ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.Внешняя политика ссср в предвоенный период (1939-июнь 1941гг.)
3. Советско-германский пакт о ненападении. 23 августа 1939г. Секретные протоколы.
17.Социально-экономическое развитие ссср в послевоенный период: промышленность, сельское хозяйство.
18.Политический режим в ссср в 1945-1953гг. Борьба за власть.
19. Политические процессы в ссср в 1945-1953гг.
20. Культура в ссср в послевоенный период. Литература, искусство. Постановление цк вкп(б) 1946г.
21. Наука в ссср в послевоенный период.
25. Социальная политика ссср в 1950-1960-е гг.
26. «Оттепель» в духовной и культурной жизни ссср. Шестидесятники.
27. 20 Съезд кпсс. Разоблачение культа личности Сталина.
28.Внешняя политика ссср в 1950-1960-х гг.
29. Внешняя политика ссср в 1970-1980- гг.
30. Социально-экономическое развитие ссср в 1970-1980-е г.
36. Гласность и общественное сознание в ссср во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.
39. Социально-экономическое развитие рф в 1990-е годы.
43. Рф на современном этапе. Социально-экономические преобразования.
20. Культура в ссср в послевоенный период. Литература, искусство. Постановление цк вкп(б) 1946г.
Война нанесла колоссальный ущерб развитию культуры в нашей стране. Невосполнимой трагедией стало уничтожение практически целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. Война уничтожила навсегда многие памятники культуры, соборы Новгорода и Смоленска, дворцы Ленинградских пригородов, знаменитую янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Война привела к падению уровня образования в стране. Многие дети школьного возраста на оккупированных территориях прекратили или вообще не начинали учиться. В тыловых районах катастрофически не хватало учителей, дети вместе со взрослыми стали к станкам. Программы и сроки обучения были резко сокращены. В области образования происходили только количественные изменения. Уже к концу первой послевоенной пятилетки ассигнования на школьное образование увеличились более чем в два с половиной раза по сравнению с 1940 г. За 10 послевоенных лет в стране было построено и восстановлено более 30 тыс. учебных заведений на 5 млн. мест.
С 1949 г. повсеместно был осуществлен переход к обязательному семилетнему обучению и созданы условия для всеобщего среднего образования в столицах союзных республик и крупных городах. В начале 50-х годов все дети и подростки школьного возраста вновь получили возможность учиться.
Необходимо отметить, что после войны особо широкое распространение получил метод «народной стройки» или, как говорили до революции, строили «всем миром». В восстановлении разрушенных школ и строительстве новых, как и в изготовлении учебных пособий, активное участие принимали сами школьники и их родители.
В 1950–1955 гг. начали работу 50 новых вузов. Росло и количество студентов. Уже в 1951 г. только на первые курсы институтов поступило 350 тыс. человек. Власть демонстративно ужесточила идеологический курс. 14 АВ 1946 по докладуЖданова А.А. было принято постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград". Основной удар был нанесен по Зощенко М. М. и Ахматовой А. А., творчество которых было подвергнуто грубым и несправедливым нападкам. Зощенко И.М. именовали "пошляком и подокном литературы", "беспринципным и бессовестным литературным хулиганом". Ахматову А.А. Жданов назвал "блудницей и монахиней, у которой блуд смешан с молитвой". Зощенко М.М. и Ахматову А.А. исключили из Союза писателей. Им долгое время не давали печататься. Журнал "Ленинград" был закрыт, а редакцию "Звезды" возглавил аппаратчик управления пропаганды ЦК ВКП(б).
Постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград" преследовало широкие цели. Оно было направлено против любого свободомыслия. В постановлении подчёркивалось, чтосоветские журналы не м.б. аполитичными, а редакции обвинялись в недостаткеидейности. Вскоре последовали постановления "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь", "Об опере "Великая дружба" Мурадели В.", ужесточившие идеологический контроль в сфере искусства. Жданов А.А. в своем докладе упрекал писателей за низкопоклонство и преклонение перед "мещанской иностранной литературой".
Литература первая сразу после войны подверглась сокрушительному разгрому. В 1946 г. проводниками «идеологии, чуждой духу партии» были объявлены журналы «Звезда» и «Ленинград». Поводом стали публикации произведений А. Ахматовой и М. Зощенко. Крупнейшего сатирика, М. Зощенко, назвали «пошляком и подонком литературы», обвинили в «злостно хулиганском» изображении действительности, которое «сопровождается антисоветскими выпадами». «Наносили вред делу воспитания нашей молодежи» и стихи Анны Андреевны Ахматовой, следовательно «не могли быть терпимы в советской литературе».
Зощенко и Ахматову исключили из Союза писателей и, значит, помимо прочего, оставили без продовольственных карточек, что в то голодное время было катастрофой. Зощенко пробовал подрабатывать на хлеб в сапожной артели.
Начатая в газетах и по радио травля переросла в затяжную кампанию. Она коснулась многих литераторов. Н.С. Тихонова, когда-то вместе с Зощенко входившего в литературную группу «Серапионовы братья», сместили с поста председателя правления Союза писателей СССР. Поэта Вс. Рождественского перестали издавать только потому, что тот в молодости жил в одной комнате с Тихоновым. Стихи О. Берггольц не пропускали в печать, припомнив, что она как-то высказывалась за присуждение Сталинской премии Ахматовой.
Резкой критике за недостаток «идейности», «искажение образов советских людей» были подвергнуты, опубликованные «Дом у дороги» А. Твардовского, «В окопах Сталинграда» В Некрасова, «За правое дело» В. Гроссмана, «Семья Иванова» («Возвращение») А. Платонова.
В. Некрасова за его роман о войне «В окопах Сталинграда» в 1947 г. удостоили Сталинской премии, а через год автор стал, чуть ли не «врагом народа». О причине столь разительной метаморфозы говорит (уже в 1989 г.) писатель В. Быков: «Виктор Некрасов увидел на войне интеллигента и в отличие от расхожего в нашей литературе взгляда на него как на хлюпика… утвердил его правоту и его значение как носителя духовных ценностей…».
Названные произведения стали исключением на фоне общего литературного «массива» первого послевоенного десятилетия. Согласно официальной «теории бесконфликтности» в социалистическом обществе появляется много конъюнктурных произведений, в которых фигурируют только положительные герои, они выводят на чистую воду отрицательного, который в конце обязательно оказывается шпионом, по ходу идет перевоспитание не очень сознательных, «заблудившихся». Литература представляла собой некую гладкую, безжизненную поверхность. Эта установка закрепилась в самих названиях: «Свет над землей», «Всегда вперед», «Солнце, которое не заходит», «Дали лазурные», «Большая родня».
Большинству романов, очерков и рассказов характерно обезличивание героев, что вполне соответствовало взглядам того времени на место человека в обществе и истории. Литературу буквально заполонили семейные династии – «Ястребовы», «Волгины», «Журбины», «Семья Тараса». Создается огромный пласт произведений безудержно воспевающих вождя и руководящую роль партии.
В киноискусстве так же продолжается диктат партии о чем, кому и как снимать. «Безыдейными» фильмами были названы «Большая жизнь» (о шахтерах Донбасса), «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина, вторая серия «Ивана Грозного» С. Эйзенштейна. Эйзенштейна критиковали за то, что он показал царя Ивана жестоким и необузданным человеком, с неуправляемым характером, слишком много внимания уделено опричнине (как все это напоминало самого Сталина!). Официально это звучало, как требование учесть высокую оценку деятельности Ивана Грозного революционными демократами и К. Марксом.
Эйзенштейн затратил массу сил на создание запрещенного фильма. Нарисовал тысячи эскизов, композиций, схем освещения, монтажа изображения с музыкой. Фильм снимался в тяжелейших военных условиях. Огромная нагрузка, несправедливые обвинения подорвали здоровье мастера. Последней части задуманной трилогии о царе Иване так и не суждено было появиться на свет.
Народу разрешалось смотреть только идейно выдержанные фильмы, помпезные, бесконфликтные, с обязательным присутствием идеального героя, прославляющие партию и ее вождей.
Особой популярностью пользовались добрые, наивные и смешные киноленты, такие как «Весна»Г. Александрова. Хотя бы на короткое время зрители погружались в ту жизнь, о которой мечтали, которую ждали и положили столько сил на ее создание, где добро всегда побеждало зло. Успех картинам обеспечивали замечательные актеры В. Давыдов, Ф. Раневская, Л. Орлова, Э. Гарин, Р. Плятт.
К стати, сам Сталин отдавал предпочтение трофейным лентам, особенно любил американские, ковбойские. Ругал их, но заказывал постоянно.
Не избежал «чистки» и Союз композиторов. Заклеймили позором, поставленную в Большом театре оперу В. Мурадели «Великая дружба», творчество Д. Шостаковича. На совещании деятелей советской музыкальной культуры представители ЦК ВКП (б) клеймили позором формализм, т.е. тех композиторов, которые с интересом относились к современному западному искусству.
Крепко досталось обладателю мировой славы Н. Мясковскому. Мишенью критики стала его кантата «Кремль ночью», с триумфом исполненная в Большом зале Московской консерватории. Партработникам показалось, что в ней недостаточно светлых красок. Мясковский, не смотря на нанесенный удар (здоровье его ухудшалось), нашел в себе силы написать монументальное, героико-эпическое произведение ярко национального характера – 26-ю симфонию, а затем и 27-ю симфонию. Это были последние крупные произведения прекрасного мастера.
В театрах шли только идеологически выдержанные пьесы. Такие как «Губернатор провинции» братьев Тур и Л. Щейнина или «Незабываемый 1919-й», Вс. Вишневского, где Ленин то и дело просит советов у Сталина, и чуть ли не спичку подносит, чтобы помочь ему раскурить трубку.