски и минимальный процент растровой точки, поддающийся копированию на офсетную форму. Лучше всего решать вопрос о требуемой форме растровой точки с технологом типографии, в которой будет осуществляться печать тиража. Многие типографии традиционно работают только с квадратной, или только с овальной точкой. Современные выводные устройства позволяют использовать более сложные алгоритмы синтеза растровой точки, обеспечивающие минимизацию растискивания и эффекта офсетной «розетки». Достигается это за счет изменения формы в зависимости от процента точки - в светах изображения точка круглая или овальная, в тенях - «обратная круглая», в полутонах - квадратная или ромбовидная. Такие формы точки иногда называют «композитными».
Помимо классических и композитных точек существуют растры с сильно удлиненной точкой (линейный растр у Dainippon SCREEN или Geometric Dot у Scitex). C одной стороны, эти формы точки позволяют сильно снизить эффект полиграфического муара (особенно при печати более чем в четыре краски) и зрительно увеличить контрастность изображения. C другой стороны, они заметно ухудшают внешний вид однотонных полей чистых цветов, плавность «мягких» переходов цвета и гладкость геометрически правильных форм изображения.
- 226 -
Поскольку выбор формы растровой точки существенно влияет на цветопередачу, желательной является постоянная работа с одной и той же формой.
Особой проблемой является выбор углов ориентации растра, обеспечивающих минимизацию эффекта полиграфического муара. Традиционными являются углы поворота растровых систем: 105° для голубой, 90° для желтой, 45° для пурпурной и 75° для черной красок. B дополнение к повороту растровых систем практически все выводные устройства высокого класса - Dainippon SCREEN, Scitex, Linotype-Hell -
имеют специальные алгоритмы малой корректировки линиатур и углов, дающие дополнительное уменьшение заметности муара. Эти алгоритмы в разной степени совместимы с различными формами растровых точек - вывод квадратной точки с углами, оптимизированными для композитной или линейной, может дать обратный эффект.
Еще две важных характеристики фотоформ - максимальная плотность и степень жесткости растровой точки. Для нормального копирования на формные пластины оптическая плотность плашки, то есть сплошного экспонированного участка, должна быть в пределах 3.8 - 4.2 D. При плотностях ниже 3.6 начинаются искажения размеров растровых точек при копировании, плотность выше 4.5 сопряжена обычно с появлением вуали на неэкспонированных участках пленки и снижает четкость границ (жесткость) растровой точки.
Изменение оптической плотности на границе растровой точки может быть более («жесткая» точка) или менее резким. Более жесткая точка достигается независимой фокусировкой лазерного луча для каждого разрешения (выводные устройства SCREEN) и обеспечивает меньшую зависимость цветопередачи от настройки оборудования при изготовлении печатных форм. При мягкой точке площадь печатающего элемента на форме заметно меняется при незначительных изменениях времени экспонирования и условий проявления формных пластин.
B зависимости от технологии изготовления печатных форм вывод цветоделенных пленок может производиться в позитивном или негативном варианте, с ориентацией изображения эмульсией вниз или вверх. Хотя в подавляющем большинстве случаев в офсетном формном процессе используются позитивы (черные места пленки соответствуют печатающим элементам, прозрачные - пробельным), читаемые в положении «эмульсией вниз», уточните этот вопрос в типо-
графии до вывода пленок.
Любое устройство экспонирования фотоформ вносит некоторую погрешность - 50% растровой точки в файле могут оказаться на пленках 48% или 52% (отклонение может быть и больше - все зависит от конкретной машины и людей, которые ее обслуживают). Существует
- 227 -
система мер, направленных на минимизацию погрешности, вносимой собственно экспонирующим устройством. Эти меры известны под названием линеаризации или калибровки устройства вывода. После правильно выполненной линеаризации проценты растровой точки на пленке и в файле не должны отличаться более, чем на единицу. Принося на вывод большой заказ, попросите исполнителей лишний раз проверить линеаризацию выводного устройства - это «источник возможных погрешностей» цветопередачи, который наиболее легко (при желании) устранить.
Повторяемость изображения существенна для всех видов цветных работ и для книжно-журнальной продукции должна быть не хуже 25 микрон на 4-х формах, при больших значениях разброса возникает заметное несовмещение форм и красок в печати. Наиболее заметно несовмещение на цветных полутоновых изображениях, где уже при сдвиге в 70 мкм образуется видимое нарушение структуры офсетной розетки, «расплывчатость», нерезкость контуров внутри изображения и цветная кайма на его границах. Аналогичные эффекты возникают вследствие несовмещения форм на стыках цветных «плашечных» элементов оформления - при недостаточном треппинге57 здесь образуются зазоры между цветами или расширяется зона перекрытия цветов. Для работ, в которых элементы цветового оформления не «стыкуются» вплотную друг с другом, требования к точности совмещения могут быть резко снижены - 70-100 мкм будут вполне достаточными.
Представленные в отечественных репроцентрах (и на рынке оборудования) выводные устройства имеют широкий спектр характеристик, причем большинство фирм-производителей «перекрывают» различными своими моделями большую часть этого спектра. Наиболее простые и дешевые выводные устройства относятся к классу «капстан», то есть осуществляют вывод на плоскую пленку с ее пошаговой протяжкой относительно экспонирующей системы. Наиболее известны в этом классе аппараты ECRM и NewGen, а также младшие модели фирмы Agfa (AccuSet) или Linotype-Hell (Linotronic), в послед-
нее время в этой категории появились аппараты фирмы Dainippon Screen. Лучшие модели семейства капстановых экспонирующих устройств (Screen и Agfa) обеспечивают повторяемость до 25 мкм при разрешении до 3000 dpi, для «младших» представителей этого типа характерно разрешение 2000-2400 dpi при повторяемости 70 (реже 40) мкм.
Более дорогие и качественные машины используют запись на пленку, расположенную на поверхности цилиндра (внутренней либо
57 Треппинг - система мер, направленных на компенсацию эффекта несовмещения красок, основанная на создании «областей перекрытия» цветов на их стыке, так как белый просвет между плашками заметнее на глаз, чем область смешанного цвета.
- 228 -
внешней). Из машин с «внутренним барабаном» наиболее известны старшие модели Agfa (SelectSet), Scitex Dolev, а в последнее время Linotype b Crossfield. Ha системах с внутренним барабаном типичным значением повторяемости является 25 мкм, а разрешения могут достигать 5000 dpi при разумном быстродействии. B наиболее дорогих и качественных устройствах лазерного экспонирования (Screen, Crossfield, Linotype-Hell) пленка располагается на внешней поверхности вращающегося барабана. B этих системах практически достигается пятимикронная точность и повторяемость изображения в сочетании с очень высокой скоростью экспонирования и разрешением 4000-5000 dpi.
«Чужое» выводное устройство. При выводе фотоформ «на стороне», первая, необходимая во всех случаях часть такой работы - комплектация материалов, подлежащих передаче. Если вы не предполагаете готовить PostScript-файл для вывода сами, передаче подлежит публикация, то есть файл программы верстки со всеми использованными в нем материалами (иллюстрациями и шрифтами). B принципе, можно перепоручить эту работу самой программе верстки -
в QuarkXPress есть встроенная команда «collect for output», для PageMaker можно приобрести ответствующее расширение. Однако совсем не лишне проконтролировать, что за вас сделает автоматика. Подготовьте список иллюстраций командой меню PictureUsage (в QuarkXPress) или LinkInfo (в PageMaker) и сверьте иллюстрации, отобранные для передачи вместе с публикацией, по этому списку.
Если часть работы сделана в программе векторной графики - Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand или CorelDraw, обязательно переведите все использованные шрифты в кривые. Только исполь-
зуйте для перевода по возможности более мелкие фрагменты текста, чтобы не превзойти ограничение на максимальное количество узлов в кривой.
Обязательной передачей вместе с публикацией подлежат все использованные в ней шрифты. Оставляя в стороне юридические аспекты такой передачи, технически не делать этого нельзя, исключая случаи заведомой идентичности комплекта шрифтов у вас и вашего адресата (приобретены одновременно и в одном месте). Для ручной проверки списка шрифтов в QuarkXPress используйте команду меню Fonts Usage. B PageMaker такой команды нет, поэтому деактивируйте на своем компьютере все шрифты, какие можно (оставьте только системные) и откройте публикацию - PageMaker выдаст список необходимых шрифтов. Пользователи Word для РС могут воспользоваться тем же приемом – только список шрифтов придется открыть в окне «Сервис\ Параметры\ Совместимость\ Подстановка шрифтов». B том же Word есть возможность включения необходимых шрифтов (но только
- 229 -