ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 702
Скачиваний: 0
Ругательствам во многих отношениях аналогичны божба или клятвы (jurons)_. Они также наводняли фамильярно-площадную речь. Божбу также следует считать особым речевым жанром на тех же основаниях, как и ругательства (изолированность, завершенность, самоцельность). Божба и клятвы первоначально не были связаны со смехом, но они были вытеснены из официальных сфер речи, как нарушающие речевые нормы этих сфер, и потому переместились в вольную сферу фамильярно-площадной речи. Здесь, в карнавальной атмосфере, они прониклись смеховым началом и приобрели амбивалентность.
Аналогична судьба и других речевых явлений, например, непристойностей разного рода, фамильярно-площадная речь стала как бы тем резервуаром, где скоплялись различные речевые явления, запрещенные и вытесненные из официального речевого общенишПри всей их генетической разнородности они одинаково проникались карнавальным мироощущением, изменяли свои древние речевые функции, усваивали общий смеховой тон и становились как бы искрами единого карнавального огня, обновляющего мир.
23
На других своеобразных речевых явлениях фамильярно-площадной речи мы остановимся в свое время. Подчеркнем в заключение, что все жанры и формы этой речи оказали могущественное влияние на художественный стиль Рабле.
* * *
Таковы три основных формы выражения народной смеховой культуры средневековья. Все разобранные нами здесь явления, конечно, известны науке и изучались ею (особенно смеховая литература на народных языках). Но изучались они в своей отдельности и в полном отрыве от своего материнского лона — от карнавальных обрядово-зрелищных форм, то есть изучались вне единства народной смеховой культуры средневековья. Проблемаэтойкультурывовсеи не ставилась.Поэтому за разнообразием и разнородностью всех этих явлений не видели единого и глубоко своеобразного смехового аспекта мира, различными фрагментами которого они являются. Поэтому и сущность всех этих явлений осталась не раскрытой до конца. Явления эти изучались в свете культурных, эстетических и литературных норм нового времени, то есть мерились не своею мерою, а чуждыми им мерами нового времени. Ихмодернизировалии потому давали им неверное истолкование и оценку. Непонятным остался и единый в своем мносеобразии особыйтип с м е-х овой образное Ти,бвойственныи народной культуре средневековья и в общем чуждый новому времени (особенноXIXвеку). К предварительной характеристике этого типа смеховой образности мы и должны сейчас перейти.
* * *
IВ произведении Рабле обычно отмечают исключительное преобладаниематериально-телесногоначалажиз ни; образов самого тела, еды,,njjjfeH, испражнений, половой жизни^Юбразы эти даны к тому же в чрезмерно преувеличенном, гиперболизованном виде. Рабле провозглашали величайшим поэтом «плоти» и «чрева» (например, Виктор Гюго). Другие обвиняли его в «грубом физиологизме»,в «биологизме», «натура-
24
лизме» и т. п. Аналогичные явления, но в менее резком выражении, находили и у других представителей литературы Возрождения (у Боккаччо, Шекспира, Сервантеса). Объясняли это как характерную именно для Возрождения «реабилитацию плоти», как реакцию на аскетизм средневековья. Иногда усматривали в этом типическое проявление буржуазного начала в Возрождении, то есть материального интереса «экономического человека» в его частной, эгоистической форме.
Все эти и подобные им объяснения являются не чем иным, как различными формами модернизации материально-телесных образов в литературе Возрождения; на эти образы переносят те суженные и измененные значения, которые «материальность», «тело», «телесная жизнь» (еда, питье, испражнения и др.) получили в мировоззрении последующих веков (преимущественноXIXвека).
Между тем образы материально-телесного начала у Рабле (и у других писателей Возрождения) являются -наследием ^правда, несколько измененным на ренессан-сном этапе) народной смеховой культуры^того особого типа образности и шире — той особой эстетической концепции бытия, которая характерна для этой культуры и которая резко отличается от эстетических концепций последующих веков (начиная с классицизма). Эту эстетическую концепцию мы будем называть — пока условно -Гг р о т е с к н ы м реализмо м?\.
Материально-телесное начало в гротескном реализме (то есть в образной системе народной смеховой культуры) дано в своем всенародном,__гфаздничном и утопическом аспекте^. ГЩосмическое, социальное и телесное даны здесь в неразрывном единстве/^гак неразделимое живое целое. И это целое — веселое и благостное.
# В гротескном реализме/материально-телесная с;тихия является началом глубокоположительны м, и дана здесь эта стихия вовсе не в частно-эгоистической форме и вовсе не в отрыве от остальных сфер жизци. Материально-телесноеначалоздесь;\воспри-нимается какуниверсальноеи вс е_н а р о д -н о е и именно как такое противопоставляется-всякомуотрывуот материально-телесных корней мира,всякомуобособлениюи замыканиюв себя, всякой отвлеченной идеальности,
. 25
(^всяким претензиям на отрешенную и независи м у ю от з е мл и и т е л а з н а ч и йГснГт ьГ^ Тело и телесная жизнь, повторяем, носят здесь космический и одновременно всенародный характер; это вовсе не тело и не физиология в узком и точном современном смысле; они не индивидуализированы до конца и не отграничены от остального мира. Носителем материально-телесного начала является здесьХне обособленная биологическая особь и не буржуазный эгоистический индивид,a(j?apо д?)притом народ в своем развитии вечно растущий и обновляющийся. (Поэтому все телесное здесь так ^рр&ндаюзво, преувеличенно^безмерно. Преувеличение это носитположительный,утверж-д а ю,щ ийхарактер. Ведущий момент]во всех этих образах материально-телесной жизни —!плодородие, рост,| бьющий через край избыток. Все проявления материально-телесной жизни и все вещи отнесены здесь, повторяем еще раз, но к единичной биологической особи и не к частному и эгоистическому, «экономическому», человеку,— но как бы к народному, коллективному, родовому телу (дальше мы уточним смысл этих утверждений). Избыток и ^всенародность определяют и специфическийвеселыйипраздничный (а не буднично-бытовой) характер всех образов материально-телесной жизни^ Материально-телесное начало здесь — начало праздничное, пиршественное, ликующее, это — «пир на весь мир». Этот характер материально-телесного начала сохраняется взначительной мере ив литературе и в искусстве Ренессанса и полнее всего, конечно, у Рабле.
(^Ведущею особенностью гротескного реализма является снижение,то есть перевод всего высокого) духовного, идеального, (Отвлеченного в материально-телесный план, в план земли и тела в их неразрывном единстве?; Так, например, «Вечеря Киприана», о которой мы упоминали выше, и многие другие латинские пародии средневековья сводятся в значительной степени к выборке из Библии, Евангелия и других священных текстов всех материально-телесных снижающих и приземляющих подробностей. В очень популярных в средние века смеховых диалогах Соломона с Мар-кольфом высоким и серьезным (по тону) сентенциям Соломона противопоставлены веселые и снижающие изречения шута Маркольфа, переносящие обсуждаемый вопрос в подчеркнуто грубую материально-телесную
26
сферу (еды, питья, пищеварения, половой жизни) . Нужно сказать, что одним из ведущих моментов в комике средневекового шута был именно перевод всякого высокого церемониала и обряда в материально-телесный план; таково было поведение шутов на турнирах, на церемониях посвящения в рыцари и других. Именно в этих традициях гротескного реализма лежат, в частности, и многие снижения и приземления рыцарской идеологии и церемониала в «Дон Кихоте».
В средние века в школярской и ученой среде была широко распространена веселая пародийная грамматика. Традиция такой грамматики, восходящая к «Вергилию грамматическому» (мы упоминали о нем выше), тянется через все средневековье и Возрождение и жива еще и сегодня в устной форме в духовных школах, коллегиях и семинариях Западной Европы. Сущность этой веселой грамматики сводится главным образом к переосмыслению всех грамматических категорий — падежей, форм глаголов и пр.— в материально-телесном плане, преимущественно эротическом.
Но не только пародии в узком смысле, а и все остальные формы гротескного реализма снижают, призем,-ляют, отелеснивают. В этом основная особенность гротескного реализма, отличающая его от всех форм высокого искусства и литературы средневековья. Народный. смех, организующий все формы гротескного реализма, искони был связан с материально-телесным низом. Смех снижает и материализует.
^Какой жё№&рактер носят эти снижени,И£>црису-щие всем формам гротескного реализма? На этот вопрос мы дадим здесь пока предварительный ответ. Творчество Рабле позволит нам в последующих главах уточнить, расширить и углубить наше понимание этих форм.
\Сниженй€уи низведение высокогс/Иосит в гротескном реализме вовсе де формальный и вовсе не относительный характер. «Верх» и «низ» имеют здесь абсолютное и строго т о п о г~р~а фическоезначение^ Верх — это небо; низ — это земля; земля же — это поглощающее начало (могила, чрево) и начало рождающее, возрождающее (материнское лоно).| Таково топографическое
1 Эти диалоги Соломона с Маркольфом очень близки по своему снижающему и приземляющему характеру ко многим диалогам Дон Кихота с Санчо.
27
1
значение
верха и низа в космическом аспекте. В
собственнотелесномаспекте, который нигде четко не отграничен
от космического, верх — это лицо (голова),
низ — производительные органы, живот
и зад. С этими абсолютными топографическими
значениями верха и низа и работает
гротедкный реализм, в том числе и
средневековая пародия. [Снижение
здееъ значит приземление, приобщение
к земле, как поглощающему и одновременнорождающему началу: снижая,и
хоро--4шт-и сеютодновременно, умерщвляют, чтобы родить
сызнова лучше и больше?)Снижение значит
также приобщение к жизни нижней части
тела, жизни живота и производительных
органов, следовательно, и к таким актам,
как совокупление, зачатие, беременность,
рождение, пожирание, испражнение.-^Снижение
роет телесную могилу дляновогорождения^ Поэтому (оно имеет не только
уничтожающее, отрицающее значение, но
и положительное, возрождающее: оно а м
б и в а-л е н т н о~Г"\)но отрицает и
утверждает одновременно. СбрасывТШт
не_яростоbhh3,(jb
небытие^ в абсолютное уничтожение^,—~нет,
(^извергают в производительный низ,
-в тот самый низ; где происходит зачатиеjtновое рождение^) откуда
все растет с избытком; (^другого низа
гротескный реализм и не знает/ низ —
это рождающая земля и телесное лоно,
низ всегда з а ч и н а е т.
Г~Поэтому и средневековая пародия совершенно не похожа на чисто формальную литературную пародию нового времени^ i/С'в-* */*
И литературная пародия, как и всякая пародия{_сни-жает, но это снижение^носит чисто отрицательный характер и Лишено возрождающей амбивалентности. Поэтому и пародия как жанр и всякого рода снижения в условиях нового времени не могли, конечно, сохранить своего прежнего громадного значения.
^Снижения/ (пародийные и иные) очень ^характерны и для литературы Возрождения, продолжавшей в этом отношении лучшие традиции народной смеховой культуры (особенно полно и глубоко у Рабле) .[Но материально-телесное начало подвергается здесь уже некоторому переосмыслению и сужению, -несколько ослабляются его универсализм и праздничность?) Правда, процесс этот находится здесь еще в самом его начале. Это можно наблюдать на примере «Дон Кихота».
28
Основная линия пародийных снижений у Серван теса носит характер приземления, приобщения возрождающейпроизводительной силе земли и тела. Это — продолжение гротескной линии. Но в то же время /материально-телесное начало у Сервантеса^уже несколько оскудело и измельчало. Оно^аходится в состоянии своеобразного кризиса и раздвоения, образы материально-телесной жизни начинают жить у него двойною жизнью^)
ТолстоёГбрюхо Санчо («Panza»),его аппетит и жажда в основе своей еще глубоко карнавальны; тяга его к изобилию и полноте в основе своей не носит еще частно-эгоистического и отъединенного характера,— это тяга к всенародному изобилию. Санчо — прямой потомок древних брюхатых демонов плодородия, фигуры которых мы видим, например, на знаменитых коринфских вазах. Поэтому в образах еды и питья здесь еще жив народно-пиршественный, праздничный момент. Материализм Санчо — его пузо, аппетит, его обильные испражнения — это абсолютный низ гротескного реализма, это — веселая телесная могила (брюхо, чрево, земля), вырытая для отъединенного, отвлеченного и омертвевшего идеализма Дон Кихота; в этой могиле «рыцарь печального образа» как бы должен умереть, чтобы родиться новым, лучшим и большим; это — материально-телесный и всенародный корректив к индивидуальным и отвлеченно-духовным претензиям; кроме того, это — народный корректив смеха к односторонней серьезности этих духовных претензий (абсолютный низ всегда смеется, это рождающая и смеющаяся смерть). Роль Санчо в отношении Дон Кихота можно сопоставить с ролью средневековых пародий в отношении высокой идеологии и культа, с ролью шута в отношении серьезного церемониала, ролью «Charnage» в отношении «Сагёте» и т. п. Возрождающее веселое начало, но в ослабленной степени, есть еще и в приземляющих образах всех этих мельниц (гиганты), трактиров (замки), стад баранов и овец (войска рыцарей), трактирщиков (хозяин замка), проституток (благородные дамы) и т. п. Все это — типичный гротескный карнавал, тра-вестирующий битву в кухню и пир, оружие и шлемы — в кухонные принадлежности и бритвенные тазы, кровь — в вино (эпизод битвы с винными бурдюками) и т. п. Такова первая карнавальная сторона жизни всех этих материально-телесных образов на страни-